Портфолио школьника – история успеха ученика

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Портфель достижений учащихся


"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться,” – писал Василий Александрович Сухомлинский.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 40 % зависят от интеллекта, и на 60 % - от мотивов. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Одним из интереснейших видов работы, позволяющих формировать положительную мотивацию является портфолио.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования портфолио является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания.

В нашей школе разработано и успешно реализуется Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся начальных классов.

Портфолио позволяет: проследить продвижение обучающегося в учебной деятельности, оценить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, представить личность обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, его прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Основными задачами портфолио являются:

  • Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся.
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся.
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
  • Учитывать возрастные особенности развития УУД обучающегося по ступеням обучения.
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

Активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио помогает реализовывать такие функции образовательного процесса, как:

  • Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени (например, за четверть,  полугодие, год, за всю начальную школу).
  • Функцию целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
  • Мотивационнную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
  • Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
  • Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
  • Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Структура и содержание портфолио.

С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения, рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание (разделы): Титульный лист, «Мой мир», «Моя учеба», «Мои достижения», «Копилка творческих работ», «Мои увлечения и занятия».

На титульном листе размещается основная информация о ребенке и фото обучающегося (по желанию родителей).

Раздел «Мой мир» может включать:

  • личные данные обучающегося;
  • информацию о семье, о друзьях, об увлечениях, интересах или хобби ребенка. Эти сведения заносятся учеником самостоятельно на добровольной основе.
  • информация, помогающая школьнику проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Это могут быть результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования или тестирования.

В этом же разделе уместно разместить Лист целеполагания и рефлексии по итогам года, на котором найдут отражение описание целей и задач, поставленных обучающимся на определенный период, а также анализ достижения этих целей (рефлексия).

Раздел «Моя учеба» посвящен учебной деятельности, итогам окончания учебного года (или четверти) по предметам. Дети наполняют этот раздел и удачно написанными контрольными, комплексными и другими письменными работами, графиками роста техники чтения, сводными ведомостями успеваемости. Обязательной составляющей этого раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

«Мои достижения». Этот раздел включает отражение результатов участия школьника:

  • В предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, в т.ч. и дистанционных, проектах различного уровня – школьного, муниципального, республиканского, всероссийского и др.
  • В мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования.
  • Участие в образовательных тестированиях и курсах по предметам.
  • Участие в спортивных соревнованиях и в др.

В начале этого раздела, перед файлами с грамотами и сертификатами, целесообразно вложить лист с таблицей, по которой можно проследить  последовательность, название и уровень конкурсов, их количество и результат участия за определенный период, например, за учебный год.

В разделе «Копилка творческих работ» дети размещают свои (лучшие на их взгляд) работы – формальные и творческие, выполненные в ходе учебных занятий по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ими факультативных учебных занятий.

Могут быть помещены и другие работы, которые подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В этот раздел помещаются рефераты, исследовательские работы, проектные работы (указывается тема, дается краткое описание, приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде). Техническое творчество представляют в виде моделей, макетов, приборов (название, краткое описание, фото).

Представляется перечень работ по искусству (рисунки, аппликации и т.п., их оригиналы и ли фото), фиксируется участие в выставках.

В своей работе по формированию портфолио я использую пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе «Учусь оценивать себя»  (Данилов Д.Д. и др.) В конце учебного года предлагаю обучающимся провести самооценку одного из своих творческих дел: проекта, исследовательской работы, сообщения, коллективной стенгазеты и т.п. по алгоритму, предложенному в данном пособии.

Раздел «Мои увлечения и занятия» включает в себя разнообразные формы творческой активности:

  • участие в школьном театре, оркестре, хоре и т.п.;
  • занятия в учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах (указывают название учреждения, продолжительность занятий и результат);
  • участие в спортивных мероприятиях.

Период составления Портфолио рассчитан на 1-4 классы. Оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, может храниться и в электронном виде.

В формировании портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители.

Оценка портфолио проводится один раз в год жюри, в состав которого входят: классный руководитель и родительский комитет. Результаты фиксируются в сводной ведомости и сдаются заместителю директора по УВР.

Оценка ведется на критериальной основе:

  • 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям
  • 2 балла – незначительные замечания
  • 1 балл – недостаточная информация
  • 0 баллов – индикатор не представлен.

В нашей школе ежегодно проводится Фестиваль Портфолио. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, поощряются. Анализ Портфолио помогает мне выбрать учеников для участия в Празднике чести и гордости школы (распределить по номинациям).

По результатам накопленной в течение 4 лет оценки может быть составлена «Карта выпускника начальных классов», в которой будут сделаны выводы о:

  • Сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на следующей ступени.
  • Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Портфолио школьника является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающихся в разнообразных видах деятельности, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учащимся путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также субъективная оценка проделанной работы.

Литература

  1. Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). http://school2100.com/
  2.  Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 кл. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: Баласс, 2012. – 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся начальных классов МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП  имени 50-летия Медведевского района», 2012.