Эффективные приёмы, используемые на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


На сегодняшний день одной из важнейших задач школы является повышение заинтересованности учеников к учебе. Возникает вопрос, какую форму для практики использовать, чтобы запас мотивации был направлен на более продуктивное усвоение учащимися образовательной программы. Значит, ребенка необходимо заинтересовать, обучение нужно проводить в непринуждённой форме, чаще менять вид деятельности, именно такой вариант обучения, даст ребенку возможность не уставать от однообразных уроков.

Одним из продуктивных средств роста интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Дидактическая игра

Учащихся младших классов очень легко вовлечь в игровую деятельность. Они легко входят в разные образы, ярко и непосредственно воспринимают игровую деятельность. Дидактическая игра — одно из наиболее эффективных средств, развивающим интерес к учебному предмету.

Очень важно, чтобы игровая деятельность неотъемлемо сочеталась с интенсивной и серьёзной работой, чтобы она не отвлекала учащихся от учёбы, а наоборот, оказывала поддержку в умственной работе. Если игровая деятельность ребёнка сопровождается стабильным познавательным интересом, то это и есть мощный симулятор его активности в постижении и усвоении чего-то нового. Помимо этого, игра служит переходным мостиком к учению, то есть той средой, в которой легче и увлекательнее проходит познавательная работа. Игра предполагает образование воображаемых условий и их обыгрывание.

Ребёнок мыслит действиями. Те образы, которыми он пронизывается в игровой деятельности, стимулируют процесс его мышления, а также его творческую интуицию.

Стараемся брать игры с правилами, которые настраивают ребят на разгадывание (решение) учебных проблем, формируют самоконтроль и самооценку. Ролевые игры улучшают творческую фантазию, мышление, коммуникативные умения. Игры настраивают, формируют действия ребёнка, сдерживают его спонтанность, непроизвольную темпераментность. Понимая правила игры, дети берут инициативу в свои руки, в результате чего вырабатывается характер и темперамент.

Игровая технология даёт возможность школьникам получить знания уверенного себя держать в трудной ситуации, развивает пунктуальность и сосредоточенность при реализации определённых обязательств, прививает скорее осмысливать и исследовать продукт собственной работы, переменой определённых видов деятельности.

Функции дидактической игры:

  • Обучающая;
  • Развивающая;
  • Воспитывающая;
  • Мотивационная;

Дидактическая игра:

  • Дидактическая игра скрыта от школьников;
  • Внимание направлено на реализацию игровой деятельности;
  • В ходе игры учащиеся невольно овладевают познаниями, навыками, умениями;
  • Взаимоотношения устанавливаются не учебной деятельностью, а игрой.
  • Служит приёмом воспитания интеллектуальной инициативности;
  • Стимулирует психические процессы;
  • Пробуждает заинтересованность к процессу познания;

В процессе игры формируются:

  • Сосредоточенность;
  • Самостоятельность мышления;
  • Стремление к познаниям.

В результате учащиеся:

  • Познают и хранят в памяти всё новое;
  • Разбираются в непростых ситуациях;
  • Восполняют запас понятий, тезисов;
  • Развивают воображение.

Работа с тренажерами

Тренажёры – это форма работы с электронными пособиями, работа в каждом строится на принципе прямой манипуляции с математическими и лингвистическими объектами и моделями. Посредством игрового сюжета есть возможность закрепить знания и проконтролировать степень понимания учебного материала.

На экране можно очень быстро вставить букву, целое слово, или заменить предложение, вычислить выражения, решить задачи. Так формируется среда для роста у учащихся познавательных интересов, обдумывания, рассуждения, поиска новой информации. У учащихся появляется чувство уверенности в своих силах.

Во время подобной работы у учащихся происходит формирование и совершенствование форм самосознания и самоконтроля, пропадает страх неверных действий, уменьшается тревожность и беспокойство, тем самым формируются личностные и духовные предпосылки для успешного процесса обучения.

Некоторые тренажёры включают физические минутки для глаз, ведь они дают возможность успокоиться и снимают утомление.

На уроках математики и русского языка зачастую пользуемся тренажёрами. Работу с тренажёрами включаем на разных этапах урока:

  • во время устного счёта (математика);
  • при закреплении нового материала;
  • в самостоятельной работе;
  • при игровых минутках.

Проблемно-диалогическая технология

На проблемно-диалогических занятиях задача учителя сначала при помощи беседы помочь учащимся поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока. Таким образом у учащихся появится интерес к новому материалу, а значит, и его понимание.

Групповая работа

Работа в группах, в постоянных парах, парах сменного состава формирует на уроке отчётливое эмоциональное настроение, помогает каждому учащемуся раскрыться как личности.

Учащиеся учатся работать в группах, в командах с лидером, также учатся возглавлять команду и подчиняться. Во время групповой работы учитель координирует внутри коллективные взаимоотношения. Учащиеся соблюдают основные правила работы в группе, которые вырабатывают и утверждают сами: полное уважение к одноклассникам, серьёзное отношение к размышлениям и чувствам других, терпеливость, дружелюбие.

Информационно-коммуникативные технологии

Цели применения ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному;
  • активация познавательной сферы учащихся;
  • усиление положительной мотивации обучения;
  • применение как средства самообразования;
  • повышение степени знаний;
  • реализация проектной деятельности учащихся.

Таким образом, ИКТ надлежит исполнять определенную образовательную роль, оказать поддержку школьнику разобраться в потоке информации, усвоить ее, взять на заметку, а ни в коем случае не пошатнуть здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Педагог, применяющий в своей практике информационно-коммуникативную технологию, перестает быть для ученика единственным источником информации, становится партнером ученика в процессе обучения.

Заключение

Таким образом, приёмы, применяемые на уроке, делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Это создаёт у учащихся приподнятое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Различное игровое поведение поддерживает и усиливает интерес учащихся к учебному материалу. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся. Даже самые безучастные из детей включаются в работу с большим желанием и прилагают все свои усилия, так как детям нужен успех.

Использование инновационных технологий, приёмов и методов обучения создаёт ситуацию для повышения результативности изучения учебного предмета, содействует индивидуальному росту, саморегуляции, воспитывает умение учиться. Это является одним из критериев успешности учителя.