Изучение строения и передвижения простейших на примере инфузории-туфельки. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Ключевые слова: биология, инфузория-туфелька, строение и передвижение простейших


Технологическая карта урока биологии

Предмет

биология

Класс

7 класс

Учебник 

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные 7 кл, 2011г.

 

 

Тип урока

Изучение нового материала. Лабораторная работа №1. Урок – исследование.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Цель: Привить навыки исследовательской самостоятельной работы учащимся. Задачи: изучить особенности строения и передвижения простейших (предметные)
Уметь наблюдать, сравнивать, обращаться со световым микроскопом и цифровой камерой; уметь работать по инструкции, сверять свои действия с целью (метапредметные). Проявлять интерес и любознательность к изучению микромира живых существ (личностные).

Межпредметные связи

Химия, физиология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по биологии).

Материалы и оборудование

Световой микроскоп, цифровая камера М500, предметное и покровное стёкла, пипетка, вата, культура простейших в колбе, тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование

Методы обучения

Словесный метод обучения, наглядный. Исследовательский, практический метод, частично поисковый. Самостоятельная работа, проведение фото- и видеосъемки. Метод логических рассуждений, анализ.

Список используемой литературы

http://licey.net/free/6-biologiya/24-laboratornyi_praktikum_po_zoologii/stages/214-stroenie_i_zhiznedeyatelnost_infuzorii_na_primere_infuzorii_tufelki.html лабораторная работа
http://studopedia.ru/15_1318_klass-resnichnie-infuzorii.html  картинка

Структура урока и ход лабораторной работы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты и УУД

Организационный этап. 2 мин.

Приветствует учащихся, раздаёт, колбы, микроскопы, камеры,  пипетки и др.

Приветствуют учителя, проверяют комплектацию раздаточных материалов

Вежливость, точность.

Подготовка к лабораторной работе. 5 мин

Показывает, как настроить микроскоп, поясняет, как подключить камеру к микроскопу и компьютеру, зачем

Настраивают микроскоп, подключают камеру, определяют цель работы

Постановка учебных целей

Самостоятельная работа учеников. 25 мин.

Координирует деятельность учащихся: наблюдайте за движением простейших. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каким концом тела она движется вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?
Инструктирует:
Присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите реснички на её теле. Понаблюдайте за ними. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички?
Найдите в передней половине тела желобок – околоротовую впадину. Найдите мерцающую полоску - это глотка, в которую ведет ротовое отверстие.

Найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом их образования и движением в цитоплазме.

Понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц?

Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Каковы функции?

Изучите ядерный аппарат инфузорий. Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Каковы функции?

1.Наблюдают движение инфузорий в пробирке через окуляр микроскопа.
2.Экспериментируют. В каплю с инфузориями помещают кристаллик соли. Что происходит, разглядывают под микроскопом.
Для замедления  движения инфузорий, в каплю помещают пару волокон ваты. Инфузории задерживаются между волокнами ваты. Это позволяет рассмотреть внутреннее строение инфузорий.
3.Изучают внутреннее строение инфузории-туфельки, и что происходит внутри тела.
4.Создают и подписывают фотографию простейшего в формате jpeg, пользуясь цифровой камерой и программой Левенгук, подписывают части клетки инфузории-туфельки на мониторе.

5.Делают выводы, что это – сложно организованные простейшие. Они сохраняют постоянную форму. Двигаются в воде с помощью ресничек. Поглощают пищу клеточным ртом, а выделяют остатки через порошицу. Имеют вакуоли, - пищеварительные и сократительные. Имеют в клетке два ядра: большое и малое.  Делятся пополам

Перевод познавательной задачи - в практическую.

Составление плана последовательных действий.

Анализ выделение объектов и процессов:
рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей;
рассмотрение количества объектов и их частей.

Умение находить взаимосвязь формы и функции.

Умение выражать смысл
различными средствами, в т.ч. символами на фотографии через подписи ее на мониторе компьютера при использовании цифровой камеры.

фиксирование результатов своей деятельности в тетради путем распечатывания окончательно подписанной фотографии инфузории-туфельки и вклеивания фото в тетрадь

Проверка усвоения знаний. 5 мин.

Задает вопросы: Почему инфузория-туфелька так названа?

Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения?

Сравнивают инфузорию-туфельку с ранее изученными амёбой протеем и эвгленой зелёной.
Отвечают на вопрос: Что доказывает более сложную организацию инфузории-туфельки?

Умение задавать вопросы.
Умение слушать учителя.
Умение отвечать на вопросы

Закрепление знаний. 5 мин.

Проверяет фотографии учеников: правильность подписей частей клетки.
Корректирует, исправляет подписи
Дополняет любопытными фактами информацию об инфузориях.
Отвечает на вопросы учащихся

Сверяют свои подписи на фотографии с рисунком в учебнике.
Ученики должны уметь показать на фотографии у инфузории-туфельки: ресничный покров; глотку и рот; пищеварительные вакуоли и их путь в цитоплазме;
порошицу; сократительные вакуоли; ядерный аппарат инфузорий

Перевод практической задачи - в еоретическую.

Соотнесение предметного содержания с действиями

Рефлексия. 2 мин.

Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Выделяет успешных учащихся

Делятся впечатлениями друг с другом, что увидели в микроскоп, в цифровую камеру на мониторе компьютера, что еще хотелось бы увидеть и какую работу проделать

Оценочные умения

Домашнее задание. 1 мин.

Читать параграф 4 учебника «Простейшие». Отвечать на вопросы в конце параграфа

Записывают домашнее задание

Внимательность и аккуратность