Современный урок эстетического курса

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии


Современный урок – это особая форма организации педагогического процесса, при котором учитель руководит коллективной познавательной и иной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета. А также для воспитания и развития познавательных школьников

Урок – способ коммуникации учителя и ученика, организация (учебное сообщество).

Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках эстетического курса

Сегодня в системе образования одними из наиболее популярных технологий являются информационно-коммуникативные. Да, они отвечают основным требованиям современного общества: готовят личность, способную ориентироваться в мире информации. Много литературы написано по поводу того, что представляют собой информационно-коммуникативные технологии, какими положительными свойствами они обладают. Одно из этих свойств не подвергается сомнениям: информационно-коммуникативные технологии делают классно-урочную систему, от которой мы никуда не уйдем, более интересной, менее запрограммированной.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

11.6. Искусство

Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать:

Изобразительное искусство:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе? Так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ? Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

  • При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
  • При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
  • При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Естественно, что использование как традиционных, так и новых информационных технологий не самоцель. Все они являются лишь средствами для достижения поставленной цели. В условиях работы в лицее для кафедры эстетических дисциплин такой целью мы считаем формирование эстетически развитой личности, хорошо информированной в названной области, имеющей художественный вкус, обладающей эмоциональной отзывчивостью. Безусловно, эмоционально отзывчивого человека можно воспитать только в процессе общения – и личность педагога, и творческую атмосферу в коллективе невозможно заменить никаким компьютером. А вот художественный вкус во многом зависит от уровня информированности человека. Если же говорить о самой информированности – широте кругозора, общей эрудиции, разносторонней образованности – то для воспитания этой стороны личности информационные технологии незаменимы. Как мы убедились, при изучении предметов эстетического цикла весьма эффективными оказываются как традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий.

Роль традиционных технологий в учебном процессе преподавания эстетических дисциплин велика и никем не оспаривается. Стоит ли говорить о том, что книгу человеку не смог заменить ни один компьютер. Мы не спешим отказываться и от проверенных и надежных технологий, опирающихся на технические средства прежних поколений, тем более что для них у нас накоплен достаточно богатый учебный материал. Книги по художественной культуре подобрана в соответствии с программой, постоянно пополняется и обновляется, однако книги не пользуются большим спросом у учащихся им легче задать поиск в сети Интернет.

Нет сомнения, что возможности, которые дают компьютерные технологии, уникальны - они не могут быть в полной мере заменены ни одним другим техническим средством.

Если для большинства школьных дисциплин знания, представленные через образ, - это лишь способ облегчить ученику восприятие этих знаний, то для  предметов эстетического цикла образ - это основной предмет исследования. Поэтому для нас компьютер открыл совершенно новые формы обучения: перед учеником образ, который он может изучать непосредственно – рассматривать с разных точек зрения, изменять, анализировать результат, сравнивать, усложнять, упрощать. Кроме того, компьютер с успехом может заменить многие традиционные иллюстративные средства:  слайды, видео- и аудиозаписи, а также книги-справочники.   Словом, мы убедились, что компьютер может помочь учителю сделать эту работу более успешной во многом. Но не во всем.

Для того, чтобы достигнуть успеха, важно осознать, что использование компьютера на уроке есть всего лишь средство, вспомогательный элемент для достижения намеченной цели. Следует рассматривать экран, управляемый компьютером, просто как еще одно доступное учителю средство обучения, которое хорошо приспособлено для одних вещей и плохо для других. Очень важно не «перегрузить» учащихся работой с компьютером. Чрезмерное увлечение компьютером на уроке может принести вред, а не пользу.

Наша  первая задача собрать пусть небольшую, но очень точно соответствующую нашим задачам мультимедиотеку, с материалами по мировой художественной культуре, музыке, этикету, основам имиджелогии, изобразительному искусству.

Первостепенной задачей в сфере применения информационно-коммуникативных технологий в области школьного эстетического образования является программное обеспечение курсов соответствующих дисциплин.

Готовых компьютерных образовательных программ, отвечающих нашим программным установкам нет, или, по крайне мере, нам они неизвестны. Однако мы имеем четкое представление, каким требованиям такие программы должны отвечать, какими они должны быть по целям, структуре и материалу.

В первую очередь необходимы программы-информаторы. Мы не называем их учебником, поскольку в преподавании эстетических дисциплин в лицее мы не используем даже обычных школьных учебников по концептуальным соображениям – мы считаем, что в сфере эстетического образования учебник ограничивает творчество как учителя, так и ученика. Программы-информаторы должны включать не обобщенные энциклопедические сведения, а информационные блоки, соответствующие г задачам и требованиям.

Еще одним типом программ, необходимым в школьной практике, являются программы-тренажеры. С их помощью лицеисты могли бы применить полученную информацию для приобретения определенных навыков работы с предложенным художественным материалом. Последний из трех самых необходимых типов – программ – это программа-контролер. Для работы в области эстетических дисциплин она тоже должна быть специфической. Поскольку в нашей сфере количество усвоенной информации ни в коей мере не является мерилом успешности, то в основу контроля должны лечь глубоко продуманные критерии оценки.

Важнейшим техническим средством, помогающим сделать современный урок ёмким, помочь учащимся легче усвоить основные термины и понятия предмета, запомнить необходимые сведения, стали интерактивные доски и мультимедийные проекторы. С их помощью можно мгновенно вывести на экран максимум полезной информации. Однако чтобы эта технология работала, перед учителем встала задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание. В связи с этим появилась необходимость в разработке тематических блок-схем по крупным темам предмета.

Особенно удобны блок-схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках.

Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.

Ещё одна форма работы с мультимедийными технологиями – создание учебных и контрольных по программным темам Сейчас в нашей методической копилке есть слайд-фильмы практически к каждому уроку программы по мировой художественной культуре.

Формы такого видеоряда могут быть разными – с музыкальным или словесным сопровождением или без него, когда необходим комментарий со стороны учеников или учителя; с установленным периодом смены слайдов или по щелчку; насчитывающие до 100 слайдов, когда необходимо дать представление о каком-либо общем явлении, или совсем короткие, 8-10 слайдов, если требуется, чтобы зрители запомнили какие-то конкретные образы.

Одним из самых эффективных методов использования информационно-коммуникационных технологий с целью формирования гармоничной личности, бесспорно, является проектная деятельность старшеклассников.

В нашей практике есть опыт работы такого характера. Когда наши воспитанники впервые перешли от реферативных проектов, выполненных с помощью библиотечных книг, к простым компьютерным презентациям с привлечением интерактивных программ  из Интернета,   они сами увидели, какие перспективы открывает такой вид деятельности. Вырос познавательный интерес, повысилась самооценка, появилось стремление к самообразованию.

Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.

Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно.

Концепция эстетического образования, выбранная нашей кафедрой много лет назад и подтвердившая свою состоятельность, не предусматривает системного искусствоведческого подхода к изучению явлений искусства – мы предпочитаем воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, исповедуем практическое участие детей в художественном процессе.

Наш лицей с 2019–2020 года вошел в список школ РФ, которые будут курировать РАН.

Уже с 1 сентября в лицее появились преподаватели КУбГу, которые проводят занятия с ребятами по естественнонаучным предметам. Требования предъявляемые к информационной грамотности стали выше.

С предыдущего учебного года в лицее разрабатывается концепция комплексного обучения учащихся информационным компетенциям. В данном проекте участвуют учителя всех предметов включая предметы эстетического курса.  В лицее разрабатываются единообразные задания по всем предметам, которые получают учащиеся пилотных классов. Например:

- Найти информацию в сети Интернет и оформить в таблице.

- Найти ответы на вопросы в сети Интернет.

- Оформить свой ответ с заданными параметрами (Шрифт, Цвет, абзац, типы подчеркивания, выделения, и т.д.).

- Работа с текстом. Выделение главного, поиск ответов на вопросы.

Свои ответы ребята отправляют на эл. почту учителя. Это тоже элемент обучения.

Учитель проверяет, систематизирует и отмечает как ошибки по предмету так и не выполненные условия по информационным навыкам.

Несомненно нагрузка на учителей всех направлений увеличивается, в перспективе мы надеемся, что овладение учащимися навыками поиска, систематизации, извлечения, обработки информации позволит улучшить качество образования на всех этапах развития личности.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз уточнить, что мы относимся к мультимедийным технологиям как лишь одному из многочисленных средств создания информационной среды обучения, но понимаем, что это средство уникальное, в современных условиях совершенно необходимое и очень перспективное.

В каждом большом проекте есть начальный этап, на котором лишь несколько человек понимают более или менее ясно, что они задумали сделать. Затем следует пилотный этап, когда в работу включается большое количество энтузиастов; и, наконец, заключительный этап повседневной работы. Причём на этом последнем этапе вполне может оказаться, что проект потерпел фиаско. На предыдущих-то этапах работы выполняли увлечённые люди, которые достигали хороших результатов за счёт своих личных качеств. С этой точки зрения проект мультимедиа в образовании находится на второй стадии, когда к нему подключается большое количество увлечённых людей.

Мы видим это на примере работы нашего лицея, в частности, нашей кафедры, где большинство педагогов, не считаясь со временем, техническими и материальными сложностями, с энтузиазмом взялись за освоение этой очень сложной и совершенно новой области педагогической деятельности и уже добились первых успехов. Мы понимаем, что судьба проекта использования информационных технологий в школьном образовании в наших руках и верим, что осуществление этого проекта поможет в нашем главном деле – воспитании гармоничной и эстетически развитой личности