Классный час "Русский самовар"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, чайные традиции, русский самовар


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (50,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Технологическая карта

1. Дидактическое обоснование (средства):

  1. Максим Горький «Жил-был самовар», художник: Гармыза Л., М.:, 1985.- 64 с.;
  2. Корней Чуковский «Муха-Цокотуха», художники: Н.Трепенок, С.Бордюг, изд-во АСТ;
  3. Даниил Хармс «Иван-Иваныч Самовар», издательство ассоциация «Игрушка», 1990 г.

2. Участники: обучающиеся 3 «А» класса (7 человек).

3. Предметная область: «Литературный цикл».

4. Предмет: «Литературное чтение».

5. Тема классного часа: «Русский самовар».

6. Цели деятельности педагога: приобщение детей к истокам русской культуры и быта через показ уникальности русского чаепития, связанного с самоваром, семейных обычаях гостеприимства для сохранения народных традиций.

7. Тип мероприятия: закрепление и открытие нового знания.

8. Планируемые результаты:

Предметные: расширят представления о самоваре как о предмете народного быта, пополнят знания о русском гостеприимстве, а также закрепят и пополнят словарь (самовар, традиция, чаепитие, культура, поведение за столом во время чаепития, выпечка и др.).

Метапредметные.

  • Регулятивные: – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в литературном материале в сотрудничестве (в том числе вербальном) с учителем.
  • Познавательные – с помощью учителя выделять общее и осмысливать главное.
  • Логические – выделять отличительные особенности традиций гостеприимства на Руси, роли в жизни русского человека самовара как объекта для наблюдения, изучения, исследования.
  • Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в продолжительности всего классного часа.

Личностные: самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.

Коррекционные: осуществлять развитие речи на слуховой, зрительной и слухозрительной основе. Формировать умение воспринимать материал с опорой на слуховой самоконтроль. (Различать на слух стадию закипания воды в самоваре в текущий момент, слайд №10).

9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, иллюстративный материал с изображением самоваров различной формы, презентация 16 слайдов, раздаточный материал с изображением самовара для раскрашивания, индивидуальные слуховые аппараты, сушки, самовар, чашки, блюдца, маленькие ложечки, картинки с изображением улыбки в качестве сюрприза.

10. Формы организации познавательной деятельности учащихся по технологии В.К.Дьяченко: парная – «учитель-ученик», «ученик-ученик», групповая – «учитель-ученики», фронтальная «учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всех воспитанников».

11. Предварительная работа:

- работа в школьной библиотеке;

- чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»;

- разучивание танцевальных движений;

- рассматривание самовара;

- лепка из солёного теста сушек, пирогов, баранок;

- прослушивание аудио и видео записей «Пых-пых», «Самовар – самоварище»;

- досуг, посвящённый празднику Масленица;

- создание выставки совместно с родителями по теме «Самоварчик, самовар, самоварище…»;

- прослушивание и разучивание пословиц, поговорок, стихов о самоварах и чаепитии.

Технологическая карта внеклассного мероприятия по ФГОС НОО — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображённой в этапах мероприятия. Её использование даёт возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника.

Этапы

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационно-мотивационный

Представляет наглядный материал с речевым сопровождением,
направляет внимание

Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала

Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции

Организованность к учебной деятельности, готовности к взаимодействию

 

Дыхательная физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар»

Показывает образец, сопровождает дактилированием

Ориентируются на показ, считывают с экрана речевой материал, хором проговаривают

Метапредметные:
настраиваются на познавательную деятельность, на речевой контакт с учителем

Создание позитивного настроения

II

Актуализация субъективного опыта. Восприятие речевого материала

Описывает процесс чаепития через представление наглядного материала

Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию

Личностные:
проявляют старательность, в процессе восприятия новых слов
Метапредметные: знакомятся с элементами гостеприимства

Воспитание умения адекватно воспринимать новую информацию, формирование зрительной, слуховой памяти

 

III

Использование и применение полученных ранее знаний (слуховых), представление новых

Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний

Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал.. Закрепляют материал через основной метод – сравнение

Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки (звуки кипящей воды)
Коррекционные: развивают слуховое восприятие, произношение

Закрепление опорных знаний.
Открытие новых знаний. Расширение кругозора. Формирование умения различать речевые и неречевые звучания

 

Игры-упражнения на РСВ: «Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар кипит, самовар бурлит…».
Восприятие сказки «Самовар»

Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков

Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал

Предметные: определяют  и различают понятия: шум кипящей воды
Познавательные: с помощью учителя выделяют и осмысливают информацию

Развитие органов чувств (зрение, слух), закрепление выражений речевого этикета

 

Предметно-практическая работа с картинками «Самовар и его формы»

Направляет внимание детей к элементарному диалогу

Принимают участие в диалоге, закрепляют понятия

Познавательные:
проявляют готовность  и способность отвечать на простые вопросы

закрепляют элементарные математические понятия о формах и размерах

 

IV

Мыслительная пауза (загадки о самоваре)

Представляет речевой материал с дальнейшим подкреплением наглядности

Внимательно слушают, отвечают, сравнивают

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное ответы, мнение товарищей

Воспитание готовности и способности к саморазвитию, мыслительным процессам

V

Закрепление материала – процесса чаепития: «Правила поведения за столом»

Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию элементарных правил поведения

Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана

Познавательные:
понимают, принимают и осмысливают элементарные правила

Воспитание ответственного, чуткого, душевного отношения к окружающим

 

Игровое упражнение ППД «Выбери самовар и раскрась»

Предлагает сравнить, сделать вывод

Применяют метод сравнения

Познавательные: выделяют общие признаки самовара, конструкцию, его особенности

Развитие наблюдательности, внимательности

VI

Рефлексия

Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент

Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета

Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем

Контроль за результатом речевой деятельности

VII

Итог классного часа

Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает материал для предметной деятельности

Принимают информацию, выражают готовность к озвучиванию своей деятельности

Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью

Личная ответственность за результат предметно-практической деятельности

Конспект классного часа

I. Этап организационно-мотивационный

(Слайды №1, 2, 3, 4)

У.: - Само-само-самовар на столе красуется (Показ иллюстрации на интерактивной доске)

Дышит так, что виден пар, дед всё им любуется. (Показ иллюстрации)

Сапогом его качай, ох, как разгорается! (Показ иллюстрации)

Само-самоварит чай, жаром обливается. (Показ иллюстрации)

Пых-пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (Показ иллюстрации)

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (Показ иллюстрации)

Ребята, скажите дружно, вместе, о чём я прочитала стихотворение? (Слайд №5)

У.: - Ребята, посмотрите внимательно, что здесь изображено?

Д.: Самовары. (Считывают с экрана хором)

У.: - Почему все самовары разные? (Произвольные высказывания детей)

(Слайд №6) Речевая физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар»

Пых-пых, ар, принесли мы самовар.
Буль-буль, ар, разогрели самовар.
Тумба-тумба, ар, закипел наш самовар. 

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Описание процесса чаепития, знакомятся с процессом принятия чая, элементами гостеприимства на Руси

(Слайд №7)

У.: - Самовар появился именно в России. Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад. Он всегда был украшением дома, был очень важным. А почему? Потому что самовар выполнял ответственную работу – кипятил воду. Если в доме на столе стоял самовар, значит, в доме был достаток и благополучие.

Валерия Иванова: - Самовар кипит, самовар поет, в нём вода бурлит, разговор ведёт.

До чего ж хорош наш душистый чай! Веселей смотри, да гостей встречай!

(Слайд №8)

У.: - Скажу вам по секрету, самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником! Краник открывается, чай наливается! Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала.

Елизавета Куликовская: - Само-само-самовар на столе красуется. Дышит так, что виден пар, мама им любуется.

У.: - Ребята, если самовар закипел, как называется кипящая вода? (Ответ детей). Правильно, вода очень горячая. А трогать руками самовар с кипящей водой можно? (Произвольные ответы детей). Запомните! Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Для растопки годились любые щепочки, палочки и даже шишки. У многих людей и сегодня есть самовары дома. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Многие хозяйки украшают свой дом самоварами. У кого дама есть самовар?

III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых – звуки кипящей воды в самоваре

(Слайд №9)

Игра-упражнение: «Самовар кипит – уходить не велит»)

У.: - Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Делали на самоварах и надписи: «Самовар кипит - уходить не велит»?«Где естьсамовар, там и под елью рай». Чем богаче семья, тем больше украшений было на самоваре. Какими волшебными словами встречали и провожали гостей после чаепития? (Речевой этикет, при затруднении считывают с речевых карточек)

Д.: - Угощайтесь, пожалуйста. Будьте любезны, откушайте чаю! Пожалуйте за стол!

(Слайд №10)

Игра-упражнение: «Самовар кипит, самовар бурлит…»

У.: - Ребята, послушайте, как умеет разговаривать самовар. (Дети садятся за парты, слушают звуки закипающей и кипящей воды, вспоминают похожие звуки кипящей воды, сравнивают, опираясь на жизненный опыт).

(Слайд №11)

Работа с интерактивной доской. Восприятие сказки «Самовар». Автор М.Горький. Слуховая работа

«Было это летней ночью на даче. В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая: Замечаете ли, чайник, что луна чрезвычайно в самовар влюблена? Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало - вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков. Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, - вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его: На тебя луна смотрит свысока, как на чудака, - от тебе и - на!...»

(Слайд №12)

Работа с картинками «Самовар и его формы»

У.: - Ребята, вам понравилась сказка? Посмотрите, какие по форме бывают самовары?

Д.: - Самовар похож на банку, вазу, рюмку, шар, яйцо, грушу.

IV. Мыслительная пауза (загадки о самоваре)

(Слайд №13) 

У.: - Хочу спросить у вас, вы загадки любите? Тогда поиграем «Загадаю - отгадай».

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар, показ картинки)

Сверху дыра и снизу дыра, а  в середине огонь да вода. (Самовар, показ картинки)

У носатого, у Фоки постоянно руки в боки. (Самовар, показ картинки)

Стоит толстячок, блестит бочок. (Самовар, показ картинки)

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар, показ картинки)

Молодцы, всё правильно это самовар. (Хоровое считывание с экрана)

V. Этап закрепления материала – процесса чаепития: «Правила поведения за столом»

(Слайд №14)

У.: - Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

У.: - А вы знаете, как ласково называли в старину стол? Раньше стол называли «Божья ладонь» или «Сердце матери», т.к. стол «заботился» обо всех, «старался» накормить каждого. В традициях русского народа заложены и правила поведения за столом. Давайте вспомним их. (Дети высказывают свои предположения, при затруднении считывают материал с речевых карточек)

- Неприлично стучать по столу ложкой или рукой.

- Бестактно класть локти на стол.

- Не позволительно болтать ногами;

- Стыдно громко чавкать;

- Оскорбительно ругать еду, напитки, которые подаёт хозяйка на стол.

У.: - Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. В старину, если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Ели раньше из общей миски (блюда). Каждый брал угощение в свой черёд – по старшинству, то есть сначала брали старшие, затем - младшие. Верили, что это приведёт к миру и согласию в доме.

(Слайд №15)

Игровое упражнение «Выбери самовар и раскрась»

У.: - Ребята, посмотрите, какие красивые самовары! Выберите тот, который вам приглянулся. Представьте, вот у вас дома стоит на столе красивый самовар. Кого вы пригласите на чаепитие? Чем будете угощать гостей? Какие вежливые слова будете говорить во время беседы? (Произвольные ответы детей)

VI. Рефлексия

У.: - Ребята, вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? Вы все задания выполняли с желанием? Кто испытывал трудности? (Произвольные ответы детей, вербальное решение проблемы при возникновении). У меня для вас есть подарок – это улыбка. Я дарю вам улыбку, говорю всем спасибо за работу.

VII. Итог

У.: - Вы сегодня славно потрудились! Спасибо за работу! Выполните практическое задание – раскрасьте самовар, выучите одну пословицу, поговорку и загадку о самоваре. Информацию искать можно в библиотеке, Интернете. Желаю творческих успехов.

Сказка М.Горького "Самовар"

Приложение