Урок мужества в форме экскурсии на тему «Подвиги народных мстителей»

Разделы: Краеведение

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, Урок Мужества , партизанские отряды


Пояснительная записка

В номинации «Методика организации и проведения Уроков Мужества, торжественных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов представляю работу “Урок мужества“ в форме экскурсии в школьном музее на тему «Подвиги народных мстителей».

Педагогическое значение экскурсии велико. Во время экскурсии появляется возможность непосредственно связать события прошлого с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями событий. Это помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом. Экскурсия всегда пользуется у школьников особой привлекательностью, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, помогает им стать как бы современниками исторических событий прошлого, почувствовать колорит эпохи.

Цель таких уроков – патриотическое воспитание учащихся.

Задачи проведения “Урока мужества”:

  • познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны в крае, с участием холмичей;
  • способствовать развитию чувства гордости и уважения к предкам, патриотизма и интереса к истории края.
  • формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;
  • сохранение памяти о Героях, их подвигах;
  • формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной;
  • пробуждение у молодежи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.

Область применения: уроки мужества, классные часы, беседы, кружки, внеклассные мероприятия.

Формы и методы реализации могут быть разнообразными:

  • методы: коммуникативный, репродуктивный, личностного ориентирования, деятельностный;
  • формы: беседа, презентация, выступление учащихся, экскурсия.

“Уроки мужества” могут проводиться накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – День Победы, День защитника Отечества, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и др.

Возрастные группы: с 1 по 11 класс.

Ожидаемые результаты:

  • заботливое и уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;
  • развитие положительных черт характера: доброты, честности, порядочности;
  • умение формировать своё мнение на вопросы патриотического воспитания.

Содержательная часть

Урок мужества в форме экскурсии «Подвиги народных мстителей».

Цель: расширить знания учащихся о юных героях и их подвигах во время Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства.

Задачи:

  • углубление знаний по данному материалу;
  • патриотическое воспитание через региональный компонент – на примере родного края;

Наглядность и оборудование: экспонаты музея, фотографии, иллюстрации Великой Отечественной войны, мультимедиа.

Ход урока

1. Вступительная часть

Спят мальчишки в сиянии звезд,
Им семнадцать, навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться!
Юности не пожалев
Ради наших счастливых рассветов,
Под березы легли,
Не успев получить комсомольских билетов.
Спят мальчишки в сиянии звезд,
Им семнадцать, навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться!

В советское время их портреты висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, Зоя и Шура Космодемьянские. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли «пионеры-герои», комсомольцы. Но героями они были не потому, что, как и все сверстники, они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми.

И сегодня мы проводим занятие, посвященное юным холмичам, 12-17-летним мальчишкам, отдавшим свою жизнь общему делу победы над фашистскими захватчиками (Слайд №1).

2. Основная часть

Рассказ учителя в сочетании с показом презентации.

22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. 1418 дней длилась для советского народа эта война (Слайд №2).И закончилась 9 мая 1945 года взятием Берлина и полным разгромом немецких войск.

Пришла война и в наш город. Вот как об этом вспоминает Тамара Александрова (ей тогда было 12 лет): (Слайд №3)

 «22 июня был воскресный солнечный день. С утра холмичи шли на рынок, молодежь гуляла в парке и на бульваре. Из уличных репродукторов, развешанных на столбах, неслась веселая музыка. Но музыка прекратилась, и прозвучало правительственное сообщение о том, что фашисты вероломно напали на нашу Родину. Уже к вечеру у военкомата стали собираться люди. Началась мобилизация. Большинство были добровольцами».

Мальчишки допризывного возраста тоже обивали пороги военкомата, старались прибавить годы, но мальчишеские вихри и пухлые щеки выдавали возраст, и их отправляли обратно.

В июле 1941 года Холм готовился к обороне, жители копали окопы, делали укрепления. И всюду, где требовались руки, были мальчишки с Заручеевской стороны. Из допризывной молодежи и людей старших возрастов под руководством политрука Сухомлинова при военкомате была сформирована группа, которую обучали владеть оружием, закладывать мины, исправлять повреждения линии связи. В этой группе были Гена Башкиров со своими школьными товарищами: Володей Домащуком, Павлом Качновым, братьями Сергеем и Виктором Ореховыми, Валей Почуевым.

3 августа в город вошли фашисты (Слайд №4). Накануне бойцы будущего отряда группами ушли в Иваньковский лес в 10-12 км от Холма. Так был сформирован партизанский отряд, который подчинялся штабу Северо-Западного фронта. Командиром отряда назначен старший политрук В.Д.Сухомлинов. К началу боевых действий отряд насчитывал 45 человек.

Отряд состоял из пожилых людей и молодых ребят, которым еще не исполнилось 18 лет. Старшие занимались, в основном, хозяйственной деятельностью и несли охрану лагеря. На боевые операции ходили молодые партизаны: Павел Качнов, Александр Виноградов, Егор Маринин, Валентин Почуев, Леонид Захаров и другие (Слайд №5). Партизанский отряд собирал сведения о противнике, совершал вылазки, уничтожал мелкие группы врага, разрушал немецкие линии связи. Юные партизаны действовали смело, вредили оккупантам всеми способами, а также распространяли листовки среди оставшегося местного населения (Слайд №6).

Но нашелся предатель, который привел карателей на базу отряда. В конце августа 1941 года фашисты напали на партизанскую базу. В тот момент там почти никого не было, так как бойцы были на задании. В коротком бою пали смертью храбрых комиссар отряда А.К.Иванов и молодой партизан Володя Домащук и еще три бойца (Слайд №7,8). Группа оставшихся в живых партизан во главе с Сухомлиновым перешли линию фронта и соединились с частями Советской Армии. Виктор Орехов и Павел Качнов перешли линию фронта самостоятельно. Далее их пути разошлись. Не найдя свой отряд, Виктор решил вернуться в Холм. Пашка встретил родных и ушел с ними в советский тыл, позднее был мобилизован и служил в рядах Советской Армии (Слайд №9,10).

14 февраля 1942 г. в Холме по наводке местного предателя Николая Овчинникова по кличке Сатана была арестована группа подростков и вместе с ними 45-летний Валентин Почуев. Подростки – братья Башкировы и Ореховы, Олег Милославский, Валя Почуев – были схвачены и заперты в сарае во дворе комендатуры. Немцы и полицаи зверски их избивали, требуя назвать сообщников. Юные мстители молчали (Слайд №11). 16 февраля 1942 года жестоко избитых и растерзанных их расстреляли в овраге Васюкого ручья. Родным долго не давали их хоронить, они лишь ночью смогли присыпать их тела снегом. А похоронили уже весной. Со дня героической гибели ребят прошло много лет. Но то, что юные партизаны были героями, не вызывает сомнений, ибо любое открытое или тайное сопротивление оккупантам можно смело приравнять к подвигу (Слайд №12).

Кто они, эти юные герои?

Вспомним их поименно: Башкиров Геннадий, Башкиров Валентин, Орехов Виктор, Орехов Сергей, Почуев Валентин, Милославский Олег.

Все они были учениками нашей школы.

Башкиров Гена родился 1 февраля 1924г. В школе учился хорошо. Очень Гена любил музыку, играл на балалайке, мандолине, гитаре. Это был веселый неунывающий паренек, душа общества. Девчонки были от него без ума, а дома было вечно шумно от друзей. Также Гена люби спорт: летом играл в футбол, зимой катался на лыжах и коньках. Когда началась война, ему было 17 лет (Слайд №13,14).

Младший брат Геннадия – Валентин Башкиров – родился 12 июня 1927г. Когда началась война, ему было всего 14 лет, окончил он всего 7 классов. Как и брат, он увлекался спортом и музыкой, в школе тоже учился хорошо (Слайд №15).

Милославский Олег был жизнерадостным, но серьезным мальчиком. В школе учился хорошо. Олежка очень любил природу: лес, речку, любил ходить за грибами и ловить рыбу. К началу войны ему исполнилось 14 лет. Его отец и старший брат погибли на фронте, старшая сестра оставалась всю блокаду в Ленинграде. У нас в музее есть ее письмо, где она рассказывает о своем младшем братишке (Слайд №16,17).

Почуев Валентин родился 24 апреля 1924 года. К началу войны Валентину было 17 лет. Окончил он 9 классов, учился хорошо. Увлекался спортом, участвовал в художественной самодеятельности. Был комсомольцем (Слайд №18).

Братья Сергей и Виктор Ореховы после объявления войны ушли к партизанам. Сергею было 17 лет, а Виктору – 16. Когда отряд был разгромлен, им удалось спастись. Их младший брат вспоминает: «Домой к нам часто приходили их друзья, которых потом расстреляли. Они запирались в отдельной комнате, исчезали куда-то ночью, иногда приносили оружие и где-то прятали» (слайд №19).

Все ребята были веселыми, работящими, может чуть и баловные. Но они, воспитанные при советской власти, не могли сидеть сложа руки, когда в их городе хозяйничали фашисты – жгли, грабили, убивали. Преклоняясь перед их мужеством, благодарные потомки навечно вписали имена своих погибших земляков в название улиц. А после войны их прах был перенесен на Тихвинское кладбище (Слайд №20).

О деятельности партизанского отряда собраны подробные материалы в районной библиотеке и музее. У нас в музее есть копия докладной записки о деятельности отряда:

Докладная записка инструктора Калининского
обкома партии А.Д.Хрусталева секретарю
обкома И.П.Бойцову о боевых действиях
партизанских отрядов области в тылу врага.
ОТ 5 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА

ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД ХОЛМСКОГО РАЙОНА

В партизанском отряде Холмского района 45 человек. Командир т.Сухомлинов. Комиссар - т.Иванов (зам. директора по политчасти Холмской МТС).

За время боевых действий (с 1 августа по 1 сентября) отряд произвел 16 боевых налетов на транспортные машины противника и его живую силу. В результате отряд уничтожил 42 автомашины, из них 3 с солдатами, 12 с го-рючим, 24 с боеприпасами, 3 легковые автомашины с офицерами.

В столкновениях с противником отряд уничтожил 116 солдат и 8 офицеров, а также полевую связь протяжением 400 - 500 метров и 6 телеграфных столбов. Разобрано 2 моста на шоссейной дороге, уничтожен деревянный настил в заболоченной местности (по дороге Иваньково) протяженностью 50-60 метров. Уничтожена небольшая штабная группа в районе д. Чекуново.

Трофеи отряда: 18 кавалерийских седел, 60 винтовок, 2 тыс. патронов, 1 телефонный и 1 телеграфный полевые аппараты, 2 карты (Пеновского и Опочецкого районов), резиновый четырехпроводный полевой кабель – около 100 м. Все эти трофеи зарыты в лесах Иваньково «Темный бор».

Партизанский отряд за этот период потерял 1 чел. Убитым, 5 пропавшими без вести.

Хочется рассказать об одно партизанской операции, которую проводили молодые ребята – операция «Молочники».

«Однажды разведчики Саша Виноградов и Павел Качнов в зарослях кустарника, недалеко от деревни Какачево, наткнулись на молодую женщину. Она безудержно плакала.

- Двое ребятишек у меня малых... А они окаянные, сначала молока, а потом- яиц, а сегодня...Двое заявились. Гога рыжий, конопатый, морда, что чашка деревянная, а зубы - как у старого коня. С ним Карпа. Этот маленький.

- Может быть, Гуго? - спросил Сашка.

- Во-во, Гуго. Карпа его так и завет

А сегодня лапать меня вздумал, да и щиплется, гад вонючий! Вырвалась я, убежала в лес, а что там с ребятишками, сердце разрывается...

- Слушай-ка, тетенька, - нарушил молчание Павел, -покажи дорогу, где ездят эти звери, а про нас забудь, что видела.

- Пошли! - она решительно поднялась.

Лесная дорога по-местному «зимник», шла болотом (между деревнями Какачево и Чекуново)

- Сколько километров лесом между деревнями?- спросил Саша.

- А кто же знает. Никто ее мерил может пять, может больше ,- ответила женщина. Ребята понимающе переглянулись: расстояние их вполне устраивало.

Вскоре, простившись с женщиной друзья поспешили в лагерь, где доложили о выполнении задания и о рассказе женщины. Виноградов попросил разрешения у комиссара отвадить грабителей от легкой наживы.

- Идите, отдыхайте. Подумаем, - ответил Иванов. Командир тронул за плечо Сухомлинова: «Александр Косьянович, ребята дело подсказывают. Без помощи населения мы много сделать не сможем. Случай весьма подходящий, тем более, что в городе немцы выставляют нас как врагов мирного населения. Жгут дома целыми кварталами. Слух, однако, пускают, дескать, это партизаны бесчинствуют».

- Сколько? Шесть, думаю, справятся, - понял мысль комиссара Сухомлинов.

Вызвали нач.штаба для уточнения деталей операции. Пришел Павлов, среднего роста, шумный, подвижный.

Познакомившись с планом ликвидации «молочников», Павлов моментально загорелся: - Операцию беру на себя. Со мной пойдут четверо.

- Остынь, горячка, - ласково потрепал пшеничный чубчик Григория комиссар. -Для тебя есть дело посерьезней. С «заготовителями» Кочнов с Виноградовым справятся, ребята толковые Выпускник средней школы, комсомолец Павел Качнов - сухощавый юноша, выше среднего роста. За открытый, веселый характер, чистоту души, правдивость Павла еще в школе признали товарищи своим вожаком.

Саша Виноградов был спокойнее, задумчивее.

Они дружили со школьной скамьи. Их всегда видели вместе. Если Павел задумает какое-нибудь "мероприятие', начнет фантазировать, Саша спокойно выслушивает и отрубит: "Не пойдет!" Тогда задуманное непременно откладывалась, но если Саша сказал: "Порядок,"- значит в классе шли таинственные приготовления, заканчивались они обычно хорошими делами.

Вот этим то парням и поручили операцию.

6 партизан во главе с Качновым и Виноградовым пробирались лесом встречать "молочников". На чекуновскую дорогу вышли рано. Выбрали подходящее место для засады на пологом склоне ручья. - Саша! - позвал Качнов друга.

- Как ты думаешь -вчетвером без гранат справишься с фрицами? Шуметь много не следует.

- Порядок, - подумав, изрек Сашка.

- Добро! Бери тогда Семку Льва, выдвинись метров на полтораста вперед, навстречу немцам. Как подъедут, сыграй дроздом.

- Будет сделано, командир, дадим дрозда! - лихо козырнул Сашка.

Две фигуры бесшумно скрылись за кустами.

Мошенник подходил к самой дороге. Густые заросли молодого березняка и ольхи надежно скрывали партизан.

Время тянулось медленно.

Сколько ни прикладывали братья Сергей и Виктор Ореховы уши к земле, никакого стука не слышали: сухой мох болотного зимника глушил все звуки.

- Покурить, что ли? - не вытерпел старший из братьев, Сергей.

- Разговорчики! - сердито заметил Павел. Все затихли. Вдалеке послышались звуки губной гармошки».

Вечная слава и земной поклон вам, юные холмичи, отдавшие свою жизнь общему делу победы над фашистами.

3. Заключительная часть

В заключение ребятам предлагается пройти к стенду «Юным героям-партизанам посвящается», посмотреть фотографии, документы, альбом посвященные ученикам-героям нашей школы (Слайд №21).

Используемый материал

  1. Газета «Маяк» №5 – 2012.
  2. Газета «Маяк» №5 -  2004.
  3. Докладная записка А.Д.Хрусталева от 5.10.1941.
  4. Фото, воспоминания из школьного музея.