Урок-путешествие "Австралия – самый маленький материк Земли"

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: урок-путешествие


Тема: Австралия – самый маленький материк Земли. Общие сведения. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Практическая работа (продолжение) № 8: Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка

Цели:

  1. формирование знаний о материке Австралия, главных особенностях ФГП, элементах береговой линии, истории исследования и освоения материка;
  2. развитие логического мышления, усовершенствование навыков работы с тематическими картами атласа, умения работать с текстом учебника и дополнительными материалами;
  3. воспитание познавательного интереса к географии, любознательности, сообразительности, расширение кругозора учащихся.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков, урок-путешествие.

Основные понятия: Австралия, материк, ФГП, береговая линия, открытия.

Материалы:методические рекомендации к урокам, настенная карта «Физическая карта Австралии», портреты мореплавателей, иллюстративный материал о природе материка, «Бортовые журналы путешественников», атласы, контурные карты, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности.

Прием «Привлекательная цель»

Как только не называли этот материк – «страна кенгуру», «музей живых ископаемых», «страна-прибежище», «пятый континент»... Именно про Австралию так неординарно писала Г. Усова.

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток – на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ...

Австралия – материк наоборот. И действительно, многое на этом материке прямо противоположно тому, что считается обычным для европейцев. Когда у нас зима – в Австралии лето. Для нас понятно: чем дальше двигаться на север, тем становится холоднее, для австралийцев движение на север – жарче.

Материк тайн и неожиданностей. Не все деревья Австралии дают тень. Животные, которые живут на материке, выращивают своих детенышей в сумках, отдельные млекопитающие откладывают яйца, но выкармливают малышей молоком. Континент, где «самый страшный зверь» – кролик, а среди птиц – обыкновенный воробей.

Итак, начнем путешествие по загадочному «материку наоборот».

Обратите внимание! На ваших партах лежат «Бортовые журналы путешественников», которые вы будете заполнять во время нашего путешествия.

- Беседа: Что такое Бортжурнал? Для чего он служит? Кто его ведет? (Правильно, это журнал, в котором подробно записываются все особенности путешествия; во времена корсаров и пиратов за бортовыми журналами «охотились» больше, чем за сокровищами, т.к. в них было описано все – от попутных ветров и особенностей береговой линии, до точных координат важных объектов…)

3. Изучение нового материала: (перед уроком были даны опережающие задания «гидам», которые помогают классу определить ФГП, рассказывают об открытии материка)

Прием «Творческая лаборатория». Откуда возникло названия материка?

Австралия: название происходит от лат. austrālis («южный»). Название континента за более чем 400-летнюю историю освоения европейцами неоднократно менялось. Термин «Австралия» в качестве официального названия континента предложен британским мореплавателем Мэтью Флиндерсом в 1814 году и утверждён правительством Великобритании в 1824 году.

История открытия материка

Открытие материка (во время рассказа передвигаем по карте «макеты» судов англичанина Дж. Кука, голландца А. Тасмана, испанца Л. Торреса).

Вследствие своей удаленности от Европы Австралия была открыта европейцами позже всех обжитых материков. Впервые ее северные берега увидел испанский мореплаватель Луис Торрес. В середине XVII века голландец А. Тасман описал и составил карту западного побережья Австралии. В 1770 г. Дж. Кук вторично открыл материк и объявил Австралию колонией Великобритании.

- Работа с учебником – составление плана к тексту «Исследование и освоение Австралии».

Особенности открытия

  1. Материк был открыт дважды.
  2. Австралия открыта последним среди населенных материков.

ФГП: Площадь Австралии 7,687 млн. км2 (6 место). Относительно нулевого меридиана Австралия расположена в Восточном полушарии. Южный тропик проходит почти через середину материка. Поэтому это материк тропических широт с жарким летом.

Восточное побережье Австралии омывают Коралловое и Тасманово моря Тихого океана, северное, западное и южное – Индийский океан, включая Тиморское и Арафурское моря. Близ Австралии расположены крупные острова Новая Гвинея и Тасмания. Вдоль северо-восточного побережья Австралии более чем на 2000 км тянется самый большой в мире коралловый риф – Большой Барьерный риф.

Австралия удалена от других материков, а с Евразией ее соединяет только своеобразный «мост» из Больших Зондских островов.

Крайние точки материка:

  • С – мыс Йорк 10°41′ ю. ш. 142°32′ в. д.;
  • Ю – мыс Юго-Восточный (Саут-Пойнт) 39°08′ ю. ш. 146°22′ в. д.;
  • З – мыс Стип-Пойнт 26°09′ ю. ш. 113°09′ в. д.;
  • В – мыс Байрон 8°38′ ю. ш. 153°38′ в. д.

- Обозначение в «Бортовом журнале» названий крайних точек материка и географических объектов, связанных с географическим положением материка, определение координат крайних точек.

- Задание. Используя географические координаты, рассчитайте протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток, если 1° по меридиану равен 111,3 км, по параллели – 110,8 км.

  1. …° ю.ш. - …° ю.ш. = …° – протяженность с севера на юг в градусах
  2. …° ∙ 111,3км = …… км – протяженность с севера на юг в км
  3. …° в.д. - …°в.д. = …° – протяженность с запада на восток в градусах
  4. …° ∙ 110,8 км = … км – протяженность с запада на восток в км

- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Практическая работа (продолжение) № 8: Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка Австралия

Цель: выучить географическую номенклатуру материка Австралия.

Оборудование: физическая карта Австралии, контурные карты, карандаши, справочные материалы.

ХОД РАБОТЫ

Обозначить на контурной карте объекты географической номенклатуры:

мысы: Йорк, Юго-Восточный, Стип-Пойнт, Байрон;

моря: Коралловое, Тасманово, Арафурское, Тиморское;

заливы: Карпентария, Большой Австралийский;

острова: Тасмания, Большой Барьерный риф, Новая Зеландия, Новая Гвинея;

полуостров Кейп-Йорк;

Западно-Австралийское плоскогорье;

Центральную низменность;

горы: Большой Водораздельный хребет (г. Косцюшко, 2228 м);

реки: Муррей, Дарлинг;

озеро Эйр;

пустыни: Большая Песчаная пустыня, пустыня Виктория.

4. Закрепление изученного материала

Прием «Проблемный вопрос»

  • В чем заключается особенность географического положения Австралии?
  • Почему Австралия долгое время оставалась для европейцев «белым пятном»?
  • Объясните причины европейской колонизации Австралии. Назовите основные этапы исследования австралийского континента.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учеников

Прием «Верю – не верю»

  1. Верите ли вы, что Австралия – самый большой по размерам материк мира?
  2. Верите ли вы, что местные аборигены были организаторами первых исследований Австралии?
  3. Верите ли вы, что изучение внутренних территорий Австралии началось уже в XХ веке?
  4. Верите ли вы, что Австралия приближена к Америке?
  5. Верите ли вы, что большая часть Австралии расположена в Восточном полушарии?
  6. Верите ли вы, что с севера Австралия омывается водами Красного моря?
  7. Верите ли вы, что протяженность Австралии с запада на восток составляет около 1000 км?

Прием «ПОПС» (приём позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить позицию по изученной теме)

ПОПС – формулы:

  • П – позиция … «Я считаю, что…»
  • О – объяснение (обоснование)… «Потому что…»
  • П – пример…. «Я могу доказать это на примере…»
  • С – следствие (суждение)… «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Дополнительно: составить рассказ о воображаемом путешествии вокруг Австралии, которое начинается из города Сидней.

Домашнее задание: § 31-32 прочитать, ответить на вопросы, выучить определения.

Дополнительно – сообщение «Золотая лихорадка» в Австралии и добыча полезных ископаемых сегодня»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В 1851 году австралийский континент является английской колонией для каторжников. Там были найдены месторождения золота – и началась «золотая лихорадка», которая способствовала притоку переселенцев.

С 1851 по 1861 г. численность населения материка удвоилось.

В 1856 году австралийские золотоискатели добыли 95 тонн золота, а в 1893 году - 1300 тонн (в основном в западной Австралии, где и сейчас добывают золото).

Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота: его ширина 2 км, длина 3 км, глубина 400 м.

Австралия занимает третье место в мире по добыче золота (первое – ЮАР).

Самый большой в мире самородок золота – «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г.