Урок окружающего мира "Земля – кормилица". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Цели:

  • Деятельностная: создать условия для открытия знаний о типах и составе почвы.
  • Содержательная: сформировать умения: различать типы почв на иллюстрациях учебника, находить информацию из печатного источника о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации обучения: работа в парах, работа в группах.

Технология обучения: деятельностный подход, технология поиска информации.

Средства: компьютер, записи на доске, раздаточные листы с заданиями, видео с проведением опыта на выявление состава почвы.

Планируемые результаты урока:

Личностные УУД

  • проявляет интерес к изучаемому учебному материалу;
  • положительно относится к  участникам учебной ситуации;

Регулятивные УУД

  • адекватно оценивает действия по выполнению задания другими учащимися и собственные возможности для выполнения задания;
  • выполняет учебные действия по заданному плану, контролирует выполнение задания.

Познавательные УУД

  • умение извлекать информацию в соответствии поставленной задачи;
  • анализировать, сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД

  • умение слушать и слышать, адекватно отвечать на поставленную задачу;
  • уважительно  взаимодействовать друг с другом в паре.

Предметные УУД

  • знать о разнообразии почв России;
  • различать типы почв родного края;
  • понимать необходимость охраны почв.

Содержание урока

1. Орг. момент (на доске карточка со словами – настрой на урок)

Мы – умные,
Мы – активные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится.

2. Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания. Игра «Да-нетка».

Учитель читает высказывание, ученики записывают ответы в виде высказываний «Да» или «нет».

Игра «Да-нетка»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают геологи. (да)
  2. К полезным ископаемым относятся: нефть, газ, глина. (да)
  3. В строительстве используются: песок, глина, гранит. (да)
  4. Металлы получают из: каменного угля, янтаря, мела. (нет)
  5. При помощи буровых установок добывают: нефть, природный газ. (да)
  6. В шахтах добывают: песок, глину, известняк. (нет)
  7. В Заиграевском районе добывают: доломит, перлит, известняк. (да)
  8. В Бурятии практически нет полезных ископаемых. (нет)

Взаимопроверка, оценивание

да

да

да

нет

да

нет

да

нет

К

Л

А

Д

О

В

А

Я

3. Мотивация к изучению нового материала, постановка учебной задачи

- Прочитайте слово, которое получилось. (кладовая)

- Что же это за кладовая (предположения детей)

- Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (читает ученица)

Есть на свете чудесная кладовая. Положи весной в неё мешок зерна. Осенью в кладовой будет десять таких мешков. Горсть семян становится большой кучей огурцов. Сказка ли это? Нет, не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Она называется ... (землёй)

- Почему землю называют волшебной кладовой? (высказывания детей)

- И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (кормилицей)

- Тема нашего урока так и звучит «Земля-кормилица» (на доску карточку с темой)

- Значит, что нам предстоит сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? (высказывания детей)

4. Решение учебной задачи

- Как называется верхний слой земли? (почва)

- Из чего же состоит почва? (предположения детей)

- Предлагаю вам провести небольшое исследование почвы, а по ходу исследования заполнить вот эту схему (кластер «Состав почвы»). Работать будете парами.

- Исследование у нас будет реально-виртуальным. А поможет нам в этом любознательный Мураш (просмотр видео с опытами, заполнение кластера) (Приложение 1)

Первый опыт проверяет один ученик.

Самопроверка

- От чего же зависит плодородие  почвы? (от количества перегноя)

- Как вы думаете, почвы на территории нашей страны везде одинаковые? (предположения детей)

- Что нам может помочь в выяснении этого вопроса? (учебник)

Работа с текстом учебника с. 160-161.

- Задайте вопрос по тексту.

(Как называют учёных, изучающих почву? Какой тип почвы самый распространённый на территории нашей страны? Какая почва самая плодородная?)

- А какие почвы преобладают на территории нашей республики? Где об этом можно узнать?  (Приложение 2)

- Я сегодня вам немного помогла и уже нашла информацию о ресурсах Бурятии, но вы должны её изучить и ответить на мой вопрос (работа в группах, самопроверка)

- О каких проблемах почвы говорится в тексте? Значит, почву нужно беречь и охранять. А как это сделать?

5. Итог урока, рефлексия

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- А теперь, оценив свои ответы, выскажитесь о цели ваших дальнейших действий, выбрав одну из фраз на доске

6. Домашнее задание

- О том, как можно беречь почву, вы прочитаете дома и приготовите небольшое сообщение о проблемах и способах их решения (с. 162-163 учебника)

Литература и источники

  1. http://www.priroda.ru/regions/earth/detail.php?FO_ID=559&ID=6273&SECTION_ID=
  2. https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Плешаков Е.А. Крючкова А.Е. Соловьева. — 2-е  изд. — М. : Просвещение, 2015. — 127 с. — (Школа России).
  4. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2019. – С. 74 – 75.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – М.: Просвещение, 2019. – С. 160 – 163.