Конспект интегрированного занятия "Осень разноцветная"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные задачи:

  • Закрепить у детей полученные знания об осени;
  • Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;
  • Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени,
  • Продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов из картинок, разрезанных на 4 части;
  • Формировать умение группировать предметы по их признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Активизировать словарный запас у детей;

Словарная работа:

  • Побуждать к высказываниям малоговорящих детей;
  • Расширять словарный запас по теме «Осень»;
  • Активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный.

Воспитательные задачи:

  • Прививать навыки аккуратной работы с используемым материалом;
  • Воспитывать у детей морально-нравственные качества (доброта, сопереживание, желание помочь другу).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

Раздаточный материал: шаблоны осенних листочков для физкультминутки, изображение деревьев клена и березы для физкультминутки, 2 обруча красного и желтого цвета, силуэт дерева на половине листа А4, клей, кисти для клея, салфетка, коврик для клея, шаблоны листочков желтого и красного цвета для аппликации.

Демонстрационный материал: иллюстрации осени.

Музыкальное сопровождение:

  • «Осень золотая в гости к нам идет» Е.Гомонова;
  • Татьяна Морозова «Разноцветная осень»;
  • П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь».

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин и иллюстраций об осени, наблюдение, сбор осенних листьев на прогулке, заучивание стихов об осени, прослушивание музыкальных произведений, дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые, разные».

Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени.

- Ребята, здравствуйте!

Послушайте загадку и отгадайте, кто я?

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года (ОСЕНЬЮ) зовется.

Воспитатель: Ребята ,вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: – Да!

- Для этого мы должны пройти через волшебный тоннель. (дети проходят через тоннель)

Ход образовательной деятельности:

(Группа оформлена в соответствии с темой занятия).

Воспитатель: – Вы догадались где мы очутились?

(Картинка «Огород»)

Дети: в огороде!

Воспитатель: А как вы это узнали?

Дети: Мы увидели грядки, овощи!

Воспитатель: Назовите эти овощи.

Дети: (перечисление овощей).

Дидактическая игра «Собираем урожай»

Осень: - А теперь помогите мне сложить урожай в корзинки.

(После игры дети встают в круг)

Осень: А сейчас мы расскажем, как нужно собирать урожай.

Подвижная игра «Урожай»

В огород пойдем

идут по кругу

Урожай соберем.

 

Мы моркови натаскаем

«таскают»

И картошки накопаем

«копают»

Срежем мы кочан капусты,

«срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный

показывают круг руками – 3 раза

Щавеля нарвем немножко

«рвут»

И вернемся по дорожке

идут по кругу, взявшись за руки

Продолжим наше путешествие (дети проходят через тоннель)

(Картинка «Сад»)

Воспитатель: – Вы догадались, где мы очутились?

Дети: в саду!

Воспитатель: А как вы это узнали?

Дети: Мы увидели фрукты!

Воспитатель: - А где они растут?

Дети: - На деревьях

Воспитатель: Назовите эти фрукты.

Дети: (перечисление фруктов).

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы поиграем в игру «Соберем урожай» в зеленую корзинку – фрукты, в желтую – овощи.

Воспитатель: (Раздает детям картинки с овощами и фруктами)

Дети: (Размещают картинки по корзинкам)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим свое путешествие (тоннель)

(Картинка «Лес»)

Дети: В лесу!

Воспитатель: - А как надо вести себя в лесу?

Дети: – Тихо, не шуметь, птиц и зверей не пугать.

Воспитатель: – Правильно мы пришли к ним в гости и должны вести себя тихо никому не мешать, сядем на полянку и послушаем звуки осеннего леса.

Закроем глаза. Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и т.д.). Звучит магнитофонная запись.

Этюд «ветер в лесу»

- Как шумит ветер в лесу? (У - у – у)
- Летят по ветру листья ш - ш – ш … и падают на землю
- Шу – шу – шу… Что это шуршит у нас под ногами. (Листья)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

- Что за желтый снегопад? Это просто …

Дети: – Листопад.

Воспитатель: - Молодцы!

Это явление называется листопад.

Читая стихотворение, разбрасываю по полу осенние листья:

Облетели листья клена.
Клён от холода дрожит.
На дорожках, у деревьев
Золотой ковёр лежит.

Догадались ли вы, что это за «золотой ковёр»?

- Почему так называют?

- Какого цвета листья? (желтого, оранжевого, и т.д.)

- Сколько листьев у меня в руке? (один)

- Сколько листьев на полу? (Много)

И правда, как много листьев у нас под ногами. Возьмите каждый по листочку.

Воспитатель: - Давайте поиграем с осенними листьями.

Игра "С какого дерева листок?"

Воспитатель называет дерево, а дети - листок.

У дуба листок - дубовый;
у клена - кленовый и т.д.

Воспитатель: Да, и желтые, и красные, а бывает, что и зеленые листочки падают. Это очень красиво – разноцветные листочки кружатся в воздухе. Сейчас я хочу предложить вам поиграть.

Воспитатель: «Покружились-покружились, и в листочки превратились» (воспитатель раздает детям листочки красного и желтого цвета).

Вы, ребята, листочки, а играть мы будем в листопад.

Пока звучит музыка, вы кружитесь, летите, а как музыка закончится, вы должны собраться под своими деревьями, под кленом (красный обруч, изображение клена) собираются красные листочки, а под березой (желтый обруч, изображение березы) – желтые листочки.

А помогать нам в игре будет песня Татьяны Морозовой «Разноцветная осень».

Воспитатель включает музыку Татьяны Морозовой «Разноцветная осень».

Воспитатель: «Покружились-покружились и в ребяток превратились». Молодцы, хорошо поиграли, продолжим занятие. (дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас ходил гулять в осенний лес? Расскажите.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, вот и я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес, но не обычный, а тот который вы сделаете сами.

Воспитатель: У вас на столах лежат силуэты деревьев, цветные листочки, и все что может вам понадобиться для аппликации. Давайте сделаем осенний лес. Пусть у нас на дереве останутся 2 желтых листочка, а под деревом будут лежать 3 красных листочка.

А пока вы будете делать осенний лес, я включу вам осеннюю музыку. Музыку эту написал Петр Ильич Чайковский, а называется произведение «Времена года. Октябрь».

Воспитатель включает музыку. Дети выполняют аппликацию, при необходимости воспитатель помогает.

Готовые работы раскладываются на один стол.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились. Посмотрите какой красивый осенний лес у нас получился.

Воспитатель: Давайте вспомним , о чем мы сегодня с вами говорили : время года , листопад, листочки бывают красные, желтые, зеленые, разноцветные, сколько у вас листочков на дереве? Какого цвета? А под деревом? Какого цвета?

Все правильно, молодцы. Занятие окончено, спасибо.

Динамическая пауза «Ходит осень»

(повторить 2-3 раза)

- Ходит осень по дороге (шагают)
- Промочила в луже ноги (показывают листочками на ноги)
- Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)
- Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)
- Ходит осень, бродит осень (шагают)
- Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз)
- Под ногами коврик новый (присели)
- Жёлто-розово-лиловый (прыжки)

Воспитатель: - Подул осенний ветер, и полетели листочки с деревьев, начался листопад.

Дыхательная гимнастика «Листопад» (повторить 2-3 раза)

(Дети садятся)

Воспитатель: - Ребята, осень подарила нам эти листочки. Давайте пригласим ее к нам в гости. Закройте глаза и скажите: «Осень, осень! В гости просим!»

(Дети проговаривают слова, закрывают глаза. Звучит колокольчик. Педагог надевает кокошник, набрасывает пелерину – превращается в Осень).

Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

- Слышала, как вы меня звали, вот и зашла к вам в гости.

А вы знаете какая погода осенью ? Какое небо? Какие тучи? Что делают птицы? Как одеты люди? Какие листья на деревьях? (Ответы детей)

Осень: Ребята, давайте мы с вами соберем осенний букет.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,

 

Листья рябины,

 

Листики тополя,

 

Листья осины,

 

Листики дуба мы соберем,

Загибать пальчики, начиная с большого на руках.

Маме осенний букет отнесем.

Вытянуть ладошки вперед.

Осень: Вот пришла я к вам, да не с пустыми руками. Принесла я вам подарки - картинки. Но вот беда – сильный ветер разорвал их на мелкие кусочки. Попробуйте сложить эти картинки.

(Раздаёт детям конверты с разрезными картинками. Дети складывают картинки с приметами осени)

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Осень: - Молодцы! Все картинки собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень)

- Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках)

Осень: - Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились мои подарки? (ответы детей)

- Ну что ж, нам пора прощаться. Пойду в лес, наведу там порядок: раскрашу деревья разноцветными красками, постелю разноцветный ковёр на полянке, угощу белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик.

(Дети прощаются с осенью, закрывают глаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм).

Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…)