Акмеизм как литературное направление. А.Ахматова. Н.Гумилев

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: лирика, акмеизм , литерутурные направления , А.Ахматова, Н.Гумилев


Цели урока:

Образовательная

  • познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
  • отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;

Развивающая

  • развивать навыки анализа поэтического произведения;

Воспитательная

  • прививать чувство прекрасного;
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.

Ход урока

1. Выступление учащихся. Композиция из стихов Ахматовой и Гумилева (15 мин.)

2. Слово учителя (о стихах, которые прозвучали в композиции, об удивительной паре Ахматова–Гумилев)

3. Объявление темы урока. Актуализация знаний

1) Чем отличаются принципы акмеизма от творческой программы символизма?

2) Назовите особенности акмеизма (по статье учебника - Д/З)

4. Работа фронтальная

Опираясь на статью учебника, теоретический раздаточный материал, докажите, что услышанные вами стихи - акмеистичесие (учащиеся находят особенности, например, точность детали, тонкий психологический рисунок, особенности лирического героя - героини и др. В работе опираюсь прежде всего на ответы тех, кто читал стихи наизусть: они повторяют отдельные строчки, за ними остальные тоже отвечают)

5. Работа в парах

Перед вами стихи (раздаточный материал) разных направлений начала 20 века: символизм, акмеизм, футуризм, классика. Определите направления, в рамках которых написаны эти стихи. (Учащиеся отвечают, доказывают)

6. Каждый поэт индивидуален

Ахматова и Гумилев начинали как акмеисты, особенности этого течения будут прослеживаться и в поздней лирике. Но у каждого из них свой неповторимый почерк, своя задача, голос, выразительные средства, интонация, лирический герой.

Работа в тетради. Записываем особенности поэтического почерка Ахматовой и Гумилева.

7. Одна из задач сегодняшнего урока - познакомиться с лирикой (некоторыми темами и образами) Н.Гумилева

Учащийся (заранее подготовленный) дает краткую биографическую справку.

Опираясь на записи в тетради, учащиеся оценивают стихи Н.Гумилева, прозвучавшие в композиции. (В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты).

8. Анализ стихотворения "Жираф"

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Сначала учащиеся делятся впечатлениями; опираясь на теоретический материал, анализируют стихотворение как акмеистическое, выявляют особенности почерка Гумилева; статья в учебнике с анализом стихотворения завершит эту работу (учебник  литературы 11 класса В.А.Чалмаева, С.А.Зинина).

9. Подведение итогов (об особенности направления акмеизм и реализации принципов акмеизма в стихах Н.Гумилева)

Следующий урок будет посвящен ранней лирике А.Ахматовой.

10. Домашнее задание

Ввыучить наизусть стихотворение Н.Гумилева, подготовить биографический материал об А.А.Ахматовой.

Приложения