Басня как средство развития аналитических умений младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Литература

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: литературное чтение, басня


В ФГОС НОО указано, что важным компонентом программы по литературному чтению является нравственно-этическое воспитание. Данная содержательная линия реализуется на каждом уроке в процессе работы с произведением. В содержание учебников подобраны такие произведения, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, любовь, ненависть, честь, дружба. На основе данных понятий учащиеся учатся давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Четко эту специфику можно рассмотреть и при работе над басней, так как она очень нравоучительна. С помощью басни развиваются аналитические умения, т.е. она помогает развивать осмысление своего поведения и других, выявлять основное в ситуациях, формировать личное отношение к произведению и поступкам. Учителю важно умело преподносить детям произведения этого жанра, так как это будет являться фундаментом формирования нравственности и эстетики обучающегося.

Учитывая структуру басенного текста, поэтический язык, особый художественный мир, мораль, можно отметить, что басни, как и любые литературные произведения, могут являться средством развития аналитических умений младших школьников. А именно, это умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, в соответствие с их функцией в художественном произведении, умение воссоздать в воображении картины жизни, умение воспринимать образ персонажа, служащий для раскрытия идеи, умение осознать идею произведения [1].

Выделен процесс работы над басней:

  1. Подготовка к первичному восприятию:
    1. рассказ учителя о баснописце (с использованием портрета, выставки книг);
    2. повторение жанровых особенностей басни;
    3. викторина по материалу прочитанных басен;
    4. беседа о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать и др.
  2. Первичное восприятие:
    1. чтение басни учителем или учениками;
    2. прослушивание грамзаписи;
    3. просмотр диафильма.
  3. Проверка первичного восприятия (беседа эмоционально – оценочного плана).
  4. Анализ конкретного содержания басни:

А) анализ развития действия (вопросы по тексту);

Б) выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (ответы на вопросы, выборочное чтение, словесное рисование, работа с иллюстрациями…);

В) определение главной мысли конкретного содержания басни (кого осуждает автор? Что высмеивает? Подберите пословицы, подходящие к басне по смыслу).

  • Раскрытие аллегории (кто подразумевается под действующими лицами басни?).
  • Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
  • Приведение аналогий из жизни. (Приведите примеры жизненных ситуаций, когда мы можем сказать: «А воз и ныне там»)»

Работа над обучением воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении через такой прием анализа, как выделение изобразительно-выразительных средств языка (нахождение, подчеркивание, объяснение) на собственном опыте имела место в ходе практики пробных уроков на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8» г. Вологды с детьми 1-4 классов по УМК «Гармония».

Например, при анализе басни «Зеркало и обезьяна» внимание учащихся было обращено на слова, которые образно передают облик Мартышки. При этом также внимание обращается на то, что басня – жанр близкий притче  –  короткому поучительному рассказу. Поэтому при анализе басни учителю важно учить детей видеть и свои поступки с той целью, чтобы в дальнейшем они пытались исправиться. Так, например, через анализ басни «Зеркало и обезьяна» мы обращаем особое внимание на то, что дети высмеивают недостатки своих одноклассников, друзей, хотя сами порой имеют такие же недостатки, а порой еще более худшие.

Чтобы передать эту мысль мы предлагали начать анализ с системы вопросов по басне:

  • Что увидела Мартышка, посмотревшись в зеркало?
  • Каким словом она называет свое отражение? (Рожа).
  • Какую атмосферу несет это слово?
  • Значит, какое отношение у нас при упоминании этого слова?
  • А кто был этим отражением?
  • Она осознает это?
  • Как автор это показывает? Зачитайте!
  • Когда Мартышка пытается сравнить отображение в зеркале то, что она пытается сделать?
  • Итак, опишите Мартышку, подбирая к ней эпитеты, характеризующие ее (учитель выписывает их на доску).
  • Глядя на эти эпитеты, характеризующие Мартышку, отметьте, какое отношение она у вас вызывает.

Через выразительно-изобразительные средства ученики анализировали действия Мартышки, которая кривляясь перед зеркалом, так и не сумела понять, что это ее отражение. Дети смогли самостоятельно сделать вывод, что людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать, что басня учит в первую очередь смотреть на свои поступки. Сформулировать мораль басни: «Не любит узнавать никто себя в сатире».

Также для того, чтобы дети учились анализировать собственные поступки, мы предлагаем сравнить Мартышку с другими известными литературными героями, тоже как-то связанных с зеркалом. (Царицы в сказках братьев Гримм и Пушкина не хотят принять правду, о которой говорит им зеркало; Кай утрачивает способность видеть правду, так как зеркало ее искажает, а Мартышка видит правду, но не понимает ее, не замечает, трактует все в свою пользу.) Для нее зеркало – окно, за которым кривляются ее кумушки. А зеркало у Крылова аллегория критики, объективной, справедливой. Оно не преувеличивает, не искажает, не смеется. Оно показывает то, что есть, таким, каково оно есть.

В итоге школьники приходили к общей морали, которая объединяет похожие поступки.

Также дети обучались воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем с помощью приемов анализа: рассматривание готовых иллюстраций, соотнесение текста и иллюстрации, подписывание строчками из текста, определения эмоциональной тональности образа (картины).

На этапе анализа басенного жанра младшие школьники обучались целостному восприятию персонажей басни как одного из элементов произведения, служащего для раскрытия идеи были использованы следующие приемы анализа: выяснение мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев (почему? как? зачем?), вычленение в тексте ключевых слов для характеристики героя, составление рассказа о герое, от лица героя.

Учитель должен оценивать на уроке не только знание учебного материала, но и обращать внимание на нравственные поступки младших школьников для того, чтобы накапливался опыт сотрудничества. Поэтому нужно использовать естественные ситуации и примерно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предупреждать отрицательные поступки. Учащиеся должны уметь объединять свои усилия и уважать мнение каждого.

Таким образом, изучение басенного жанра в начальной школе имеет большое воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка, а также воспитание у него высоких моральных качеств с помощью силы художественного слова. При работе над басней ведущим методом становится ее анализ, в процессе которого младшие школьники овладевают читательскими умениями, где на первый план выходит формирование художественного мышления, общение с произведениями, которые являются образцом искусства слова.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурдова Н.В. Формирование системы читательских умений у школьников начальной школы на уроках литературного чтения / Н.В.Бурдова. – Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text