Бинарный урок «Окружающий мир – Информатика». Тема: «Мир небесных тел». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Перспектива», Солнечная система, небесные тела


Учебник: А.А.Плешакова.УМК Перспектива.

Тип урока: объяснение нового материала, продолжительность 90 минут.

Формы работы: коллективная, парная, самостоятельная, групповая работа.

Оборудование: компьютеры, Smart-доска, проектор, бейджики и карточки с названием групп, теллурий.

Материалы: презентация, мультфильм, символы.

В классе 14 человек: 2 ребенка с ЗПР, 3 с речевыми нарушениями.

Цели:

  • стимулировать интерес к изучению астрономических объектов;
  • научить раскрывать значение понятия «Солнечная система»;
  • научить различать звезды и планеты и обосновывать своё мнение;
  • научить рассказывать о строении Солнечной системы.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять интерес к изучению небесных тел.
  • Метапредметные:
    • ориентироваться в научно-популярной статье, умение искать и выделять необходимую информацию с опорой на опорные символы, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения;
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый, итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
    • умение работать в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.
  • Предметные: рассказывать о строении Солнечной системе.

Информатика

Тема: «Алгоритм, виды алгоритмов»

Цель: Обобщение понятия «алгоритм», практическое применение умений создавать и реализовывать алгоритмы в решении прикладных задач.

Задачи: - закрепить понятие алгоритма, отработать навык по созданию алгоритмов, поиску и исправлению ошибок;

- воспитать чувство ответственности за результат выполненного труда.

Технологическая карта проведения бинарного урока «Окружающий мир – Информатика»

Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Взаимодействие
учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

1. Словесное приветствие

Приветствуют детей, проверяют их готовность к уроку,  настраивают на активную работу, настрой на успех.

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение.

Определение темы, целей и задач урока

 

 

 

2. Загадка

Стоит он задумчивый, 
В желтом венце, 
Темнеют веснушки 
На круглом лице.
Источник: http://zagadki.info/zag/podsolnuh.html

Предлагает отгадать загадку.

Отгадывание загадки. Аргументирование ответа.

Развитие мышления детей.

Объяснение названия цветка, его особенности.

 

Обмен мнениями.

Развитие речи учащихся.

3. Связь темы урока с солнцем.

-На уроке мы тоже отправимся в путешествие за солнцем. Хотите?

Заинтересован ность детей в виртуальном путешествии.

Развитие мыслительных навыков учащихся.

4. Рисунок – символ солнца на экране.
Работа на компьютерах

Озвучивание темы урока: «Мир небесных тел. Солнце. Солнечная система».

Чтение темы на экране

Развитие умения определять тему для изучения.

Актуализация знаний

Вопросы учителей.
Заполнение схемы.

-Что вы знаете о солнце?

Ответы на вопросы учителя.

Мотивация на изучение темы.

Выявление проблемы

Соотношение знаний учащихся об изучаемом предмете.

-Как вы думаете, обладаете ли вы необходимыми знаниями солнце, его передвижении по небосклону? Хотелось бы узнать еще больше о солнце и Солнечной системе?

Формулировка вывода детьми о недостаточной информации о солнце и солнечной системе.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, цель и тему изучения.

Определение целей и задач урока

1. Вопросы учителей.
2. Демонстрация значков-символов.
3.Итог урока – повторное заполнение схемы знаний о солнце, рассказ о солнце по символам.

1. - Что интересно узнать о солнце? Что хотелось бы узнать?
2. Какую информацию о солнце несут в себе данные символы? Демонстрация символов на экране.

Ответы на вопросы учителей. Рассуждения учащихся.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, цель и тему изучения.

Проблемная ситуация

Вопрос к детям.
Подведение к определению алгоритма действий.

Какие источники информации могут быть при изучении солнца? Достаточно ли времени урока на изучение данного вопроса?
Как разрешить данную проблему?

Составление плана действий (итог на экране).
Название команд.
Задачи работы для команд.

Формирование умения решать проблемные ситуации.

План работы на уроке.

Деление на группы. Выбор капитана команды. Определение задач для команд. Демонстрация необходимого оборудования для работ групп.
Определение критериев работы групп.

Озвучивание названий команд, постановка учебных задач. Проговаривание правил работы в группах, формы помощи в случаях затруднения (учителями и учащимися). Обсуждение критериев работы групп, демонстрация на экране символов.
-Как называется такой план действий? (алгоритм). Что обозначает слово «алгоритм»? Для чего он нужен? Принимаете вы этот план?

Чтение на экране названий команд и поставленных перед ними задач.
Обсуждение критериев.

Формирование умения строить алгоритм своих действий для решения учебной задачи.

Физминутка

Физические упражнения (музыкальная пауза) с героями на экране.
Распределение по группам

Демонстрация музыкальной физминутки.
Определение мест работы групп.

Выполнение упражнений физминутки.
Распределение по местам.

Снятие напряжения.

Объяснение нового материала

Демонстрация мультфильма о солнце и Солнечной системе. Чтение карточек с текстом из учебника (для слабых детей – с пометками).

Демонстрация видеоматериала.

Фронтальная работа.
Индивидуальная работа

Развитие умения слушать, анализировать информацию, выделять главное, запоминать факты, соотносить полученную информацию с учебной задачей.

Закрепление нового материала

Индивидуальная помощь учащимся Учителем и сильными учениками в командах.

- Всё ли было понятно в прочитанной статье и мультфильме?

Самооценивание степени понимания учебного материала.

Развитие навыков самоанализа.

Работа в группах

Выполнение учебной задачи.

Помощь группам.

Работа в группах в соответствии с поставленными задачами.

Реализация плана достижения цели.

Физминутка

Физминутка для глаз.

Демонстрация музыкального фрагмента на общем экране.

Выполнения упражнений для глаз.

Снятие зрительного напряжения.

Представление результатов работы групп.

Презентация работ групп.

Организация выступления детей. Постановка наводящих вопросов.

Презентация результата работы.

Развитие умения представлять результат своей работы.

Оценивание работы групп по составленным критериям.

Демонстрация совместно составленных критериев.

Мониторинг мнений учащихся.
Выявление удачных моментов и ситуаций затруднения работы и их причин.

Обсуждение оценки качества работы групп. Аргументация ответов.

Формировать умения взаимооценки.

Дополнение информации по теме урока

  1. Знакомство с теллурием.
  2. Презентация «Солнечная система»

1. Демонстрация работы теллурия (движение солнца в разное время года и время суток).
2. Озвучивание содержания презентации.

1. Просмотр работы модели солнца. Выводы.
2. Просмотр презентации.

Обобщение полученных знаний.

Итоги урока

  1. Рассказ о солнце и Солнечной системе по символам.
  2. Заполнение схемы.

 

1. Демонстрация символов - основных понятий и краткой информации по теме урока.
2. Заполнение итоговой схемы (кластера).

1.Раскрытие основных понятий и краткой информации по теме урока.
2. Заполнение схемы (индивидуальное). Взаимопроверка.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Рефлексия

Вопросы учителя

- Что было новым для вас на уроке? Что было важным в новых знаниях? Почему?
Какое открытие для себя сделали?
Понравилось ли путешествовать за солнцем?
Что осталось пока тайной для нас?

Ответы на вопросы учителя.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Развитие умения ставить новые учебные задачи.

 

Самооценка

-Выберите небесное тело, соответствующее вашему ощущению от урока.

Самооценивание.

Развитие понимать свои эмоции и чувства.

Домашнее задание

Задание по выбору: газета, презентация, доклад по группам и индивидуально по теме «Интересная планета Солнечной системы».

Озвучивание задания (на экране)

Получение билета (домашнего задания) в космическое путешествие «Таинственная планета».

Развитие умения делать выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Приложения

Источники информации

  1. https://www.youtube.com/watch?v=6uMBEx98SE8
  2. https://www.youtube.com/watch?v=r2eMB9bk9G8
  3. https://www.youtube.com/watch?v=HWSWgIsn_bE
  4. https://www.youtube.com/watch?v=-8UxZmrNtZA
  5. https://www.youtube.com/watch?v=ECEVSM2DTW4

Астрономия детям

  1. http://www.astrotime.ru/unastr4.html 
  2. http://www.poznovatelno.ru/child/out/universe/10534.html
  3. http://pustunchik.ua/online-school/astronomy/sonyachni-taemnyci
  4. http://astrogalaxy.ru/244.html