Прием "кластер" как интерактивная форма организации на родительском собрании

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родительское собрание, прием «кластер» , интерактивные формы взаимодействия


Реализация ФГОС ДО способствует пониманию необходимости выстраивания взаимодействия с родителями воспитанников, привлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

В современном образовании при организации взаимодействия с родителями обозначается приоритет к использованию новых интерактивных форм сотрудничества, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Педагог и родители – партнеры.

Слово «интерактив» - от английского «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Положительные стороны интерактивных форм взаимодействия:

  • Информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
  • Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение.
  • Наличие обратной связи: отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.

То есть все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

Активизировать родителей на обычном  тематическом собрании поможет применение приема «Кластер».

Как составить кластер?

Кластер (от англ. cluster - гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мысли, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Данный прием помогает свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Последовательность действий при построении кластера:

1. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.).

2. Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста. Ключевое слово может быть одно, может быть два и больше.

3.  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

4. По мере записи у каждого из записанных вокруг ключевого понятия слов, фраз в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

5. Совместно обобщаем тему, с помощью наводящих вопросов ведущего делаем выводы.

Схемы кластеров могут быть такими:

Схема кластера 1.

Схема кластера 2.

Правила работы с кластерами:

1. Не бояться записывать всё, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

4. Заранее подготовить обобщающие вопросы по данной теме, которые наведут аудиторию на формулирование выводов.

План-схема беседы с родителями на основе приема «кластер»

 

Название темы родительского собрания

Ответственные
за подготовку

Ключевые понятия

1.
2.
3.

 

Обобщающие вопросы для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На примере Родительского собрания на тему «Кнут» или «Пряник»? Положительные методы воспитания» рассмотрим применение приема «кластер».

Например, разделив родителей на две группы, поработаем над двумя ключевыми понятиями «поощрение» и «наказание», и сформулируем, какой же метод воспитания наиболее эффективный.

Работа в группах над ключевыми понятиями:

Родителям выдаются 2 листа бумаги (формат А1) с напечатанными ключевыми понятиями «поощрение» и «наказание» (одно понятие на одном листе). Родители вписывают вокруг ключевых понятий все, что приходит на ум, любую ассоциацию. Это может быть слово-синоним, антоним, действие или даже целая фраза. Можно написать то, что по данному понятию было из личного опыта в детстве или во взрослой жизни.

Затем каждая группа зачитывает то, что вписано на листах.

Далее идет обсуждение по заранее подготовленным вопросам педагога:

  • Какие чувства вызывали у вас эти методы?
  • Как вы думаете, какая ответная реакция будет на данное чувство?
  • Какие действия последуют?
  • Будет ли этот метод эффективен и на сколько?
  • Общий вывод по теме «Поощрение и наказание – эффективные методы воспитания?»

Таким образом, данный прием помогает активно вовлечь родителей в обсуждение проблем воспитания. Информация не подаётся в готовом виде, участники ищут и формулируют ответы на свои вопросы. Каждый может высказать свою точку зрения, самостоятельно прийти к выводам.