Формирование способов умственной деятельности при усвоении знаний младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Вспомним слова Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Какой же тогда должен быть учитель на современном этапе развития общества? Это человек, который любит свою профессию, преданный делу, своим ученикам. Любовь к детям остаётся неизменно во все времена. Учитель должен быть всесторонне развитый во всех областях, человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников. Это профессионал, имеющий глубокие знания, владеть различными методами обучения, знать психологические механизмы усвоения знаний и умений в процессе обучения. Ясно и доступно излагать материал, соблюдать логическую последовательность изложения, проявлять творческий подход. Это профессионал, который учитывает то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть. Учитель — это человек, который находится в постоянном творческом поиске. Быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно.

Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно- воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Усвоение знаний – сложный процесс, обеспечивающий овладение общественно-историческим опытом, зафиксированным в понятиях, законах, правилах, определениях, терминах, описаниях. Человек овладевает этим опытом на протяжении всей своей жизни – в игре, труде, общении. Школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их умственную активность: учить мыслить, самостоятельно пополнять и обновлять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач.

Развитие умственной активности происходит в процессе усвоения знаний. Однако не всякое усвоение обеспечивает эту актуальность. Необходима его особая организация, при которой учащиеся развивают свое мышление, интересы, склонности, реализуют потребность в общении со старшими сверстниками, учатся понимать себя и окружающих людей, работать коллективно. Развитие умственной активности при усвоении знаний - важный источник формирования личности ученика. Без самостоятельности и активности не может быть твердых убеждений, общественно значимости оценки своего поведения, творческого и ответственного отношения к обязанностям, добросовестного их выполнения.

Усвоение знаний- большой и нелегкий труд. Он требует длительных и напряженных усилий, максимальной отдачи интеллектуальных сил, мобилизации воли и внимания. Как всякий труд, овладение знаниями предполагает использование средств деятельности, тех способов, которые обеспечивают наиболее рациональное усвоение знаний, особую мотивацию, создание у учащихся побудительных сил и потребностей в приобретении знаний, то есть того, из чего складывается умение и желание учиться. Для развития умственной активности школьников способствует совершенствование программ и учебников, форм и методов обучения. Умственная активность – сложное психическое образование. Она свойственна любому человеку и направлена на преобразование окружающего мира. Пытливость, любознательность, стремление познать действительность, чтобы адекватно ориентироваться в ней, - важные качества личности. Познавательная деятельность ученика происходит в специально организованных условиях, в которых зафиксированы содержание и объём знаний, логика их предъявления, формы и средства подачи материала. В этих условиях познание носит не стихийный, а целенаправленный характер и выступает как усвоение знаний в определенной, строго продуманной системе. Знания преобразуется мышлением, и в этом смысле они являются орудием мысли, средством познания. Умственная активность школьника проявляется в возможности преобразования заданных для усвоения знаний в соответствии с конкретными целями и задачами усвоения.

Следует подчеркнуть, что учебник не является единственным источником информации. Поэтому учебник не выступает для современного школьника только источником информации. Его функция - научно объяснять, интерпретировать, обобщать факты, явления действительности, определять мировоззренческий подход к их анализу, использованию и в этом смысле формировать у школьников научный метод мышления. В связи с этим изменилась и функция учителя на уроке. Обладая большим запасом предметных знаний, можно не уметь их активно преобразовывать, использовать в ситуациях, не заданных обучением. И наоборот, при минимуме знаний можно гибко ими пользоваться, самостоятельно добывать новые. Современный урок требует постоянной и напряженной работы не только учителя, но и ученика. Предлагая различные проблемные ситуации, активизируя тем самым мышление детей, учитель должен работать с каждым учеником в отдельности, так как для одного ученика анализируемая учителем ситуация еще не проблема, а для другого уже не проблема. Чтобы ученик активно работал на уроке, он должен быть подготовлен к принятию и решению проблемы. Это значит, что должны быть созданы условия для реализации его учебных возможностей, причем не вообще, а совершенно конкретно с учетом программного материала, подлежащего усвоению. Если учитель не контролирует эти индивидуальные возможности (а они зависят от разных причин, очень динамичны), то добиться активной работы каждого ученика на уроке очень трудно. Учителя используют различные средства для организации самостоятельной работы учащихся.

В классе учащиеся должны работать коллективно. И вместе с тем – каждый самостоятельно. Организовывать работу каждого ученика в системе коллективной работы – значит не только задавать известные образцы усвоения в виде знаний, приемов действия, но и анализировать процесс их усвоения, а он всегда индивидуален. Каждый ученик в ходе усвоения заданного образца не просто следует ему, а трансформирует его с учетом своего учебного опыта. Выявление способов учебной работы позволяет учителю раскрыть индивидуальные возможности ученика не через описание состояний отдельных психических функций, а через предметную деятельность, которая осуществляется на уроке в процессе усвоения знаний и которую можно зафиксировать в ее содержании, вызвать в случае необходимости, проконтролировать. Анализируя те способы, которыми ученик усваивает знания, учитель получает возможность управлять его умственной активностью, опираясь на ее индивидуальное проявление. Умственная активность младших школьников внешне проявляется в поведении. В этом возрасте дети с готовностью отвечают на вопросы учителя, они открыты для его педагогических воздействий. На уроке они стремятся к тому, чтобы их обязательно спросили, положительно оценили. Главное для них – заслужить одобрение учителя. Они всецело доверяют его авторитету, во всем ему подражают, следуют его советами рекомендациям, заданным образцам усвоения. На уроке они дружно и коллективно работают по указанию учителя. В этом возрасте дети психологически готовы к овладению знаниями, у них наблюдается большой познавательный интерес.

Среди мотивов, определяющих их положительное отношение к учению, они выделяют такие, как «хочу много знать», «научиться решать трудные задачи», «читать увлекательные книги», «делать полезные вещи», «открывать новое». Однако учащиеся младших классов ориентируются главным образом на достижение конечного результата в своей учебной деятельности. Поэтому учитель на уроке должен создать все необходимые условия для анализа уже сложившихся у учащихся способов учебной работы, определяющих характер и возможности восприятия ими учебного материала, хранения его в памяти , воспроизведения в процессе решения задач. Только так можно воздействовать на умственную активность, рационально ее организовать, усовершенствовать. Чтобы добиться умственной активности на уроке, учителю надо всякий раз не только ясно представлять его цели и задачи, но и моделировать ту умственную деятельность учащихся, которая необходима для реализации этих целей. Учитель должен осознать не только то, какие знания он ведет на уроке, но и какому методу мышления научит школьников. Чтобы усвоить знания, ученик перерабатывает содержание знаний.

Формирование метода мышления необходимо. Мышление обеспечивает переработку информации и получение новой, не заданной в исходной ситуации. Оно возникает из потребности выполнить ту или иную задачу, путь разрешения которой человеку неизвестен. Основной ситуацией, вызывающей процесс мышления, является проблемная ситуация, которая требует нахождения знаний, способов действия, а также применения их в новых, нестандартных условиях. Нет «чистого» мышления, мышления вне знания. Нет детей, от природы интеллектуально пассивных. Но нет и одинаково активны. Умственная активность- сложное психическое образование, формируемое под влиянием разнородных, динамичных факторов. Формирование активности в процессе усвоения знаний требует от учителя проникновения в ее характер, источники индивидуальных проявлений. Каждый учитель должен быть тонким диагностом всех тех изменений, которые происходят с учениками под влиянием педагогических воздействий.

Список литературы

  1. Александрова Л.А. Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании// Психология образования в XXI веке: теория и практика. [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/education21/issue/54116_full.shtml
  2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б.Батюта, Т.Н.Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П.Блонский. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 359 с.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С.Психология. – М., 2008. - 122 с.
  5. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В.Ермолаева. - М., Воронеж, 2003. - 376 с.
  6. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И.Игнатьев. - М.: Просвещение, 1956. – 438 с.
  7. Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 681 с.
  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 358 с.
  9. Мухина В.С. Детская психология / В.С.Мухина М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
  10. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа. – 2012: №10: С.6-12.