Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 4 классе по теме «У малахита красота своя…»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания обучающихся о творчестве П.П. Бажова. Дети познакомятся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; научатся передавать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Метапредметные: познавательные – научатся извлекать информацию, представленную в разных формах; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимать участие в работе группами; умеют договариваться и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; сознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Основные понятия и термины: мозаика, имитация, пластичные материалы, полезные ископаемые.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России.

Оборудование для обучающихся: пластилин, доска для лепки, стек, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки.

Орг. момент

У: Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть вас в вашем светлом, уютном классе.

Самоопределение к деятельности.

Постановка темы и цели урока.

У: сегодняшний урок я хочу начать с видеоролика.

Видеоролик о малахите.

У: ребята, о каком минерале, полезном ископаемом просмотренный видеоролик?

Д: о малахите.

У: верно. Я даже покажу вам кусочек настоящего малахита. Как вы думаете, почему я начала урок с данного видео? Какова тема нашего урока?

Д: сегодня мы поближе познакомимся с этим полезным ископаемым, узнаем, где человек использует малахит.

У: вы правы сегодня на уроке мы поговорим об этом удивительном по красоте минерале.

Тема нашего урока «У малахита красота своя…»

У: сформулируйте цель нашего урока.

Д: познакомиться с этим полезным ископаемым, узнать о его свойствах.

У:А для чего же на ваших партах пластилин, доски для лепки?

Д: чтобы выполнить изделие, похожее на малахит.

Актуализация знаний. 3 мин

У: нам уже известно словосочетание малахитовая шкатулка. На каком уроке мы уже с ним встречались? Из какой книги, сборника?

Д: Из сборника уральских сказов Павла Петровича Бажова.

У: да, ребята. Сборник уральских сказов Бажова называется «Малахитовая шкатулка».

  • Какие произведения из этого сборника мы читали? («Серебряное копытце», «Каменный цветок»)

У: давайте вспомним, что мы знаем из биографии Бажова.

  • Кода родился? Где?
  • Что запомнили о семье писателя?

Работа с текстом 6 мин.

У: ребята, давайте прочитаем отрывок из сказа «Хозяйка Медной горы».

Выразительное чтение отрывка.

"Вот, - думает, - хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка".

Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.

- Молодец, - говорит, - Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался приказчика. Хорошо ему сказал. Пойдем моё приданое смотреть.

И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет - все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.

Дальше, - говорит, - на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место. И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ём цветки медны.

- Посидим, - говорит, - тут, поговорим.

Сели это они на табуреточки, малахитница и спрашивает:

- Видал мое приданое?

- Видал, - говорит Степан.

- Ну, как теперь насчет женитьбы?

А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан, да и говорит:

- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Ты, - говорит, - друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? - И сама вовсе принахмурилась.

Ну, Степан и ответил напрямки:

- Не могу, потому другой обещался.

Молвил так-то и думает: огневается теперь. А она вроде обрадовалась.

- Молодец, - говорит, - Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. - А у парня верно невесту-то Настей звали. Вот, - говорит, - тебе подарочек для твоей невесты, - и подает большую малахитовую шкатулку.

Беседа после прочитанного

  1. Кто является главными героями этого отрывка?
  2. Почему Хозяйка Медной горы подарила Степану малахитовую шкатулку? Это был очень дорогой подарок.
  3. Найдите и зачитайте, что Хозяйка медной горы ответила Степану?

Дети читают отрывок

Изучение нового материала

Работа с картой

У: Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала. Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю нашу страну: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

У: давайте найдём и покажем на карте, где располагаются Уральские горы.

Дети у доски показывают Уральские горы

Уральские горы довольно низкие: менее 2000 м над уровнем моря, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

У: посмотрите на карту и определите, какие полезные ископаемые добывают в Уральских горах.

У: Уральские горы знамениты своими минералами, которые здесь издавна добывали. Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют полудрагоценные камни. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

Показ уральских самоцветов, украшений из камней.

У: из этих минералов создают предметы искусства, украшения.

А какой вы представляете себе малахитовую шкатулку? Опишите её.

Д: …

У: сделать малахитовую шкатулку из настоящего малахита мы не сможем, но можно изготовить её имитацию.

Имитация – это подражание кому-либо или чему-либо.

Для выполнения имитации мы используем пластилин и приём мозаика.

Практическая работа

У: итак, сейчас мы попробуем повторить работу мастеров по камню. А работать мы будем группами. Вспомним правила работы в группе.

Д:

  1. Работать сообща.
  2. Слаженно.
  3. Выслушивать мнение одноклассников …

У: мы уже распределили обязанности, назначьте лидера, того, кто будет следить за временем, того, кто будет представлять готовое изделие.

Работа над изделием

У: А сначала познакомимся с планом работы.

У: А теперь мы приступаем к выполнению изделия. На это отводим вам 7 минут. Не забудьте, что вам необходимо будет презентовать ваше изделие классу. План вы видите на экране.

Дети выполняют изделие, презентуют его классу.

1. Название изделия.

Перед вами ваза …

Разрешите представить Вашему вниманию шкатулку, выполненную нами в технике …

Мы повторили работу мастеров по камню и представляем вам …

2. Описание изделия.

Она маленькая, но очень удобная ...

Наша шкатулка очень изящная, красивая ...

Наша ваза имеет вытянутую, изящную форму ...

3. Практическое использование изделия

Нашу малахитовую коробочку можно использовать для хранения мелких, но очень нужных вещиц.

В эту вазочку можно поставить цветы или использовать её для украшения интерьера.

Эту шкатулку можно использовать для хранения серёжек, цепочек и других украшений.

А наше изделие может стать лучшим подарком для родных и близких.

Итог урока

У: подходит к концу наш необычный урок. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?

С чем вы уходите с этого урока?

Рефлексия

Продолжи одну из фраз:

  • На уроке я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…