Проект "Безопасный путь в школу"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом

Класс: 2

Ключевые слова: проектная деятельность, ПДД, правила дорожного движения


Выполнил:
Сафронов Влад,
ученик 3 «Г» класса
МАОУ СОШ №1 п. Забайкальск

Руководитель: Рудник О.Н

ВВЕДЕНИЕ

По дороге в школу нет светофоров, иногда хочется перебежать проезжую часть в неположенном месте, чем идти до пешеходного перехода. Знакомая ситуация? Задумывались вы, чем это может грозить? Нам предстоит ответить на вопрос: Как безопасно добраться до школы?

Цель: выяснить как соблюдают правила дорожного движения мои одноклассники.

Задачи:

  1. Провести опрос среди своих одноклассников.
  2. Изучить условия и причины возникновения ДТП.
  3. Создать собственный безопасный маршрут движения из дома в школу.
  4. Использовать справочную литературу по данной теме.

Методы:

  1. Поиск и систематизация информации по теме (источники: энциклопедии, справочники, Интернет).
  2. Получение информации у сотрудника ДПС.

Гипотеза: предположим, что не знание и не соблюдение ПДД может повлиять на безопасность ребёнка.

Актуальность: Изучив разные источники информации я выяснил, что в нашей стране, как и во всём мире увеличивается число дорожно-транспортных происшествий.

Проблема: Многие дети недостаточно знают ПДД, и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП. Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге.

I. Перед выбором

В Забайкальском крае за текущий период 2016 г. произошло 142 ДТП (дорожно-транспортных происшествия); с участием детей до 16 лет – 56 ДТП в которых погиб – 1, ранено – 62 ребенка. По статистике треть ДТП с участием детей-пешеходов происходит в будние дни: в то время как дети идут в школу и возвращаются из нее. Так, с 7.00. до 10.00. утра происходит каждая десятая авария, с 12.00. до 15.00. – каждое пятое ДТП, а самым опасным периодом является внеурочное время – с 15.00 до 21.00 часа происходят две трети ДТП.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов. С каждым днём всё больше младших школьников попадают под колёса автотранспорта. Объясняется это тем, что школьники не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них отсутствует способность, предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Моя задача познакомить детей с опасностями, которые встречаются на дороге. Проблема обучения младших школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

II. Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с младшими школьниками

Условия:

  • Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Младшие школьники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
  • Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра младших школьников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)
  • Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения.
  • Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.
  • Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Я решил проверить, какие нарушения ПДД совершают ребята моего класса. В анкетировании принимало участие 30 учеников 3 «Г» класса.

Как видно из результатов опроса многие ребята не осознают опасности, которая подстерегает нас на проезжей части, то есть не все ребята переходят проезжую часть по пешеходному переходу, а где нет пешеходного перехода – не смотрят по сторонам.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с младшими школьниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Такая же ситуация сложилась и с ученицей нашего класса и лишь водитель автомашины смог предотвратить ДТП.
  • Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на младших школьников, которых водители не видят и, потому, не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.
  • Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Младшие школьники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.
  • Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, младшие школьники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Информация от сотрудника ГИБДД

И в детском саду,  и в школе, и дома нам часто рассказывали об опасностях, которые могут нас подстерегать на дороге. Так в октябре месяце к нам в класс приходила Вершинина Инна Михайловна сотрудница ГИБДД и проводила классный час на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Мы ходили на инсценированное представление, которое нам подготовили учащиеся старших классов «Дорожная сказочка».

Разговаривая с сотрудницей ГИБДД, я задал вопрос: «Так где же нас могут подстерегать опасности?»

На мой вопрос ответила сотрудница так:

- Опасности на дороге могут подстерегать нас в любом месте:

1. Когда ребёнок спешит – он не видит ничего вокруг.

2. Ребёнок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

3. Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу.

Это очень опасно!

III. Пути решения проблемы

И всё равно это была и остаётся одна из самых важных и актуальных тем в наше время.

Я хочу предложить несколько вариантов решения проблем. Но некоторые варианты не подойдут. Так один из вариантов.

Сделать более безопасными пешеходные переходы, около школ и детских садов.

Решение: отказаться, так как нам это не под силу: решения об изменении дорожной разметки, установке знаков и светофоров принимают чиновники, на их воплощение нужны большие денежные затраты.

Следующий вариант: Нарисовать схему или карту с нанесёнными на неё маршрутами для школьников.

Решение: дополнить идею, потому что одной карты недостаточно для того, чтобы дети научились избегать опасности на дороге.

И ещё один вариант:

Сделать презентацию по безопасному поведению на дороге со встроенным видеороликом и выступить с ней перед первоклассниками, а в конце выступления раздать брошюрки с правилами дорожного движения и с упоминанием опасных мест.

Решение: наилучший вариант, потому что решает много задач и не требует финансовых затрат, всё можно сделать самим.

IV. Заключение

Таким образом работая над проектом я проанализировал ряд причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей младшего школьного возраста, побеседовал с сотрудницей ГИБДД, провёл анкетирование. Я соблюдаю правила дорожного движения. И мной был приготовлен макет безопасного маршрута движения из дома в школу, так же я изготовил брошюрки, которые помогут ребятам запомнить основные правила поведения на дорогах. Я думаю, что собранная мной информация будет полезна не только детям, но и взрослым т.к. в ряде причин, способствующих возникновению ДТП, виновными в этом являются водители, взрослые, не проявляющие достаточной бдительности при сопровождении.

В начале своего проекта я предположил, что не знание ПДД и не соблюдение их может повлиять на безопасность ребёнка. Да, действительно.    И в итоге, чтобы избежать несчастных случаев на дороге, нужно воспитывать и обучать ребёнка с самого раннего возраста, осваивать, прививать элементарные основы правил дорожного движения.

Список литературы

  1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007.
  2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009.
  3. Ирина Гурина. Участники дорожного движения.
  4. Правила дорожного движения.- М, 2014.
  5. Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987.
  6. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение, 1985.
  7. Э.Н. Безопасные дороги. – Мурманск, 2009 г. (диск, 15 серий).
  8. Интернет-сайт УГИБДД УМВД России по Забайкальскому району.