Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся

Разделы: Информатика, Внеклассная работа

Ключевые слова: мотивация


Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

В настоящее время образование использует различные формы, средства и методы, получившие название интерактивных. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, когда в учебный процесс вовлечены все обучающиеся. Место учителя на таких уроках резко меняется, перестаёт быть центральным, сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. В преподавании информатики накоплен уже достаточно большой опыт использования конкретных активных методов обучения.
В своей практике при проведении уроков, для реализации мотивации учебной деятельности, я использую следующие активные методы обучения:

Активный метод

Пример применения на практике

Апелляция к жизненному опыту детей

При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках.

Создание проблемной ситуации

Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?

Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография)

Элементы занимательности

При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:

  • «Этот процесс орнитологи называют миграцией»
  • «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»
  • «Он всегда имел запас калькуляторов»

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

В своей практике при проведении уроков, для реализации мотивации учебной деятельности, я использую следующие интерактивные методы обучения:

Интерактивный метод

Пример применения на практике

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. И каждый учащийся должен высказаться.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию. Аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Совместный проект»

При изучении темы «Моделирование», учащиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается составить описание «Планеты Земля»:

  • 1 группе с точки зрения математики (диаметр, толщина, длина экватора и т.д.)
  • 2 группе с точки зрения изобразительного искусства (рисунок)
  • 3 группе с точки зрения русского языка (сочинение – описание)

В заключение хотелось бы сказать о том, что применение активных и интерактивных форм в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, повышает эффективность образовательного процесса, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.