Оздоровительные двигательные минутки на уроках

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: Двигательная активность, физкультурные минутки, здоровье человека


Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка.

Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Дети становятся более активными, их внимание повышается, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить своё психическое и физическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Оздоровительные минутки проводит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить их сам или с помощью учащихся-инструкторов. Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы: ластик, карандаш, книга, газета, комочек ваты и другие подручные средства.

Преимущества проведения двигательных минуток на уроке.

  • В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы ни было заболевания.
  • Учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
  • Совместная деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
  • Они способствуют повышению работоспособности, активности на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
  • Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование, необходим лишь тот материал, который находится вокруг нас и в портфеле ученика.
  • Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребёнка, так и его двигательную активность.

Главная цель игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта

Олимпийцы

Сидя или стоя за партой, участники игры должны удержать стаканчик:

  • на ладони;
  • на запястье обеих рук;
  • на двух пальцах;
  • на локте;
  • на плече, при этом руки вытягивать в стороны;
  • на голове (вставать со стула и садиться на стул; поворачиваться налево, направо; активно сделать различные гримасы лица).

Упражнения с карандашом

Воображение

Участники игры передают карандаш или несколько карандашей из одной руки в другую:

  • под высоко поднятыми левым и правым коленями;
  • вокруг туловища;
  • передавать карандаш правой рукой через правое плечо в левую руку, потом провести карандаш через широко расставленные ноги;
  • перебрасывать карандаш из правой руки в левую.

Упражнения с книгой

Тяжёлый груз

Держа книгу на вытянутой руке:

  • перекладывают её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу;
  • приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке;
  • стоят с книгой на голове;
  • приседают с книгой на голове;
  • осторожно двигаются вперёд с книгой на голове;

Дыхательная гимнастика

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз)

«Ветер»

И.п.: лёжа, стоя, сидя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух отрывистыми выдохами.

«Радуга, обними меня»

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; Задержать дыхание на 3-4 сек.; растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Упражнения для глаз

«Дрессированный кузнечик»

Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое , согласно командам: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?

«Поймай бабочку»

На конце длинной указки закреплена яркая бабочка. Учитель водит указкой, дети следят за бабочкой глазами.

Упражнения для глаз (И.В.Чупаха)

1. Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. (5-6 раз)

3. Сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить , выдох.(4-5 раз)

4. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2-3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руки. (5-6 раз)

Двигательные рассказы

«В зоопарке»

  • идём в зоопарк (переступающий шаг с пятки на носок, руки согнуты в локтях);
  • медведь чешет спинку об дерево (поднимание плеч: попеременно правое и левое, затем одновременно);
  • обезьянка срывает бананы с ветки (поднимание на носки, руки вверх попеременно);
  • ёжик проверяет свои запасы (вращение кистями рук, руки в стороны);
  • хищная пантера потягивается на солнышке (прогиб, руки в замке вверху);
  • летят дикие лебеди (наклоны вперёд, руки в стороны);
  • выскочили зайчата ( прыжки на двух ногах с продвижением вперёд).

Физминутки от А до Я

А

– Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
–Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Б

Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо...
Получается на славу.
Молодцы!
Влево — вправо, влево — вправо...
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

В

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (Потираем руками)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Игровое упражнение повторить 2-3 раза

Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам
Подковы их стучат. Раз, два, три!

(Учитель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на ивушке, сколько лодочек плыло по озеру, сколько зайцев спряталось от охотника, сколько скакало лошадей?

Выслушав ответы детей, предлагает поиграть: «Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонках, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете прыгать на двух ногах и т.д. «Учитель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения).  

Г

Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши)
Раз – грибок, (наклоны вперед)
Два – грибок, (наклоны вперед)
Три – грибок, (наклоны вперед)
Положил их в кузовок. (шагаем на месте)

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) 

Где же, где же наши руки,
Где же наши руки? (спрятали руки за спину)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево - вправо)
Вот, вот наши руки, (показываем руки)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки.

(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)

Д

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град
Все под крышами сидят. (Хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте)

Долго, долго мы лепили, –
(руки сцеплены в замок; круговые вращения руками)
Наши пальцы утомили. (Встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут (поглаживание каждого пальчика по очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (развели руки в стороны)
И опять лепить начнем (хлопаем в ладоши)

Е

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» — (хлопаем в ладоши)
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи. (Топаем ногами)
Если нравится тебе,
То сделай все. (Прыжки на месте)  

Ж

Жила-была мышка Мауси (шагаем на месте)
И вдруг увидала Котауси. (Присели)
У Котауси злые глазауси
(закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот)
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (встали, руки на пояс)
Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой – левой рукой)
Я спою тебе песенку, Мауси, (пояс, наклоны туловища влево – вправо)
Чудесную песенку, Мауси!» (пояс, повороты туловища влево – вправо)
Но ответила умная Мауси: (хлопаем в ладоши)
Ты меня не обманешь, Котауси!
(встали, руки на пояс)
Вижу злые твои глазауси
(закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси! (Закрыли руками рот)
Так ответила умная Мауси – (встали, руки на пояс)
И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте)

З

Зайки серые сидят, (присели)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (бег на месте)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (присели)
Зайки - попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки. (Прыжки на месте)
Вот такие зайки,
Зайки - попрыгайки.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.

(Ученики встают и читают первую строчку. После слов «Загудел паровоз» говорят: «Ту-ту», кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. Так образовались паровозы, которые могут «проехать» по проходам между партами и вернуться на свои места. Учитель показывает поезда, принесенные учениками из дома.)

К

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот.)
Что это за шар? (Дети хором: «Солнце»)

Л

Ложка – это ложка, (шагаем на месте)
Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши)
Кошка – это кошка, (шагаем на месте)
У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши)
Тряпка – это тряпка, (шагаем на месте)
Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)
Шапка – это шапка, (шагаем на месте)
Оделся и пошел. (Прыжки на месте)
А я придумал слово, (руки в стороны – на пояс)
Смешное слово – плим. (присели)
Я повторяю снова: (наклоны туловища влево – вправо)
Плим, плим, плим! (присели)
Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте)
Плим, плим, плим! (шагаем на месте)
И ничего не значит (Прыжки на месте)
Плим, плим, плим! (шагаем на месте)

М

Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.

(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев)

Н

На зарядку солнышко — (шагаем на месте)
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы — (руки вверх-вниз)
По команде «Раз!»
А над нами весело
Шелестит листва. — (наклоны туловища влево - вправо)
Опускаем руки мы
По команде «Два!» — (шагаем на месте)

О

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, — (движения руками: в стороны, вверх, в сторо-ны, вниз)
Раз и два, раз и два!

П

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

P

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

(Выполняем движения по тексту)

C

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,

Т

Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.
Будет резать он
Припасы:
Масло,
Сало,
Хлеб,
Колбасы,
Помидоры,
Огурцы...
Угощайтесь,
Молодцы!

Дети имитируют движения точильщика. На строки 1-7 проводят ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой с переворотом. С 8-й строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.

У

Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрям-ление туловища, руки вперед, вверх).
Раз – росой она умылась, («умываемся»)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. («полетели» – машем руками, как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)

Х

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют все движения хомячка)