Здоровое питание на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: здоровое питание


Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования у учащихся потребности здорового питания. Автор публикации делится опытом работы применения материала о здоровом питании на уроках русского языка. В статье описаны такие методы, как исследование, сопоставление, наблюдение, анализ, обобщение, позволяющие сделать урок нестандартным, живым, интересным.

Ключевые слова: воспитание, здоровьесбережение, обучение, потенциал, системность.

Всю формулу здоровья можно написать на ногтевом ложе: береги чистоту внутреннюю - чистые мысли, чистые желания, чистыепоступки, чистые слова, чистую пищу. Будь скромным. И соблюдай законы природы.
Петр Димков.

Воспитание – это центральная и наиболее обширная категория в педагогике. К. Д. Ушинский говорил, что не воспитание является «элементом обучения», а, наоборот, обучение есть его средство, «главный орган» [3] . Прав был также замечательный педагог А. С. Макаренко, утверждавший, что нельзя «ограничивать воспитательный процесс классной работой», воспитание происходит «на каждом метре земли» [5]. Успех любой воспитательной программы заключается в ее регулярности и системности. Это применимо и к программе по формированию здоровых привычек. Воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе своего рода «моды на здоровье» - одна из важнейших социальных задач.[1]. Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так и психического и нравственного здоровья и который реализуется в различных сферах человека. [6]. На классных часах и различных внеклассных мероприятиях ребенок готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность.

Связь между питанием и обучением доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли:

  • достичь высот своего потенциала знаний;
  • полноценно развиться физически и умственно;
  • обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.

Хорошее питание необходимо для укрепления образовательного потенциала детей, чтобы позволить им эффективно обучаться и оптимизировать инвестиции в образование[7]. Дети, которые в прошлом крайне неполноценно питались:

  • менее успешно проходят тесты на определение IQ и на конкретные фактические данные по сравнению с детьми соответствующей сравнительной группы;
  • имеют меньшие способности к концентрации, обучению и регулярному посещению школы;
  • страдают от плохого здоровья, не могут надлежащим образом усвоить инструкции и учебный материал;
  • имеют замедленный рост и задержку психического развития, в результате чего вырастают в менее здоровых и продуктивных взрослых.

Таким образом, необходимо сделать все, чтобы из урока в урок тянулась ниточка растущего знания по теме здорового питания. Для это необходимо полнее использовать возможности других уроков. Например, уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, об основных навыках личной гигиены, связанные с питанием, о необходимости и важности регулярного питания, о соблюдении режима питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания, о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека[2].

Для этой цели на уроках русского языка можно проводить так называемые «пятиминутки», где ребята будут знакомиться с лексикой по здоровому питанию, использовать упражнения для повторения и закрепления изученных правил со здоровьесберегающим содержанием. Предлагая эти задания, учитель ставит перед собой учебную цель и воспитательную: формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре. Интересными для ребят будут тексты, повествующие об истории кулинарии, о традициях трапезы той или иной страны. Такие тексты можно составить самому учителю или дать задание учащимся составить несколько предложений о кулинарии разных стран.

Ребята также хорошо знакомы с ребусами. Поэтому можно предложить им составить ребусы на тему «Здоровое питание». Задания подобного рода помогают формировать коммуникативные навыки учащихся, способствуют развитию их эрудиции.

В качестве одного из заданий, связанных с воспитанием у учащихся культуры питания, предлагаемобъяснить значение пословиц:

  1. «Здоров на еду, да хил на работу».
  2. «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест».
  3. «После обеда полежи, после ужина походи».
  4. «Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды».
  5. «По яблоку в день – и доктор не нужен».
  6. «Ешь просто - доживёшь лет до ста».

В качестве заданий, развивающих речь учащихся, даём следующие темы сочинений-рассуждений (устных и письменных):

  1. «Здоровью цены нет».
  2. «Голод - лучший повар».
  3. «Болезнь человека не красит».
  4. «Здоровье не купишь – его разум дарит».
  5. «Ум да здоровье всего дороже».

Каждую тему сочинения необходимо предварительно обсудить, составить план, записать необходимые слова, словосочетания. То есть, обогатить словарный запас учащихся.

При изучении темы «Словообразование» в рамках лингвистической разминки предлагаем учащимся головоломки, где зашифрованы названия заведений общественного питания, названия первых блюд, бытовых приборов для приготовления пищи. Разгаданные слова всем классом разбираем по составу, строим словообразовательные цепочки. Исследуем этимологию слов. Здесь также возможна работа в группах. Работать рекомендуется со словарями.

Таким образом, на основании приведенного материала можно увидеть, что разговор о здоровом питании на уроках русского занимает не так много времени, при этом каждая работа, беседа не проходит даром: ребята сами начинают задумывать о важности и необходимости здорового питания в жизни.

В заключение хотелось бы привести слова Сократа: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Поэтому главная цель образования – сформировать у учащихся потребность к здоровому образу жизни, ведь только тогда повысится уровень их подготовки к урокам, а утомляемость понизится. На примерах собственного опыта работы я продемонстрировала, как можно на уроках русского языка привлекать внимание учащихся к здоровому питанию.

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания / Методическое пособие. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  2. Гогулан М.Ф. Попрощайтесь с болезнями. М.: Советский спорт, 2002.
  3. Горячева И. А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. Монография. Екатеринбург: издательство «Артефакт», 2019.
  4. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: 1997.
  5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  6. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья. Начальная школа № 5, 2001.
  7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.