Использование учебного оборудования на уроках математики для формирования действия самоконтроля младших школьников. Тема урока: "Умножение и деление на 2"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», младшие школьники, умножение и деление на 2


Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями, начиная с младшего школьного возраста. Одним из важных условий развития является формирование навыков самоконтроля, желание и умение контролировать свою учебную деятельность, которая способствует активизации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях, повышает успешность обучения. Вергелес В.А., Дорофеев Г.В., Епишева О.Б., Занков Л.В., Манвелов С.Г., Пышкало А.М., Фридман Л.М. рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности. Более глубоко и основательно вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии такими учеными как: Давыдов В.В., Ительсон Л.Б., Собиева Г.А., Эльконин Д.Б.

В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития.

Согласно ФГОС НОО контрольно-оценочная деятельность на уроке должна осуществляться таким образом, чтобы и учитель и учащиеся были активными участниками данного процесса. Учащихся необходимо учить приемам взаимо- и самоконтроля. Критерии и эталоны, по которым учитель оценивает и контролирует учащихся, должны им сообщаться, и тем самым будут усваиваться. В результате этой деятельности учащиеся овладеют развитыми формами рефлексивной деятельности. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Авторы, которые пользуются понятием самоконтроля, не всегда понимают его одинаково. Например:

- Страхов В.И. считает, что “самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов”.

- Эльконин Д.Б. дает определение самоконтролю так: “Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом”.

Таким образом, самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции с помощью волевой регуляции. Учащийся должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения.

Самоконтроль считается сформированным, если младший школьник:

- умеет подчинить свое поведение правилам;

- сверять действия с образцом, с системой условий;

- изменять действия в заданных условиях.

Для развития навыка самоконтроля существуют приемы, которые необходимо включать в учебный процесс. Они должны использоваться как на различных уроках, так и во внеурочной работе, их необходимо включать ежедневно. Среди основных приемов можно выделить:

  • Сверка с написанным образцом.
  • Взаимопроверка с товарищем.
  • Коллективное выполнение задания и коллективная проверка.
  • Индивидуальная проверка задания по алгоритму:
  • Прочитай задание.
  • Проверь, правильно ли ты списал данные.
  • Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.
  • Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.
  • Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.
  • Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и все ли ты проверил.

5. Использование учебного оборудования на различных этапах урока.

Для современной начальной школы в соответствии с ФГОС НОО, разработано большое количество учебного оборудования, предназначенного для формирования действия самоконтроля у младших школьников на уроках математики:

1. Динамическое раздаточное пособие со шнурком («Арифметика», «Геометрия», «Логика», «Величины», «Работа с информацией»).

2. Динамическое раздаточное пособие с эластичными элементами для начальной школы («Сложение и вычитание», «Умножение и деление», «Доли и дроби», «Единицы измерения»).

3. Палитра («Основы счета», «Сложение и вычитание в пределах 20», «Переход через 10», «Двузначные числа», «Простые примеры», «Переход через круглый», «Умножение на 2, 5 и 10», «Умножение 3, 4 и 6», «Умножение 7, 8 и 9», «Сложение и вычитание в столбик», «Умножение и деление в 2 шага», «Умножение и деление круглых чисел», «Величины», «Трехзначные числа»).

4. Математическая мозаика («Вычитание в пределах 100, 1000», «Сложение в пределах 100, 1000», «Деление в пределах 100, 1000», «Умножение в пределах 100, 1000», «Доли»).
5. Карточки для счета («Арифметика 2», «Арифметика 2.2», «Арифметика 3», «Арифметика 4»).

Фрагмент урока математики с использованием карточек для счета «Арифметика 2.2»

УМК «Школа России».

Класс 2.

Тема урока. Умножение и деление на 2

Тип урока: урок совершенствования способов действий.

Цель урока – организация деятельности учащихся по использованию табличного умножения на 2 и соответствующих случаев деления.

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять умножение и деление с числом 2.

Метапредметные:

  • познавательные УУД: устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов;
  • регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые исправления;
  • коммуникативные УУД: контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Структурный компонент урока: организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Учитель каждому ряду раздает планшеты с разными карточками для работы и «волшебные» фломастеры.

Учитель. Рассмотрите планшеты с карточками.

Вам даны задания, в которых нужно найти значения выражений. Что для этого вы должны хорошо знать и уметь применять?

Учащиеся. Знания таблицы умножения на 2 и соответствующих случаев деления.

Учитель. Работать вы будете в парах. Ответы записывайте «волшебным» фломастером. Не забывайте правила работы в парах.

Для того чтобы проверить справились ли вы с заданиями на карточке, переверните ее и вставьте обратно в планшет. Что вы видите на оборотной стороне карточки?

Учащиеся. Числа, написанные красным цветом, которые обозначают правильный ответ.

Учитель. Сверьте свои ответы с правильными. Если ваши ответы совпали с эталоном, то вы справились с заданием.

Оцените выполнение своей работы с помощью «волшебной линеечки» по критерию «умею применять знание таблицы умножения на 2 и соответствующие случаи деления», если:

  • у вас не было ни одной ошибки, то вы ставите крестик на самом верху;
  • у вас одна-две ошибки, то вы ставите крестик в середине линеечки;
  • у вас больше двух ошибок, то вы ставите крестик внизу линеечки.

Используя на уроках вышеперечисленное учебное оборудование, у младших школьников будет формироваться не только действие самоконтроля, но и умение анализировать, находить ошибки в собственных рассуждениях и математических вычислениях. Учащиеся с помощью учебного оборудования овладевают пошаговым и итоговым видами самоконтроля. Систематическое использование учебного оборудования способствует повышению познавательной активности, формированию действия самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний.