Психологические особенности юношей 16–18 лет в спортивной команде по волейболу

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: волейбол, личность спортсменов


Введение

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой –  личности спортсмена как субъекта этой деятельности.

Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, в том числе и психология, исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии.

Изучение психологических особенностей личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.

Актуальность темы определяется, объективной необходимостью исследования психологических особенностей личности спортсмена, сейчас становится все более ясным, что без серьезного изучения личности, без исследования психологических качеств,  спортсмены  не могут передвигаться вперед в решении стоящей перед ними задачи повышения спортивных достижений.

В разговорах тренеров и спортсменов можно часто услышать ссылки на личностные особенности их партнеров, соперников и наставников. Между собой спортсмены нередко обсуждают, что представляет собой как личность их партнер или соперник и в какой мере те или иные его личностные характеристики повлияли на выступление его или всей команды.

Ряд специалистов считают, что личность проявляется в более внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.

Несмотря на эти и другие противоречия, уже сейчас начинают разрабатываться и применяться на практике некоторые достаточно продуктивные подходы. Они могут оказаться полезными для спортсменов и тренеров, желающих лучше узнать себя, своих воспитанников и особенности их деятельности.

Объект исследования: спортивная команда по волейболу.

Предмет исследования: психологические особенности юношей – членов команды.

Гипотеза исследования: существуют различия психологических особенностей юношей в спортивной команде.

Для достижения цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:

  • Провести анализ научной литературы  по вопросам психологических особенностей юношеского возраста.
  • Провести анализ психологической и педагогической литературы по вопросам особенностей спортивного коллектива как группы.
  • Подобрать методики и провести диагностическое исследование психологических особенностей спортивной команды.
  • Сделать выводы.

Экспериментальной базой исследования являются члены команды по волейболу. Исследованиями было охвачено 10 студентов.

Теоретико-методологические основы, цель, задачи определили содержание этапов и методы исследования.

Цель исследования: изучить психологические особенности членов спортивной команды.

Практическая значимость работы состоит в исследовании психологических особенностей членов спортивной команды юношеского возраста.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования.

Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

1.1. Психологические особенности юношеского возраста

Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С.Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается, справедливой по сей день. Во многих западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в период «тинейджерства», объединяющий подростковый и юношеский периоды от 13 до 19 лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина, отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного возрастного этапа развития.

Анализ литературы показал, что большинство исследований, относящихся к школьному возрасту, приходится на подростковый период развития. По мнению Л.И.Божович, это связано с тем, что качественные изменения в психических процессах и функциях происходят в подростковом возрасте и на долю старшего школьного возраста остается их укрепление и совершенствование [21].

Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь (14–18 лет).

Юношеский возраст (14-15 до 18) представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира [28]. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Отечественные психологи, такие как, И.В.Дубровина, Л.И.Божович рассматривают самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста.

Это предполагает изменения в интеллектуальной сфере, но наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднительно взросление и выбор профессии, необходимо развитие интегративных механизмов самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций.

И.В.Дубровина отмечает, что интерес к учению, развитие интеллекта у юношей тесно связан с процессом самосовершенствования – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «многозначащим» человеком. Г.С.Абрамова пишет, что период вступления в раннюю юность, в целом, связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Это проявляется в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлении понять смысл действительности [3]. Данное мнение разделяет И.С.Кон, подчеркивая что, у старшеклассника появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Л.И.Божович отмечает, что в старшем школьном возрасте интеллектуальная деятельность учащихся приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением.

Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль умственной деятельности по определению Е.А.Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т.е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

По уровню развития интегральной индивидуальности юноша стоит выше подростка; разные аспекты юношеской личности не только сами по себе сложнее, но и связаны друг с другом более тесно – это проявляется в его умственной деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи Г.С.Абрамова и Э.Эриксон отмечают, что значительный качественный сдвиг в психическом развитии старшеклассника происходит благодаря формированию научного и морального мировоззрения. «Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношении к нему, с позиции которых он вырабатывает целевые программы своей жизни, оценивает различные явления и события»[14].

Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши.

 Интенсивное развитие интеллекта в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции [28].

1.2. Личность спортсменов

Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [29].

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

  • Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
  • Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
  • Характер - качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
  • Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
  • Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.
  • Социальные установки - убеждения и отношения людей.

Личность в спорте - как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом [31].

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности[23].

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К.Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:

1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

4) индивидуальные особенности различных психических процессов[23].

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Особо следует подчеркнуть, что личность спортсменов обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера [36].

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие.

Спорт — это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние. Главными  особенностями спорта являются:

  • соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
  • максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата;
  • систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в юношеском возрасте. Педагогически правильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует формированию связанных  психических свойств, а на этой базе и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Продолжение статьи

Приложение 1

Приложение 2

Список используемых источников

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Александров О.А. Комплексная программа здоровья. – М., 1988.
  3. Андреева В.В., Всеволодова Ю.В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов. Источник: http://lib.sportedu.ru/press
  4. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры // теория и практика физической культуры, - М, 1990
  5. Бароненко А.С. Проблемы воспитания молодёжи в современных условиях: В помощь учителю. Челябинск, 2000.
  6. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. – М., 1999.
  7. Березин И.П., Дергачёв Ю.В. Школа здоровья. – М., 1989.
  8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997.
  9. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М., 1971.
  10. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента.//Среднее профессиональное образование. 1995. № 4,5,6; 1996. № 1,2,3.
  11. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М., 1990.
  12. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.
  13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие, - М.,1989.
  14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания, -М., 1987.
  15. Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М., 2001.
  16. Колбанов В.В. Валеология. – СПб., 1998.
  17. Коробейников Н.К, Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.– М., 1989.
  18. Кон И.С., Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1999.
  19. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта.– Оренбург, 1997.
  20. Лазарев И.В., Кузнецов В.С, Орлов Г.А. Практикум по лёгкой атлетике: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М., 1999.
  21. Леонова О.П. Шейпинг. Раздел рабочей программы по курсу «Физическая культура» для средних специальных учебных заведений. – М., 2002.
  22. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие. – М., 1999.
  23. Малахов Г.П. Движение, дыхание, закаливание. – СПб., 1999.
  24. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2002.
  25. Мухина В.С. Возрастная психология: Учеб. для пед. вузов. / 5 – е изд., стер. – М.: Изд-во центр Академия, 2000.
  26. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учеб. пособие к спецкурсу./ Пермь: ПГПИ, 1998.
  27. Настольная книга учителя физической культуры. /Авт.-сост. Погадаев. Г.И. – М., 2000.
  28. Опытная программа курса «Физическое воспитание с валеологической и профессиональной направленностью». Разработана Бишаевой А.А., Пузырем Ю.П. – М., 1999.
  29. Подласый И.П. Педагогика, - М., 2002.
  30. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. – М., 2000.
  31. Политухин А.Н. Педагогическое мастерство учителя физического воспитания, Смоленск, 1993.
  32. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной – М., 1997.
  33. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 1 декабря 1999 г. № 1025.
  34. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/116/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
  35. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях (словарь-справочник). / Сост. Е.Н.Сурков. Под общ.ред. В.У.Агеевца. – СПб., 1996.
  36. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – М., 1985.
  37. Решетников Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
  38. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 2000.
  39. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т.1.
  40. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. – М., 1976.
  41. Смирнов Б.Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте. Источник: http://lib.sportedu.ru/press
  42. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. / Под общ. ред. Ф.П.Суслова, Ж.К.Холодова. – М., 1997.
  43. Физическая культура. Теоретический материал. Учебное пособие. / Под ред. В.Ю. Волкова, В.И.Загоруйко. – СПб., 1999.
  44. Хайрулин Р.А. Разминка в спорте: Учебное пособие. – Казань, 2002.