«Приобщение детей и родителей к чтению книг через театральную деятельность во взаимодействии с детской библиотекой»

Разделы: Литература, Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Классное руководство, Работа с родителями, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: театр, театрализация


Слайд 1

«Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты»

Я не случайно начала свое выступление с высказывания Константина Сергеевича Станиславского – выдающегося актера, режиссера, педагога, создателя уникальной актерской системы. Потому что моя педагогическая работа и театральная деятельность не разделимы.

Слайд 2

В своей работе по приобщению детей и родителей к чтению книг я использую театральную деятельность, которая пробуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживают и чувствуют мои дети,надеюсь,останется в их сердцах и умах надолго, т. к. все мы знаем, что театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных откликов.

Слайд 3

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в театральную деятельность, позволяет привить интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем - к самостоятельному чтению.

Именно поэтому моя цель: прививать интерес школьников к художественной литературе через театрализованную деятельность.

Для достижения данной цели я используюразные сказки, потешки, произведения, которые несут детям добро и тепло человеческой души, ограждают маленького читателя от жестокости и злобы.

Слайд 4

Работу организую следующим образом:

Вначале мы знакомимся с произведением или сказкой. Читаем, пересказываем, отвечаем на вопросы, задаем друг другу вопросы. Затем знакомимся с инсценировкой. О чём она? Какие события в ней главные?

После предлагаю детям представить героев инсценировки. Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом, также анализируем поступки сказочных персонажей и пересказываем отдельные фрагменты сказки.

Далее распределяем роли и работаем над их исполнением.

Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Слайд 5

Например, в этом учебном году в школе я проводилалитературный праздник «По страницам произведений В. Ю. Драгунского», посвященный 105-летию со дня рождения детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского, на котором ребята не только закрепили свои знания о писателе, но и проверили их: называя рассказы по иллюстрациям, по описанию отгадывали героев, работали над проектом и др. В завершении праздника дети показали зрителям спектакль (инсценировку) «Тайное становится явным» по рассказу В. Драгунского. Юные актёры сумели передать все события рассказа действиями и голосом. Музыкальное оформление, декорации и презентация дополняли всё происходящее на сцене. В зрительном зале царила теплая и доброжелательная атмосфера. Завершилось мероприятие пожеланием: «Если кому-нибудь станет грустно, нужно читать веселые и поучительные рассказы Виктора Драгунского!»

Видео

Слайд 6

В работе мне помогают родители моих учеников. Мы знакомимся с устным народным творчеством (потешки, сказки), пересказываем, изображаем прочитанное в рисунках, лепим героев используя пластилин, совместно с родителями делаем поделки из природного материала, изготавливаем настольный театр, театр из ложек, делаем костюмы и декорации, репетируем роли любимых героев, показываем сказки, спектакли.

Считаю, что работа поприобщению детей и родителей к чтению книг через театральную деятельность организована мноюв системе. Я уже вижу плоды своей работы. Я знакомлю детей с жанрами художественной литературы. Они уже хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст, охотно составляют свои сказки, рисуют сказочных героев, пользуются театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера). Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями обучающихся, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Такая плодотворная работа не могла не отразиться на успехах моих детей.

Слайд 7, 8

Я, мои дети и родители моих учениковактивно принимают участие во всех конкурсах (разной значимости и направленности), являются активными участниками в классных, школьных, городских мероприятий. Именно это и является стимулятором для их дальнейшего «роста».

Слайд 9, 10

Результатом этого, являются победы моих детей на городских и окружных конкурсах – фестивалях исполнителей художественного чтения, таких как «Слава твоя, Россия!», «Поэзия доброты» по произведениям А.Л. Барто, «Семейные традиции», в рамках Лапцуевских чтений, «Моя малая Родина», «Звери мои за меня говорят», к 250-летию со дня рождения И.А. Крылова и др.

Слайд 11, 12

Мой класс ежегодно показывает спектакли в рамках открытого городского фестиваля «Губкинская неделя театра» такие как «Сказка о маленьком мышонке» на стихи С.Я. Маршака, «Бременские музыканты», русские народные сказки «Колобок», «Семеро козлят», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Теремок» др.

Слайд 13

Ребята представляли спектакли в преддверии новогодних праздников,такие как: «Снеговик-почтовик» по мотивам сказки «Ёлка» Владимира Сутеева, «Новогодняя сказка к нам приходит», «Новогодний переполох», «Новогоднее приключение Колобка» и др.

Слайд 14

Проводятся совместные мероприятия, мастер – классы, социально-культурные акции с библиотеками города, посвящённые Дню защитника Отечества, Международному женскому дню – 8 Марта, Дню матери: конкурсно – игровые программы «Прекрасен мир любовью материнской», «Самое прекрасное слово на земле – Мама», «Нам года не беда», посвященное Дню пожилых людей. Библиотечные часы и уроки, посвященные месячнику краеведения: «Красная книга Ямала», «Берегите природу родного Края», «Сохраним экологию края», «Культура земли ямальской» и др.

Слайд 15, 16

Особое внимание я уделяю патриотическому воспитанию, организуя участие ребят в городских акциях, мероприятиях, конкурсах– фестивалях исполнителей художественного чтения, «Спасибо деду за Победу!», «Спасибо Вам, что мы войны не знали!», «В бой идут не одни старики», «Слава твоя, Россия!», «Этих дней нам позабыть нельзя», «Я не хочу, чтоб была война» в рамках которых показываем театрализованные постановки, и демонстрируем инсценирование стихотворений.

Два дня назад мы приняли участие в социально-культурном партийном проекте «Историческая память», где на квартирнике (мероприятии) под названием «Девятый день ликующего мая» показали театральную пьесу «Я не хочу, чтоб была война» и продекламирывали стихотворение Лоры Тасси «Оборванного мишку утешала…»

Видео

В нашем городе мы стали настолько известными, что нами заинтересовалась телерадиокомпания «Вектор». Представляю вашему вниманию фрагмент видеоматериала.

Результатом сотрудничества с детской библиотекой я считаю то, что все ребята моего класса записались в библиотеку, сами привели туда родителей и с удовольствием, вместе читают книги.

Я убеждена, книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычных открытий и новых знаний. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.

Слайд 18

Свое выступление я хочу завершить словами Василия Александровича Сухомлинского «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Спасибо за внимание!