Планирование и разработка урока (занятия) истории с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 7

Ключевые слова: ОВЗ, ФГОС, инклюзивное образование


Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе учителя сельской школы. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Развития детей с умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в не которых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

 Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, что проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной  координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. Эмоции отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью  характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.

При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью  характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью ;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. 

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. в свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью  предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

Инновационные технологии в коррекционном образовании

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.  Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

На уроках можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии, технологии  деятельностного подхода и информационно-коммуникационные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения.  Учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность.

2. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. Важнейшее место занимают отношения ? учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.

3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4. Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

5. Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 

6. Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. 

7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

8. Технологии  деятельностного подхода.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у воспитанников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у воспитанников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым можно отнести:

- игру, (различные виды игр);

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- групповую и парную работу;

- «оценочную» деятельность обучающихся (результат).

Основная задача педагога: организовать условия, инициирующие действие воспитанника.

Структура занятия «открытия» нового знания

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с комментированием. (речь)

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Система дидактических принципов

  • Деятельности
  • Непрерывности
  • Целостности
  • Минимакса
  • Психологической комфортности
  • Вариативности
  • Творчества

Обобщение опыта обучения истории умственно-отсталых детей

Актуальность проблемы обучения умственно отсталых детей основам истории.

Систематический курс истории имеет не только познавательное значение для учащихся, но и большие коррекционные возможности. История должна способствовать развитию познавательных способностей учащихся: умению наблюдать и анализировать увиденное, делать правильные, логически обоснованные выводы и обобщения.

На уроках истории учащиеся должны приобрести ряд ценных в общеобразовательном отношении умений и навыков:

- умение получать знания из разных источников (окружающей действительности, опытов, карт, книг, различных средств наглядности),

- умение делать некоторые макеты, коллекции;

- фиксировать и обобщать свои наблюдения в устной и письменной форме.

На уроках истории решаются коррекционно-развивающие задачи:

1) Скоррегировать неверные исторические знания.

2) Развитие причинно-следственных связей.

3) Развитие психических функций (внимание, память, мышление).

4) Формирование устойчивого познавательного интереса.

5) Расширение кругозора детей. (организация исторических кружков, экскурсий, подготовка докладов и т.д.).

6) Обеспечение системной словарной работы. (усвоение новых терминов и понятий большого количества)

7) Обучение на основе установления тесных межпредметных связей (география, естествознание, чтение, математика).

Обучение истории во вспомогательной школе способствует и нравственному воспитанию учащихся: прививает им глубокую любовь и преданность к своей Родине, своему народу, формирует отношение к труду.

Уроки истории в школе для умственно отсталых детей направлены на реализацию ряда воспитательных задач: патриотическое, эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное воспитание.

Таким образом, коррекционная работа на уроках истории и во внеурочное время предусматривает эстетическое воспитание учащихся, которое осуществляется как в процессе обучения, так и в трудовых операциях и направлено на выработку норм общественного поведения, понимания отношений между людьми в обществе, их отношения к труду, к своим обязанностям.

Программы по истории для умственно отсталых детей реализуется с 6 по 9 кл.

В программе выделены основные практические работы, указаны межпредметные связи, сформулированы требования к ЗУН по годам обучения. В современной программе по истории основное внимание обращается на реализацию краеведческого принципа. Эта тема стала концентром всего курса истории (с целью наибольшей адаптации учащихся к месту проживания). Программа построена концентрически. В программе предусмотрено повторение материала. Программа по истории построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении.

Для обучения умственно-отсталых школьников используются общедидактические принципы обучения:

Принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта.

Учитывая принцип научности в изложении учебного материала, необходимо верно объяснить значение окружающих явлений для борьбы с суевериями и религиозными предрассудками.

В программе учтены практические работы, проводимые в процессе изучения истории, которые преследуют две основные цели: вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности.

Программа предполагает реализацию принципа единства обучения, воспитания, развития и практики. В ней определены те знания, умения и навыки, которые связаны с применением их в практической деятельности.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в изучении и учете в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью развития положительных и преодоления отрицательных особенностей, повышения качества учебной работы, всестороннего развития учащихся. Индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе учащихся, отличающихся одними и теми же особенностями.

Принцип коррекции — исправление дефекта познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, который осуществляется во всем процессе учебно-воспитательной работы. Поэтому коррекция начинается с момента поступления ребенка в школу. Задача коррекции на первом этапе — исправление и обогащение представлений ребенка об окружающем его мире, исправление и развитие речи и фонематического слуха, недостатков произвольных движений, обучение навыкам самообслуживания.

Особое место на уроке занимает рассказ в обучении истории умственно отсталых детей. Интересность и содержательность исторического рассказа будит мысль  ребенка, развивает его воображение, прививает интерес к истории. Рассказ учителя истории всегда сопровождается различными наглядными пособиями и самостоятельными работами учеников.

Прием «путешествие по карте» способствует созданию игровых ситуаций, в результате которых формируются картографические представления о взаиморасположенных на карте объектах, осуществляется  коррекция ассоциативной памяти, пространственных представлений, наглядно-образного мышления.

Для развития мышления обучающихся играют важную роль исторические экскурсии, на которых ученики наблюдают процессы и явления в естественной обстановке, устанавливают взаимосвязи в событиях, собирают материал, который можно использовать на последующих уроках. Экскурсии знакомят учащихся с новыми для них объектами и явлениями, и благодаря им дети получают наиболее полные представления о исторических явлениях и процессах.

Особое место на уроках истории в школе для умственно отсталых детей занимает работа с учебником и тетрадью. Учебники по истории для вспомогательной школы написаны в соответствии с учебной программой для этих школ. Учебник служит главным учебным пособием для учащихся, важнейшим источником знаний. Большое значение в привитии интереса и любви к книге имеет обучение учащихся сознательному чтению, так как механическое чтение быстро им надоедает и вызывает нежелание работать с книгой. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают. При этом учитель использует в работе с учебным материалом основные методы: повторение и сравнение «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

Словарная работа требует от учителя большой методической подготовки и грамотности, правильного произношения. Специальные названия необходимо закреплять и на слух и зрительно, основное разъяснять детям, помогать осмысливать прочитанное, останавливать их внимание на наиболее трудно запоминающихся словах, выписывать эти слова на доску и в тетрадь, объяснять, почему именно так они пишутся.

Полезно приучать учеников находить в тексте ответы на такие вопросы учителя, как, например: Найдите и прочитайте, что сказано в статье о жизни и быте крестьянина?

Следует уделять внимание работе учеников с рисунками, напечатанными в учебниках. Целесообразно подробно разобрать рисунок вместе с учениками до начала чтения статьи, а на доске иногда зарисовать отдельные его детали для подробного разъяснения. Чтение статьи и рассматривание соответствующих рисунков учебника проводится после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа учителя, словарной работы, работы с картой, картиной.

Работа с тетрадью имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Она приучает учеников к систематическому труду, самоконтролю, воспитывает самостоятельность. Записи в тетрадях по истории должны быть краткими и не подменять учебника. Записи в сочетании с рисунками помогают прочно соединить в сознании детей зрительный образ предмета с его названием. Нарисованное (орудие труда или утвари) самим учеником остается и его памяти гораздо дольше того, с чем он знакомится в результате чтения. Свои записи и рисунки, учащиеся должны систематически просматривать, особенно при повторении учебного материала. В конце тетради несколько страниц отводятся для словаря, в котором дети выписывают трудные по написанию термины, предусмотренные программой.

На уроке истории в школе для умственно отсталых детей целесообразно использвать методику работы над исторической картиной и иллюстрациями учебников. В работе с картиной у учащихся развиваются внимание, мышление, память, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом объекте, обогащаются понятия и представления. Рисунки помогают учащимся усвоить помещенные в учебнике описания. Но для этого следует продумывать вопросы к каждому рисунку, а также следить за выполнением учениками заданий связанных с рисунками в учебнике. В этих заданиях предлагается сравнить рисунки, срисовать некоторые из них, найти что-либо.

Работа с картой коррегирует и развивает ориентировку в пространстве, при этом работаем над развитием речи, цветоразличения при усвоении условных цветов карты. Работа с контурными картами развивает у детей зрительную память и моторику.

Исходя из этого, необходимо выделить и специальные подходы, принципы, положения, которые надо обязательно учитывать при организации урока по истории для детей с умственной отсталостью:

  • использование тематическо-блочных форм подачи материала (например, по Древней Греции - блок "Природа и окружающий мир грека", темы, которые в него входят: климат, география, население, представление об окружающем мире, мифы, легенды о героях и т. п.);
  • простота и доступность изложения;
  • широкое использование метода "хронологических параллелей" (иначе связь с жизнью) - сравнение с аналогичными процессами современной жизни, окружающей ребёнка;
  • применение ТСО, в том числе средств для мультиплицированного анимационного показа элементов учебного материала и т. п.;
  • организация различного вида совместных работ по одному тематическому блоку: творческих лабораторий, КВН, брифингов, поручений, конкурсов, "копилок знаний" и т.д.;
  • постоянный контроль, своевременная помощь в изучении материала, организация совместной работы детей;
  • планирование тематических, игровых пауз на уроке по одной из тем блока;
  • концентрический принцип изучения материала, двигаясь от общего к частному, а при закреплении и повторении - наоборот;
  • ограничение частного, второстепенного при изложении учебного материала и в работе с ним, больший упор на тенденции, причины, выводы и общие связи логических элементов материала между собой;
  • тщательный, многократный разбор исторических понятий, терминов;
  • ограниченное оперирование термино-понятийной базой;
  • использование неразвёрнутого плана ответа, обучение работы с ним, составлению его.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Урок истории в 7 классе по адаптированной основной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся  7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).

Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно-тематического планирования по истории Отечества.

Цель урока: Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»; формирование представлений о  монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
  • Коррекционно-развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
  • Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению.

Тип урока: комбинированный. Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока. Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока. Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение, работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению), в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение).

Урок построен с учетом следующих принципов обучения:

1. Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).

2.  Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).

3. Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).

4. Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания  с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).

5. Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).

6. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).

Также на уроке в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагога.

2)  Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).

На уроке использовались следующие методы:

Словесные -   объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа, вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).

Наглядные – иллюстрации в учебнике, историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.

Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий.  На  протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника.

На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение, выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.

Сюжетные картины использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике – формирование исторического понятия и восприятие материала. Работа с наглядностью способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.

Технологическая карта урока

Тема

Русь под монголо-татарским игом

Класс

7 класс

Цель

Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо-татарского ига для русского народа.
Коррекционно-развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:
Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.
Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Метапредметные:
Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).
Познавательные. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.
Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.

Основные понятия

Иго, Сарай, баскаки, ярлык.

ТСО

Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ход и содержание урока