Метод моделирования при изучении русского языка

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: русский язык


ВВЕДЕНИЕ

Обновление целей и содержания школьного образования, обусловленное введением Федерального государственного образовательного стандарта, вызвало изменение ведущих направлений работы в обучении русскому языку в средней школе. Нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных результатов обучения обусловливает отбор такого содержания курса русского языка в основной школе, которое обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Компетентностный подход к образованию предполагает изменение не только содержательной стороны обучения русскому языка, но и организационной, методической: новые цели обучения требуют и новых подходов к организации учебно- воспитательного процесса.

Исключительно велика в этом процессе роль метода моделирования, являющегося существенной характеристикой современного стиля мышления.

Моделирование – это неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности, под которым принято понимать как общенаучный метод исследования и познания объективной действительности, так и процесс построения моделей реально существующих объектов окружающей действительности.

Моделирование является специфическим средством усвоения как практического, так и теоретического материала. Именно через моделирование осуществляется теоретическое отношение к вещам (в отличие от эмпирического), суть которого заключается в выделении и фиксации внутренних отношений изучаемых вещей. Модель – всегда переходное звено между теорией, абстрактным мышлением и действительностью, поэтому обучение моделированию, постижение его сущности в процессе познания действительности способствует развитию логической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности обучающихся.

Метод моделирования позволяют упростить задачу изучения объекта и его свойств через исследование внутренней структуры, а именно через изучение отдельных элементов объекта и связей между ними. Благодаря методу моделирования:

- развивается абстрактное и логическое мышление;

- формируется целостная картина мира;

- вырабатываются универсальные учебные действия;

- школьники учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В педагогической практике широко применяется моделирование благодаря следующим гносеологическим функциям модели: экспериментальной, описательной, измерительной, объяснительной, эвристической, интерпретаторской и предсказательной. «Метод моделирования, – отмечает Л.М. Фридман, оценивая роль моделей в процессе обучения, – …обладает огромной эвристической силой. Эвристическая сила этого метода определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой, какой угодно сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения».

В процессе обучения моделированию в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта следует учесть, что необходимо не только научить школьников пользоваться языковыми моделями, но и способствовать овладению методом моделирования как методом научного познания.

Цель работы – показать, что обращение на  уроках русского языка к методу моделирования является не только своевременным, но и коммуникативно значимым, поскольку соотносится с необходимостью подготовки в школе думающего человека с высокой внутренней гуманитарной культурой, что соответствует главной цели обучения русскому языку в школе -  формирование функциональной грамотности в области русского языка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

1.1 Определение понятия и основные черты технологии

В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они метапредметны:

- реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия. Для решения учебной задачи ученик выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.

Здесь необходимо сказать о специальном действии в системе операций, благодаря которому решаются практически все учебные задачи: моделировании.

Моделирование – важнейшая операция в структуре учебной деятельности и одновременно недостаточно изученный вопрос, вызывающий много споров в процессе построения учебного процесса.

Теория учебного моделирования берет свое начало в работах З.Д.Гольдина, Д.Б.Давыдова.  Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я.Гальперина. В их концепциях обучение и развитие представляют как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования. Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я.Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования учебной деятельности ребенка. Требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании – это универсальной важности положения применимы и в решении задач языкового обучения учащихся. В гальперинской теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий важен каждый шаг, но один из них приобретает в нашем случае особое значение. Речь идет о создании материальной и материализованной формы изучаемого действия.

Изначальным и неотъемлемым звеном технологии служит концепция В.В.Давыдова о двух основных типах мышления человека: рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом, каждое их которых отличается своеобразием содержательного обобщения. Решение учебных задач по В.В.Давыдову представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений.

1.2. Что такое технология учебного моделирования

Если оно учебное - значит предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю учить. Оно выступает как компонент содержательного анализа объекта, позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учебная модель - это особая форма наглядности. Не следует путать модель и схему. Модель – система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать. Схема – наглядное пособие к объяснению, иллюстрация отдельных знаний.

Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.

Моделирование – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.

Моделирование сегодня стало важнейшим методом научного познания, исследования. Метод моделирования используется в любой науке, на всех этапах научного познания; он обладает огромной эвристической силой. Эвристическая сила этого метода определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой, какой угодно, сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения.

Основные черты технологии:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- экономное и целесообразное расходование времени урока;

- применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;

- формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

- формирование и развитие личностных качеств школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности;

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

1.3. Аспекты, принципы и основные цели использования технологии моделирования

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта:

- моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения тем методом познания, которым они должны овладеть;

- моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Для того чтобы учащиеся овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой понятий модели и моделирования, недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели, включённые в содержание обучения, и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Надо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты, явления с помощью моделирования. Возможности для такого действенного овладения моделированием имеются в школьных курсах русского языка и в других учебных предметах.

Моделирование – это сложная деятельность, в которой выделяются составляющие:

- предварительный анализ материала;

- перевод реальности или текста, ее описывающего, на знаково-символический язык; работа с моделью или ее преобразование;

- соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Каждая из этих составляющих имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны стать предметом усвоения учащихся.

Принципы построения моделей:

- адекватность, т.е. выбранные знаково-символические средства должны быть удобными для действия перевода, способствовать выявлению скрытых в тексте отношений;

- автономность, т.е. одинаковые смысловые единицы текста изображаются одинаковыми знаково-символическими средствами, разные смысловые единицы – разными средствами;

- обобщенность, т.е. при переводе следует идти не от конкретного изображения элементов ситуации, а от условного изображения элементов и отношений между ними;

- изоморфизм, т.е. при переводе должна быть сохранена однозначность соответствия между элементами объектов и их изображениями в модели и между отношениями объектов в тексте и их изображениями в модели;

- структурность, т.е. выделенные части объекта (явления, процесса) после представления их на знаково-символическом языке должны по возможности образовывать законченную структуру.

Изучение научных моделей вводимых научных понятий, т.е. изучение тех моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке. Важно, чтобы учащиеся, изучая эти модели, осознавали их именно как модели, как приближённые описания соответствующих реальных ситуаций (явлений, процессов), как нечто такое, что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено более точным, более удобным описанием.

Построение модели ориентировочной основы умственного действия (ООУД). Модель ООУД может быть построена в различных видах, например, в виде учебной карты, где схематически перечислены все операции, которые надо выполнить для осуществления данного умственного действия. Учебная карта может представлять собой оперативную схему, где операции изображаются условными знаками, а их последовательность – стрелками. В ряде случаев удобнее моделировать ООУД в виде схемы тех указаний и ориентиров, которых надо придерживаться при выполнении данного умственного действия.

Модели изучаемых объектов вроде модели сообщения или модели числа, могут выполнять в процессе обучения несколько функций:

а) они могут служить средством обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов и явлений в соответствующей области учебного материала;

б) с их помощью можно решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия;

в) они дают возможность учащимся спланировать свою работу по изучению соответствующего понятия в его конкретных проявлениях и проконтролировать эту работу.

Своеобразным учебным средством является моделирование учебного материала для лучшего его запоминания. При этом возможны два способа моделирования:

а) логическое упорядочение учебного материала и представление его в легко обозримой, наглядной форме;

б) представление учебного материала с помощью мимических средств, в расчёте на образные ассоциации.

Модели первого типа могут служить не только для запоминания учебного материала, но и для его обобщения и систематизации. Работа учащихся по построению подобных моделей в конце изучения темы представляет собой эффективный способ закрепления пройденного.

Таким образом, моделирование – это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определённом отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Ребёнок действует с моделями сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно.

Было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели. Подлинное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Продолжение статьи

Приложения 1–5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букарева Ю.В. Моделирование текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся: монография / Ю.В.Букарева. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 194 с.
2. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 1998. – 340 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Текст]: собрание трудов / Л.С.Выготский. – М.: Лабиринт, 2001.
4.Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / Илья Романович Гальперин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 144 с. (Лингвистическое наследие XX века).
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М: ИНТОР 1996. – 243 с.
7. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981. – 64 с.
8. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5–9 классах средней школы. // Феникс. – 1996. - №5. – С. 6–37.
9. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе / Г.Б.Петрова. - Магнитогорск, 2006.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: документы Министерства образования и науки Российской Федерации [сайт]. - URL:http://минобрнауки.рф/документы/543
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий [Текст]: пос.для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.;под редакцией А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
12. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
13.  Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
14. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В.Хуторской - Питер, 2004.
15.Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. – М. : АО «Столетие», 1995. – 189 с.
16. Штофор В.А. Моделирование и философия / В.А.Штофор. - М., 1966.
17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. - М.: Смысл, 2001.