Роль родительской любви в профилактике дивиантного поведения детей

Разделы: Социальная педагогика


Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки семьи (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами в работе с семьей являются:

  • приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
  • уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
  • обоснованное использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, возможные риски и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений".

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный педагог должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, тактично оказывать помощь и ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный педагог должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекать средства благотворителей, наблюдать за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопониманию, поддержки, взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционной работы можно провести силами только одного социального педагога. В оказании помощи семье необходимо объединение организаций. Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН и ЗП, инспекция по делам несовершеннолетних, Центры занятости, социально-психологические и реабилитационные центры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье. По опыту работы надо отметить, что  только тогда можно увидеть положительный результат, когда между ними будет налажена чёткая договоренность о том, кто, когда, какую помощь им оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Успех в работе с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и, тем самым, в ее культурном и моральном влиянии на детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции 7—8 апреля 2005 г. — М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.

2. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). — М.: МГСУ, 2004.

3. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб, пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г.И. Климантовой. — М.: Изд-во РГСУ, 2005.

4. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. — 2-е изд., доп. и пере- раб. - М.: МГСУ, 2004.

5. Пациорковский В., Пациорковская В. Большая семья в демографической ситуации // СОЦИС. 2009. № 3.