ИКТ на уроках музыки

Разделы: Музыка

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: музыка, ИКТ


В условиях современной жизни мир столкнулся с проблемой снижения уровня культуры общества. В частности, это выражается в повсеместном звучании низкопробной музыки агрессивно воздействующей на подрастающее поколение. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни.

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и предмет «Музыка» в этом процессе играет особую роль. «Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д.Шостакович. Анкетный опрос показал, что в большинстве случаев музыка используется учащимися как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную и рок-музыку. Проблема заключается в том, чтобы научить ребенка любить, понимать, эмоционально откликаться на музыку не только на уроке, но и привить музыкальный вкус для дальнейшей жизни.

Развитие музыкального вкуса предполагает формирование осознанного восприятия музыки. Восприятие музыкального материала связано с развитием музыкальных способностей. Соответственно от уровня их развития зависит степень приобщения учащихся к подлинным художественным ценностям. Следовательно, в деятельности учителя музыки развитие музыкальных способностей является одним из приоритетных направлений. Достижение высокого результата в данном направлении зависит, на мой взгляд, от погружения учащихся в мир высокого музыкального искусства посредством использования современных технологий и наполнение урока новым содержанием, способным повысить эффективность и социальную значимость музыкального обучения, с опорой на личные интересы и предпочтения школьников.

В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях. Кроме того, для музыкально-художественного образования и, в частности, на уроках музыки, велика роль наглядности, как зрительной, так и звуковой. Информационные технологии так же обеспечивают широкие возможности в этом направлении, способствуют активизации деятельности учащихся и значительно повышают эффективность учебного процесса. Но, к сожалению, не всегда внедрение в учебный процесс ИКТ дает положительные результаты. Только целенаправленное, планомерное и умелое использование электронно-дидактических средств обеспечивает в сравнительно короткий срок развитие музыкальных способностей. Отслеживание результатов образовательного процесса, своевременная корректировка материалов, методов в преподавания конкретных тем уроков музыкально-художественного образования является при этом обязательным условием.

Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационных технологий в систему работы учителя-предметника.

В этой связи считается необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы музыкально-художественного образования:

  • адаптация детей к современной социокультурной среде;
  • активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
  • интеграция информационных технологий в систему развивающих занятий для активизации  познавательной  деятельности школьников.

Информатизация образования подразумевает обеспечение процесса сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования, современных информационно-коммуникационных технологий. Развитие информационных технологий позволяет использовать на уроке наряду с традиционными учебными материалами электронно-дидактические средства.

Электронно-дидактические средства – это документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе и построенные в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета. Электронно-дидактическое средство может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов).

Использование электронно-дидактических средств в учебном процессе позволяет:

  • представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
  • автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников;
  • автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
  • осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  • существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения;
  • получить доступ и оперировать большим объемом информации;
  • формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;
  • организовать внеклассную учебную работу;
  • предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.

Внедрение электронных средств в учебный процесс имеет большое значение, так как соответствует основным направлениями модернизации современного образовательного процесса. Использование электронно-дидактических средств позволит учителям в сравнительно короткий срок углубить, систематизировать знания, корректировать материалы и реализовать методическое обеспечение преподавания конкретных тем уроков музыкально-художественного образования. Электронно-дидактические средства – это та копилка материала, которую учитель может постоянно пополнять, исправлять, при этом не нужно накапливать стопки бумаги; это - компактное «хранилище» теоретического и дидактического материала.

Возможное применение электронно-дидактических средств на уроках различных типов:

1. комбинированный урок. Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ;

2. урок изучения нового материала.  Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ, компьютерных презентаций, аудио, видеоматериала;

3. урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков.Использование обучающее - контролирующих программ, творческих заданий, аудио, видео викторин;

4. урок обобщения и систематизации;

5. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.  Использование программ с тестовыми системами;

6. Урок лекция. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся аудио, видео материалы и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Вопрос о внедрении компьютера в музыкально-художественное образование связан, прежде всего, с созданием электронно-дидактических средств. Знакомство с музыкой в ее органичной современной медийной форме это многофункциональное дидактическое действие. Обучающий и воспитательный потенциал аудиовизуальной педагогики, конечно, не исчерпывается иллюстрациями музыкальных произведений и показом фильмов. Здесь происходит реальный информационный обмен с культурной средой, вводится в учебный обиход то, что весьма недальновидно считать продукцией  для досуга, развлечения. Цель такой педагогики – сократить разрыв между современной культурой и современным музыкальным обучением.

Опираясь на теоретический и практический опыт использования электронно-дидактических средств на предметах различных циклов можно создавать и применять электронно-дидактический средства и в музыкальном обучении для:

  • обеспечения наглядности в представлении учебных материалов;
  • поддержки контроля знаний и навыков;
  • организации различных форм творческой деятельности.

Условно электронно-дидактические средства для предметов музыкально-художественного цикла можно поделить на некоторые виды, группы, жанры.

Самое простое электронно-дидактическое средство – электронная хрестоматия теоретических текстов со справочным материалом.

Для этого можно набрать в текстовом редакторе Word свои тексты лекций или теоретический материал по предмету. Целесообразно поместить аналитические разборы произведений в отдельную папку. Тексты могут быть снабжены различными справочными разделами: словарем теоретических понятий, фактов (по произведениям, композиторам, культурным и историческим событиям), перечнем рекомендуемой литературы. К теоретическим текстам по темам оформляются задания для самостоятельных или творческих работ.

Таким образом, возникает структура:

  • тексты (очерки теории и истории искусств);
  • аналитические разборы произведений;
  • словари понятий, фактов, имен, событий;
  • литература;
  • задания для самостоятельных и творческих работ.

 Следующий вид электронно-дидактических средств – мультимедийные хрестоматии:

  • звуковая хрестоматия;
  • нотная хрестоматия;
  • хрестоматия изобразительных материалов;
  • видеохрестоматия.

Звуковая хрестоматия упрощает показ музыки, избавляет от необходимости искать нужные фрагменты прокруткой.

Нотная хрестоматия создается путем сканирования нужных произведений из нотных учебников или набором нот в нотных редакторах Final, Sibelius.

Хрестоматия изобразительных материалов очень полезное и необходимое дидактическое средство. Она комплектуется из репродукций и фото любых материалов: портретов композиторов, исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, документов, репродукций картин.

Видеохрестоматию составляют из существующих музыкальных фильмов или собственноручно записанных концертов, мастер-классов и любой самостоятельно подготовленной видеоинформацией.

Все материалы можно комплектовать в учебные диски по разным жанрам, классам, эпохам, стилям, композиторам.

3. Создав мультимедийные хрестоматии, можно соединять их попарно, все вместе, монтировать со словесными и теоретическими текстами. Тогда это уже получится полноценный электронно-дидактический комплекс, созданный по содержанию ваших уроков.

4. Музыкальные энциклопедии. Наиболее интересными являются готовые программы: «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо), «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Применение материалов из электронной музыкальной энциклопедии упростит учителю подготовку к урокам, позволит наполнить их мультимедиа – содержанием, тем самым, оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы с учащимися. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.

5. Компьютерная презентация. Сегодня, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа PowerPoint, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.

Для работы со звуковыми и видео файлами для обычного пользователя ПК можно предложить несколько самых распространенных и доступных компьютерных программ. Это Nero 7, Sound Forge, Windows Movie Maker. Более подробно остановимся на работе с программой Nero 7.

Все электронно-дидактические средства доступны для повторного общения с учебной информацией: чтение, прослушивание, просмотр возможны на компьютере для учащихся и вне учебного времени.

Создавая электронно-дидактические средства, каждый учитель-музыкант будет накапливать свой информационный банк, который можно изменять и пополнять новой информацией.

При сочетании традиционных средств с электронно-дидактическими средствами происходят качественные изменения в педагогическом процессе, одним из которых является повышение качества обучения. В условиях бурного развития информационных технологий и внедрения компьютеризации в образовательную деятельности человека, разработка принципиально новых познавательных средств обучения, каковыми являются электронно-дидактические средства, в настоящее время являются чрезвычайно важными.