Развитие функциональной математической грамотности во внеурочной деятельности

Разделы: Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4


Хочу поделиться со своим опытом в практике по развитию математической функциональной грамотности во внеурочное время.
Л.Н.Толстой писал: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности .

Под математической грамотностью понимают способность учащихся:

  1. распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  2. формулировать эти проблемы на языке математики;
  3. решать проблемы, используя математические факты и методы;
  4. анализировать использованные методы решения;
  5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  6. формулировать и записывать результаты решения.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

В связи с этим, при обучении в начальной школе математики и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связывать их с жизнью, а в этом помогает мне внеурочная деятельность.

Все это требует творческого подхода к работе. Для того, чтобы поддерживать в течение всего занятия внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

Известные педагоги и психологи, каждый в своё время, выражали значимость и направленность дидактической игры на активизацию познавательной деятельности детей.

Я на этом останавливаться не буду, так как это использует каждый учитель на своих уроках.

Я учу детей видеть и находить математические задачи, решать их, используя нестандартные способы решения в обычной жизни (на экскурсиях, во время поездок, во время внеклассных занятий).

Хороший помощник в этом Лего-конструирование, я занимаюсь этим с 90-х годов и у меня разработана программа лего-конструирования на 4 года.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» - писал Ж.Пиаже.

Год назад я взяла первый класс и передо мной встала важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников и показать, как это тесно связано с другими науками, а в частности с математикой.

С помощью лего-конструктора дети могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

После посещения выставки математических открытий и достижений в городском музее, ребята познакомились с законами математики и физики, у ребят появилось желание более глубоко изучать математику, так как они на практике убедились, что математика окружает нас везде.

И здесь нам снова помог конструктор.

Чтобы продолжить поддерживать интерес к точным наукам к концу первого класса мы стали сотрудничать с учителем физики и на внеклассных занятиях познакомились с электричеством и электрической цепью.

А во втором классе заинтересовались и наши родители, которые помогли приобрести в класс лего-конструкторы, собранные модели которых работают на солнечных батареях.

И мы уже работаем с солнечной энергией и изучаем её на практике.

Далее я планирую изучать работу роботов с соленными батареями, ну а потом уже перейдём в 4 классе к более сложным моделям, где программы составляются на компьютерах.

Я развиваю математические способности не только на занятиях лего-конструирования, но и на занятиях по обучению игры в шахматы.

Шахматы развивают у ребёнка логическое мышление,воспитывают усидчивость, развивают умение действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы решения проблемы.

В этом мне помогают шахматные задачи.

Внеурочная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка.

Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, использование творческих способностей детей. Стараюсь не забывать о том, что положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий.

В заключение хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.