Заболеваемость гриппом и ОРВИ и меры их профилактики

Разделы: ОБЖ

Класс: 9

Ключевые слова: профилактика гриппа и ОРВИ


Выполнила:
Бормова Анастасия Александровна,
ученица 9Г класса.

Руководитель:
Шипилов Иван Викторович,
учитель ОБЖ

Введение

Грипп — это разновидность острой респираторной вирусной инфекции, которая, как правило, рассматривается отдельно от остальных заболеваний этой группы. Грипп отличается от других инфекций особо тяжелым течением, наличием осложнений и может закончиться смертельным исходом.

Заболевания Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. В России ежегодно регистрируют от 27 до 41 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Как же защитить себя от эпидемии гриппа ОРВИ и что для этого нужно сделать?

Меня заинтересовала эта тема. Я решила самостоятельно более подробно узнать, какие способы защиты от гриппа существуют, и как их можно применять.

Выбранную тему считаем актуальной, поскольку грипп и ОРВИ - являются распространенными инфекционнымизаболеваниями, способные ежегодно приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям,поэтому необходимо постоянно проводить разъяснительную работу о мерах профилактики гриппа и ОРВИ.

Целью работы: Выяснить информированность учащихся гимназии о способах профилактики гриппа и ОРВИ.

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу.
  • Провести анкетирование с учащимися, с целью выяснения знаний о заболевании гриппом и ОРВИ и мерах их профилактики.
  • Провести исследование статистических данных гимназии о влиянии вакцинации на частоту заболеваемости гриппом и ОРВИ.
  • Предложить рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ.

Объект исследования: Заболеваемость гриппом и ОРВИ.

Предмет исследования: Способы защиты детей от гриппа и ОРВИ.

Методами исследования: анализ, анкетирование, обобщение, сравнение имеющихся в наличии материалов.

Рабочая гипотеза: Если в школе ведется системная работа с родителями по соблюдению требований к режиму дня, пропаганда здорового образа жизни, проводится регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится вакцинация учащихся, то все это уменьшит заболеваемость гриппом и ОРВИ учащихся гимназии.

1. Анализ литературных источников

1.1. Что такое грипп и ОРВИ?

Способы передачи вируса гриппа и ОРВИ.

Грипп – тяжелая вирусная инфекция, поражающая людей независимо от пола или возраста. Это острое заболевание, которое отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов.

ОРВИ — эта группа вирусных заболеваний верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложняться бактериальной инфекцией.На долю ОРВИ приходится примерно половина всех острых инфекционных заболеваний.

Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад - еще в 412 (Vв. до н.э) году до н.э. - именно тогда небезызвестный Гиппократ описал похожее на грипп заболевание. Многократные описания эпидемий гриппа встречаются в средние века.

В начале 20 века это опасное недомогание называли “испанкой”, а еще раньше – “русской болезнью”. Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии. То, что грипп – одна болезнь, хоть и приходит из разных мест планеты, ученым стало ясно из однотипности его проявлений. Первый возбудитель гриппа был открыт в 1933 году и впоследствии был назван вирусом А. В 1940 году ученые открыли еще один вирус гриппа – В. Позже выяснили, что грипп группы А является причиной больших эпидемий, как среди людей, так и среди животных, а грипп В – менее обширных вспышек болезни у людей. В 1949 году был открыт третий вирус – С, вызывающий локальные проявления нетяжелого гриппа.

Ежегодно в мире заболевают до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. 

В России ежегодно регистрируют от 27 млн. до 41 млн. человек, заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Вирусы гриппа и ОРВИ очень легко передаются. Самый распространенный путь передачи инфекции — воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода. При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. Вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2 — 3 м.Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 2–5 дней. Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из четырех форм гриппа.

1.2. Формы гриппа. Осложнения после гриппа и ОРВИ

В случае легкой формы гриппа температура тела остается нормальной или повышается не выше 38°С, симптомы заболевания слабо выражены или отсутствуют.

В случае среднетяжелой формы гриппа температура повышается до 38,5–39,5°С, к которой присоединяются классические симптомы заболевания: обильное потоотделение, слабость, суставные и мышечные боли, головная боль; поражение гортани и трахеи, болезненный кашель, боли за грудиной, насморк, сухость слизистой оболочки полости носа и глотки; боли в животе.

При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40–40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа, появляются судорожные припадки, галлюцинации, носовые кровотечения, рвота.

При молниеносной форме возникает серьезная опасность летального исхода. Характерно стойкое повышение температуры до высоких цифр, клинические проявления, схожие с симптомами менингита, но без воспалительной реакции оболочек головного мозга.

Подхватить вирус гриппа и ОРВИ можно в любое время года, но чаще всего это случается зимой, так как иммунитет человека в этот период наиболее ослаблен. Многим кажется, что грипп и ОРВИ – это безобидное заболевание, которым болеет почти каждый человек. На самом деле грипп очень опасен и может повлечь за собой серьезные осложнения.

Наиболее частым осложнением после гриппа является пневмония, на которую, в зависимости от типа вируса, приходится от 7 до 42% летальных исходов.

К другим потенциально опасным осложнениям гриппа относятся:

  • бронхит – (воспалительное поражение бронхов);
  • синусит - (воспаление носовых пазух);
  • средний отит - (воспаление среднего уха);
  • миокардит - (воспаление сердечной мышцы);
  • перикардит - (воспаление оболочки сердца);
  • полиневрит - (воспаление нервов);
  • миозит - (воспаление скелетной мышцы);
  • заболевания почек;
  • заболевания суставов.

Грозным осложнением гриппа являются: отек легких, менингит (гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга), энцефалит (воспаление вещества головного мозга), хронический гайморит.

1.3. Лечение

При возникновении первых симптомов гриппа и ОРВИ показано применение следующих средств:

- обильное питье (горячий чай, морс);

- жаропонижающие средства;

- сосудосуживающие средства для облегчения носового дыхания;

- корень солодки, настойка алтея и другие средства для разжижения и отхождения мокроты;

- противокашлевые средства;

- в первые дни болезни рекомендуются паровые ингаляции с настоями из ромашки, календулы, мяты, шалфея, зверобоя, багульника, сосновых почек;

- аскорбиновая кислота, поливитамин.

Рекомендуется проводить регулярный туалет носа - мытье дважды в день передних отделов носа с мылом. Это удаляет микробы, попавшие в полость носа с вдыхаемым воздухом. Полезно промывание полости носа настоем лука с медом (сахаром) с помощью пипетки. (Рецепт настоя: 3 столовые ложки мелко нарезанного лука залить 50 мл теплой воды, добавить 1/2 чайной ложки меда (сахара), настоять 30 минут.)

Также рекомендуется полоскание горла растворами марганцовки, фурацилина, соды или ромашки, а так же ингаляции: вскипятить 300 граммов воды, добавить 30–40 капель настойки эвкалипта, или 2–3 ложки кожуры картофеля, или 1/2 чайной ложки соды.

Можно использовать вкусные народные средства, такие как отвар шиповника, чай с малиной и медом, липовый чай. Сок малины с сахаром — хорошее освежающее питье при высокой температуре.

При гриппе, ОРВИ, бронхитах и других простудных заболеваниях применяют пихтовое масло, сочетая втирания и массаж с ингаляциями. Втирают масло в воротниковую зону спины, грудь, делают массаж стоп. После каждой процедуры больного обертывают компрессной бумагой, надевают шерстяные носки, накрывают теплым одеялом и дают пить потогонный настой из сбора трав.

При ингаляциях в эмалированную кастрюлю с кипятком добавляют 3–4 капли масла и вдыхают лечебные пары, накрыв голову полотенцем. При насморке можно закапать по одной капле масла в каждую ноздрю. Пихтовое масло снимает и приступы сильного кашля. Чистое масло закапывается из пипетки на корень языка по 3 — 5 капель утром и вечером.

При сильном кашле хорошо помогает следующий способ. Нарезать сырую редьку тонкими ломтиками, посыпав их сахарным песком. Появившийся сладкий сок принимать по столовой ложке каждый час. Натереть редьку на терке, отжать сок через марлю. Смешать 1 литр сока с жидким медом и пить по 2 ст. ложки перед едой и вечером перед сном. Хорошо помогает тертый чеснок напополам с медом. Принимают на ночь столовую ложку этой смеси, запивая кипяченой водой.

2. Анализ заболеваемости учащихся гриппом и ОРВИ в МБОУ «Гимназия №10»

2.1. Методика и организация исследования

Исследовательская работа проводилась в период с 2017– 2018 учебного года по 2019-2020 учебный год. При анализе литературных источников была определена проблема исследования, поставлены цель, задачи и основные этапы работы. Были отобраны анкеты для контроля и оценки здоровья учащихся.

В исследовании приняли участие учащиеся девятых классов гимназии. В процессе исследования применялись следующие методы: анализ, анкетирование, обобщение, сравнение имеющихся в наличии материалов.

Целью исследования явилось изучение информированности учащихся о способах профилактики гриппа и других вирусных заболеваний, выявление роли профилактических мероприятий, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения здоровья. В соответствии с целью работы перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  • Провести анкетирование с учащимися 9-х классов, с целью выяснения знаний о заболевании гриппом и ОРВИ, а также о мерах профилактики.
  • Провести статистическое исследование влияния вакцинации на частоту заболеваемости гриппом и ОРВИ.
  • Предложить рекомендации по профилактике гриппа и других вирусных заболеваний;

Методами исследования нами была выбрана анкета, беседа со школьным врачом, учителями физического воспитания. С помощью анкет мы попытались оценить эффективность профилактических мер против гриппа, среди учащихся нашей школы и выявить их отношение к своему здоровью.

Были предложены следующие вопросы:

1. Болели Вы гриппом ОРВИ в этом году?

 А) да Б) не помню В) нет

2. Делали прививку от гриппа в этом году?

 А) да Б) нет

3. Пользуетесь ли вы лекарственными средствами при профилактики вирусных инфекций?

 А) пользуюсь Б) нет, не пользуюсь В) иногда

4. Пользуетесь ли вы народными средствами профилактики?

А) да пользуюсь Б) не пользуюсь В) хочу попробовать

5. Носите ли вы маску для профилактики от гриппа и ОРВИ?

А) да Б) нет В) иногда

6. Много ли употребляете свежих овощей и фруктов в период эпидемии гриппа?

А) да Б) иногда В) нет

7. Принимаете ли вы искусственные витамины?

А) да Б) нет

3. Результаты исследований заболеваемости гриппом и ОРВИ

Нами проведено анкетирование учащихся, с целью выявления знаний о гриппе и мерах его профилактики.

Из 85 учащихся принимавших участие в опросе 78 человек (91%) имеют представление о данном заболевании. Знают и соблюдают меры профилактики гриппа и ОРВИ 58 учащихся (68%), знают и не соблюдают их 18 человек, что составляет (21%). 9 человек (10%) не знают меры профилактики гриппа и ОРВИ.

В период 2017-2018 учебногогода в качестве меры профилактики заражения носили маску 14 человек из 87 (21 %), из них заболели ОРВИ 7 человек.

Не все учащиеся ежедневно употребляют в пищу овощи, фрукты, мясные и молочные продукты, витамины, только 24 человека ответили утвердительно. Остальные употребляют их время от времени. Большинство учащихся, 80 человек, пользуются лекарственными препаратами при профилактики вирусных инфекций. Народными средствами пользуются 67 учащихся.

Из числа опрошенных учащихся 9-х классов ежегодно проходят вакцинацию только 29 детей (33%), не регулярно (не каждый год) делают прививку 15 человек (17%) и не прививаются 43 (49%) учащихся.

Количество привитых детей в параллели 9-х классов за последние три года составило: в 2016-2017 учебном году 42 человека из 822 учащихся гимназии, 2017-2018 учебном году 43 из 812 учащихся, в 2017-2018 учебном году – 40 человек 800 учащихся, что составило в среднем 5% от общего количества учащихся гимназии.

Мы проанализировали динамику заболеваний гриппом и ОРВИ среди привитых детей в параллели 9-х классов. За основу были взяты данные школьного врача. Нами установлено, что количество заболевших ОРВИ в 2016-2017 учебном году составило 46 человек (52 %), гриппом болел 1 человек. Из числа привитых - заболевших 42/18 человек. Всего заболевших в гимназии простудными заболеваниями составило 331 человек.

В 2017-2018 учебном году количество заболевших ОРВИ составило 39 человек (44%), гриппом переболел один учащийся. Среди привитых от гриппа – заболевших ОРВИ 14 человек. Всего заболевших в гимназии 239 человек.

Во втором полугодии 2018-2019 учебного года заболевших ОРВИ составило 12 человек (13%), заболевших гриппом нет. Количество заболевших ОРВИ среди привитых составило 5 человек. Общее количество заболевших 138 человек.

Исходя из приведенных данных по заболеваемости, можно сделать следующий вывод, что количество вакцинируемых за три года не изменилось и составляет в среднем 5% от общего количества обучающихся гимназии. Количество случаев заболевания ОРВИ и гриппом у вакцинируемых и не вакцинируемых учащихся снизилось, но незначительно.Можно предположить о том, что эффективность вакцинации не достаточна высока. Однако нами не были учтены социальные и бытовые условия жизни школьников, которые играют важную роль в формировании иммунитета. Мониторинг позволил сделать вывод, что необходимо дополнительно, помимо вакцинации, проводить не специфическую профилактику против гриппа и ОРВИ, а также учитывать бытовые и социальные условия жизни учащихся.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что большинство учащихся 9-х классов знают, какую опасность несет заболевание гриппом и ОРВИ. Почти все мои одноклассники согласились с тем, что необходимо заранее предупреждать простудные заболевания, используя для этого различные способы профилактики, перечисленные в анкете. Для тех учащихся, которые часто болеют, в течении года, мы рекомендовали профилактические мероприятия для подержания своего здоровья в период эпидемии. У большинства опрошенных недоверчивое, а иногда и резко отрицательное отношение к вакцинации против гриппа. Возможно это из-за побочного действия, низкой эффективности и других факторов.

4. Меры профилактики

Профилактика гриппа и ОРВИ состоит в общем оздоровлении, укреплении организма и стимуляции иммунитета путём закаливания, занятий физкультурой на свежем воздухе, лыжами, катанием на коньках, плаванием, употреблением полноценной, богатой витаминамипищи, а в конце зимы и начале весны — умеренного количества витаминных препаратов, лучше естественного происхождения.

В разгар инфекции рекомендуется ограничить посещение массовых мероприятий, особенно в закрытых помещениях, избегать слишком тесного контакта с больными, как можно чаще мыть руки. Те же правила следует соблюдать и больным: взять больничный лист, не посещать массовые мероприятия, стремиться как можно меньше пользоваться общественным транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми, носить марлевую повязку.

Основным методом профилактики против гриппа является активная иммунизация вакцинация, когда в организм вводят частицу инфекционного агента. Благодаря этому заболевание предупреждается еще до его начала. Вакцинацию лучше проводить осенью, поскольку эпидемии гриппа, как правило, бывают между ноябрем и мартом.Существует миф, что прививка защищает человека от заболевания гриппом, но, к сожалению, это не так. Привившись, вы можете заболеть точно так же, как и не привитый человек, с той же вероятностью, но если все же заболеете, то перенесете болезнь намного легче и без осложнений.

Также профилактики гриппа рекомендуют принимать препараты, для укрепления иммунитета. Такими препаратами являются: Афлубин, Амизон, Арбидол, витаминный комплекс, особенно витамин С.

Витамины можно принимать как в драже, так и непосредственно во фруктах. Из драже можем посоветовать известный всем Ревит, а что касается фруктов, то налегайте на лимон, апельсин, киви и другие.

Среди народных средств в качестве профилактики гриппа и ОРВИ на первое место нужно отнести чеснок и лук. Чем больше вы их будете употреблять – тем лучше, но при этом без фанатизма. Также лук и чеснок можно не только есть, а и нюхать их запах, что не менее полезно, чем само употребление.

Если у вас есть ингалятор, то обязательно воспользуйтесь им для профилактики гриппа. Очень хорошим средством для профилактических ингаляций будут травы, особенно шалфей. Если у вас нет ингалятора, то не отчаивайтесь, вы можете приобрести аромалампу и добавить в неё эфирное масло эвкалипта. При этом фитонциды эвкалипта очистят воздух в помещении от вирусов, к тому же эвкалипт издаёт очень приятный запах.

Из народных методов также рекомендуется принимать настой шиповника, смесь липы с калиной. Если у вас есть малиновое варенье, то из него можно делать чай, который очень полезен для организма в период свирепствования эпидемии гриппа. Нельзя не упомянуть и о чае с лимоном, который обогатит организм витамином С.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, мы сделали вывод, что основным средством против заболевания гриппом остается поддержание своей иммунной системы в хорошем состоянии. А для этого необходимо использовать факторы способствующие укреплению защитных сил организма:физические упражнения, закаливание,сбалансированное питание, богатое естественными витаминами, пребывание на свежем воздухе и соблюдение мер гигиены в качестве профилактики.

Делать или не делать прививку, это дело каждого. К тому же, по материалам нашего исследования видно, что и переносимость и результативность вакцинации не высока. Вакцинация против гриппа в 1,5-6 раз снижает появление клинических симптомов при заражении вирусом гриппа, а также защищает от появления осложнений. Если вы всё-таки приняли решение о вакцинации, то делать это лучше до эпидемии, чтобы успел выработаться иммунитет, а также человек должен быть во время вакцинации здоров.

В любом случае, ношение маски, соблюдение гигиенических требований, употребление здоровой пищи и витаминов, правильное закаливание, позволяет снизить вероятность заболевания гриппом. На примере моей семьия наглядно убедилась в эффективности такой меры профилактики, как употребление чеснока. Все члены моей семьи регулярно употребляли в пищу чеснок. Небольшие кулончикииз чеснока висели дома. И как результат, в период эпидемии простудных заболеваний, никто из нашей семьи не заболел.

В нашей школе, в разгар эпидемии медработник регулярно проводит осмотр всех учащихся и в случае обнаружения у кого-либо симптомов ОРВИ или гриппа, сразу же предпринимает соответствующие меры. Также во всех классах проводятся классные часы и беседы по данной тематике, проводитсяработа с родителями. Все эти меры позволяют нашей школе не превышать эпидемиологический порог заболеваемости.

Я считаю, что все поставленные мною задачи выполнены: С помощью анкет и опроса мы постарались оценить эффективность профилактических мер против гриппа, среди учащихся нашей школы и выявить их отношение к своему здоровью. Мы проанализировали динамику заболеваний гриппом и ОРВИ среди привитых детей. За основу нами были взяты данные школьного врача. Постарались выявить факторы, способствующие укреплению защитных сил организма, повышению иммунитета. С этой целью проведено анкетирование учащихся 9-х классов.

Среди факторов ухудшающих здоровье, я бы выделила не соблюдение нормы здорового образа жизни у некоторых учащихся:отсутствие режима дня, полноценного питания, нежелание посещать ими спортивные секции. А также низкий контроль со стороны некоторых родителей за времяпрепровождением детей. На мой взгляд, необходимо усилить контроль, как со стороны родителей, так и со стороны школы за соблюдением детьми профилактических мер против гриппа и ОРВИ. Необходимо чаще об этом говорить на родительских собраниях, проводить беседы, круглые столы, спортивные праздники с привлечение родителей (мама, папа, я - вместе дружная семья), пропагандировать здоровый образ жизни.

Заключение

В процессе работы над данной темой, изучая дополнительную литературу, я проанализировала средства и способы профилактики гриппа, оценила эффективность профилактических мер, познакомила одноклассников с рекомендациями по профилактике гриппа.

Конечно, к простудным инфекциям восприимчивы почти все из нас. Вот почему в случае появления предвестников заболевания, необходимо предпринять вышеперечисленные профилактические меры, чтобы не заболеть.

Мы можем повысить устойчивость собственного организма таким простым средством, как здоровый образ жизни. Заболеваемость гриппом носит серьёзный характер, он встречается повсеместно, способен к эпидемическому, а порой и к пандемическому распространению в относительно короткие сроки, поэтому важно соблюдать меры профилактики.

Наша работа имеет практическое значение. Она интересна педагогам, родителям и учащимся, заботящимся о своем здоровье.

Данные работы имеют практический интерес на уроках биологии и ОБЖ, они будут интересны при проведении родительских собраний, классных часов и педагогических советов.

В период эпидемии заболеет только ленивый, кто просто не примет меры. Не поленитесь, позаботьтесь о себе. Глядишь, и врачам, работы станет меньше.

Приложения

Cписок литературы

  1. Бугаев В. Грипп шагает по России / В.Бугаев // Гражд. защита. -1998. - N: 10. - С. 14-18.
  2. Свальнова. В. Грипп: привет всей семье. / Свальнова В. //Здоровье. - 2001. - N 11. - С. 64-67.
  3. Малых, В. П. Грипп: учеб.пособие / В.П.Малых, М.Г.Романцов, Т.В.Сологуб. – Харьков: Книга, 2012. – 100с.
  4. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми{текст}/ А.Е.Бабенкова. – М.: ООО Издательство "Астрель", 2003. - 206 с.
  5. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. {текст}/ Г.Н.Сердюковская, А.Г.Сухарев. Руководство для санитарных врачей - М.: Медицина, 1986. - 320 с.
  6. https://tion.ru/blog/profilaktika-grippa-orvi/
  7. https://zdravbud.net/new/profilaktika-grippa