Усиление Московского княжества. Тема урока: «Усиление Московского княжества»

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: Московское княжество


Цели урока: изучить предпосылки объединения русских земель; проанализировать альтернативы объединения в ходе борьбы разных политических центров и причины победы Москвы в этом процессе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать причины победы Москвы в процессе объединения русских земель;
  • оценивать деятельность исторических деятелей на примере Ивана Калиты;
  • применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа основных событий при использовании различных исторических источников;
  • показывать на карте территории, вошедшие в состав Московского княжества в первой половине XIV;
  • соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.

Метапредметные:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • составлять план действий;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами; использовать различные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях; анализировать и систематизировать полученную информацию;
  • формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Личностные:

  • формировать личностную мотивацию к изучению истории России;
  • уважительное отношение к историческому наследию;
  • осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию исторических деятелей;
  • оценивать исторические события и роль личности в истории.

Основные понятия и термины: политическая раздробленность, Великое княжение Владимирское, Москва - центр объединения русских земель, Великое княжество Литовское, ярлык, баскак, Орда, митрополит, трехполье, ярмарка.

Основные даты:

  • 1276—1303 гг. — правление Даниила Александровича в Москве
  • 1303—1325 гг. — правление Юрия Даниловича в Москве
  • 1325—1340 гг. — правление Ивана Калиты в Москве
  • 1327 г. - восстание в Твери

Оборудование:

  • История России. 6 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А.М.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. - §22, вопр., рис., док-ты.
  • Рабочая тетрадь к учебнику.
  • Компьютерная презентация «Усиление Московского княжества» Приложение 1
  • карта "Российское государство во второй половине XV - начале XVI в."
  • Видеофильм из серии "Рюриковичи" – 6 фильм (фрагменты).

Источники

  1. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС - Междунар.отношения, 1994.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

В XIII в. русские земли подверглись нашествию Батыя. Спустя долгие десятилетия ощущались тяжелые последствия этих событий.

- Перечислите последствия нашествия Батыя (политические, экономические, социальные).

- В чем выражалась зависимость русских земель от Орды?

- Как можно объяснить слова А.С.Пушкина: "Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией..."

Актуализация знаний

"Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу" (В.О.Ключевский)

Восстановление русских земель замедлялось зависимостью от Орды. Постепенно в обществе зрела мысль о необходимости объединения всех русских земель для борьбы с общим врагом. Кто же станет центром объединения? Борьба за лидерство в первой половине XIVв. развернулась между Тверским и Московским княжествами. Мы знаем, что победу одержала Москва. Каким образом это произошло? К сожалению, в нашем распоряжении не много исторических источников.

"Кто знал, что Москве царством быти, кто ведал, что Москве государством слыти?" По меткому выражению В.О.Ключевского, летописцы не предвидели "блестящего будущего Москвы".

Проблемные вопросы

- Каким образом Москве, бывшей еще в конце XIII в. небольшим городком удельного княжества, удалось во второй половине XIV в. сплотить вокруг себя значительную часть земель Северо-Восточной Руси и повести их на борьбу с Ордой.

План урока

1. Предпосылки объединения русских земель
2. Политическое устройство Северо-Восточной Руси.
3. Борьба за великое княжение.
4. Правление Ивана Калиты.
5. Причины возвышения Москвы.

III. Работа по теме урока

1. Предпосылки объединения русских земель

(Работа с учебником - выписать в тетрадь)

1) Возрождение городов - центров ремесла (Владимир, Суздаль, Торжок, , Москва и др.).

2) Развитие сельского хозяйства (усовершенствование орудий труда, распространение трехполья).

3) Развитие торговли (между городом и деревней; между отдельными княжествами, с другими странами).

4) Развитие вотчинного землевладения (стремление бояр расширить свои владения, в том числе за пределами своих княжеств)

5) Сохранение единства языка, культуры и бытовых традиций, религии.

6) Осознание пагубности княжеских и боярских усобиц для развития хозяйства.

7) Необходимость освобождения от ордынского владычества (возможно только совместными усилиями всех русских земель).

2. Политическое устройство Северо-Восточной Руси

Работа с учеб. - Составьте схему Политическая система Руси.

- Сравните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы ордынского владычества.

- Почему носить титул великого князя владимирского было выгодно и почетно? Укажите несколько причин. Какая из этих причин, на ваш взгляд является наиболее важной? Почему?

3. Борьба за великое княжение

Главными соперниками в борьбе за великое княжение владимирское в начале XIV в. стали Тверское и Московское княжества.

Работа по группам с учебником и документами (Приложение 2) - Выделите общие черты и различия в истории развития этих княжеств.

Задание для 1 группы.

Работа с документом 1 (Приложение 2) и картой.

- Оцените выгоды географического положения Тверского княжества.

- Как вы думаете, почему Михаил Тверской был причислен к лику святых Православной церковью?

- В чем причины восстания в Твери 1327 г.?

- Оцените позицию тверского князя Александра в этом восстании?

Задание для 2 группы.

Работа с учебником - пункт 2 и картой.

- Оцените выгоды географического положения Московского княжества.

  • 1276—1303 гг. — правление Даниила Александровича в Москве
  • 1303—1325 гг. — правление Юрия Даниловича в Москве

- Какие земли и каким образом были присоединены к территории Московского княжества в первой половине XIV в.?

- Сравните методы, используемые в борьбе за ярлык московскими и тверскими князьями?

4. Правление Ивана Калиты 1325—1340 гг.

Работа с документом 2 (Приложение 2) и документом учебника с.47.

- При каких обстоятельствах Иван Калита получил ярлык на великое княжение?

- Дайте оценку действиям Ивана Калиты во время восстания в Твери, его роли в дальней шей судьбе тверского князя Александра.

- Какие особенности ордынской политики использовал Иван Калита для укрепления своей власти?

- В 1339-1340 гг. в Москве велось активное строительство Кремля. После 1327 г. Иван Калита получил право собирать ордынский выход с земель Северо-Восточной Руси. Есть ли связь между этими событиями? Почему Иван Калита был заинтересован в сборе дани?

5. Причины возвышения Москвы

(Работа с учебником - выписать в тетрадь)

1) Относительная безопасность - защищена от нападений лесами и землями соседей; небольшие размеры долгое время не привлекали внимания Орды.

2) Расположение на пересечении водных и сухопутных торговых путей.

3) Приток населения обеспечивал возможность освоения пустующих территорий, развитие сельского хозяйства и ремесла.

4) В силу исторических обстоятельств сложился твердый порядок наследования власти, что позволяли избегать дробления и усобиц как в других княжествах.

5) Поддержка со стороны Русской православной церкви (переезд в Москву митрополита Петра).

6) Поддержка со стороны ордынских ханов, заинтересованных в получении стабильных доходов с русских земель (что заодно способствовало накоплению богатств и московскими князьями и укреплению их власти над другими русскими землями)

IV. Закрепление изученного материала

- Какие группы населения и почему были заинтересованы в объединении страны?

- Почему именно Москва, а не Тверь стала центром собирания русских земель?

V. Подведение итогов урока

Вывод: (учеб. с.38 ) В Северо-Восточной Руси в ХIV в. начался процесс объединения русских земель. Постепенно их центром стало Московское княжество, его князья после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение владимирское, а с ним — право именоваться великими князьями всея Руси. Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество превратилось также в духовный центр русских земель.

Д/з: §22, вопр. Оцените деятельность Ивана Калиты. Почему личность Ивана Калиты часто вызывает негативные оценки? Справедливы ли они? Аргументируйте свое мнение.

Литература

  1. Борисов Н.С. Иван Калита. — М.: Молодая гвардия, 1995.
  2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские княжества в XIII-XV вв. - М., 1990.
  3. Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.
  4. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.
  5. Карамзин Н.М.История государства Российского. – М., 1993.
  6. Кучкин В. Русь под игом: как это было. - М., 1991.
  7. Скрынников Р.Г. Русская история IX - XVII вв. - М.,1997.