Общественный смотр знаний по теме «Человек и его права»

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: права человека


Цели:

  • Предметные результаты: выявить качества и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;
    Метапредметные результаты: умение формулировать свои мысли, отбирать главное, отбрасывать второстепенное; активизация работы мысли, памяти, эмоций; развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью;
    Личностные результаты: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Методы: продуктивные, активизирующие мышление.

Приемы: словесно-понятийного мышления, запоминания, синтеза, обобщения, умственной деятельности.

Оборудование: юридический словарь, индивидуальные карточки, маршрутные листы, интерактивная доска.

Вопросы для предварительной подготовки:

  1. Право.
  2. Право и имущественные отношения.
  3. Потребитель и его права.
  4. Право и труд.
  5. Право, семья, ребенок.
  6. Преступление.

Маршрутный лист:

Фамилия, имя. __________

Класс. _______

  • Первый этап. Разминка по страницам права ___
  • Второй этап. Практический. ___
  • Третий этап. Правоведческий диктант. ___
  • Четвертый этап. Игра в «Черный ящик» «По сказочным тропинкам» ___
  • Итоговая оценка по результатам четырех этапов. ___

Форма проведения.

Класс разбивается на группы по 2 человека: один учащийся сидит на первом варианте, а второй на втором варианте. Получается групп 10-12 в классе. С каждой группой (то есть с двумя учащимися) работает старшеклассник-экзаменатор или учитель истории, расположившись за тем же столом, что и учащиеся.

Старшеклассники заранее решают задания своих групп, дополнительные задания, защищают их, сдают учителю теорию. Каждый из них знает номер группы, с которой будет работать.

Маршрутные листочки находятся у старшеклассников-экзаменаторов. В процессе смотра они сами заполняют их, а в конце урока подводят итог по своей группе, отмечая хорошие ответы и плохие.

Вступление к уроку

Однажды путешественник встретил на своем пути трех рабочих, толкающих перед собой тяжелые тачки. Путешественник спросил их, что они делают. Один ответил: «Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята». Другой сказал достойно: «Я зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий произнес: «Я строю прекрасный храм!». Наподобие третьего путешественника, мы с вами строим прекрасный храм – храм знаний. И сегодня этот храм знаний мы должны показать гостям. А гостями являются родители, администрация школы, учителя-предметники.

Смотр знаний – это «маленький экзамен», демонстрация, показ знаний, умения и навыков по изученной теме в присутствии большего количества гостей. Вы, наверное, обратили внимание, что кроме преподавателей присутствуют ваши сверстники, ученики параллельных классов, накануне сдавшие зачет учителям истории, они будут оценивать ваши знания. Диалог на уроке пойдет по теме «Человек и его права».

Ребята, сегодня мы с вами должны показать умение рассуждать, анализировать, обосновывать свои решения, что очень пригодится вам в будущем, например, при сдаче экзаменов.

Первый этап урока. Разминка по страницам правоведения

По вопросам смотра проводится правоведческая разминка. Быстрый фронтальный опрос проводит учитель. Каждый правильный ответ оценивается в один балл и выставляется старшеклассниками-экзаменаторами в маршрутные листочки:

  • 5 баллов – «5»,
  • 4 балла – «4»,
  • 3 балла – «3»,
  • 1-2 балла – «2».

1. Еще в глубокой древности во взаимоотношениях между людьми появлялись противоречия, которые приводили к столкновениям, войнам. Кто-то хотел отвоевать большую и лучшую территорию, кто-то пытался отомстить за нанесенную обиду и т.д. Пытаясь защитить себя от неблагоприятных последствий возникавших конфликтов, уникальный ум человека придумал право.

- Что такое право?

- Признаки, функции, пути формирования права.

2. В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом:

- Что такое презумпция права? Перечислите основные презумпции права.

3. Какие аксиомы права вы знаете?

4. Как вы понимаете принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности»? Выскажите свое отношение к нему.

5. Поясните смысл словосочетания «социальные нормы». О каких социальных нормах вам известно?

6. Что такое норма права, и какими признаками она обладает?

7. Какова структура нормы права?

8. На какие виды классифицируется норма права по методу правового регулирования?

9. Перечислите отрасли права, относящиеся к императивным и диспозитивным нормам права.

10. Какие выделяются нормы права по предмету правового регулирования?

11. Вспомните основные теории, объясняющие происхождение права.

Таким образом, право – сложное социальное явление. Разобраться, в том, что она собой представляет, не так-то просто. Не случайно в науке появилась юридическая конструкция: правопонимание. Социальная ценность права состоит в том, что оно способно обеспечить стабильную организацию общества, предотвратить хаос, беспорядки.

Второй этап. Практический

Ребята получают задания по карточкам, в 12 вариантах.

Группа (2 человека), работающие с учителем начинают решать задания с использованием интерактивной доски. В группах (2 ученика + старшеклассник-экзаменатор) начинается диалог по защите теоретических вопросов, правоведческих задач, тестовых заданий. Оценка в маршрутные листы выставляют сами экзаменаторы.

На партах карточки, на них три вида заданий: понятия, задачи, «вставить пропущенные слова». На подготовку пять минут, потом начинается диалог по защите решений с экзаменаторами.

Карточки с заданиями для группы, работающей у доски

Защищаются они перед всей аудиторией. По теории вопрос может задать любой из присутствующих в классе, как старшеклассники, учителя, так и учащиеся этого класса. Оценивает отвечающих сам учитель.

Карточка 1:

1. Дайте определение понятию «Брак»

2. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на ______________.

3. Володарская С.Л. оформлялась на работу в детский сад. У нее потребовали документы о специальном образовании, характеристику с прежнего места работы, а также копию судебного решения по бракоразводному делу, рассмотренному за год до ее обращения о приеме на работу.

Имела ли право администрация требовать копию судебного решения?

Карточка 2:

1. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: ____________.

2. Дайте определение понятию «Система права».

Система права – …

3. Марфина, давая показания на допросе в отношении своего сына, подозреваемого в совершении тяжкого преступления, сообщила заведомо ложные сведения, желая таким образом обеспечить сыну алиби и помочь ему избежать уголовной ответственности.

Подлежит ли Марфина уголовной ответственности?

Задания для учащихся, работающих на местах (образцы заданий)

Карточка 1:

1. Установите соответствие между правами человека и группами прав, к которым они относятся:

А. Право на частную собственность
Б. Право на неприкосновенность жилища
В. Право на образование
Г. Право обращения в государственные органы
Д. Право на защиту чести и достоинства
1. Гражданские (личные)
2. Политические
3. Социально-экономические

2. Дайте определение понятию «Судебный прецедент». Судебный прецедент – это

3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

Предварительное расследование производится в форме__________ либо в форме _________.

Карточка 2:

1. Сравните два вида социальных норм – моральные и правовые.

2. Вставьте пропущенные слова и словосочетания: _____________ - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

3. Усманова А.И. работает в бухгалтерии ОАО «Парус». Она обратилась к администрации с просьбой установить ей сокращенный рабочий день, так как у нее ребенок-инвалид одиннадцати лет. Рассмотрев ее заявление, ей ответили, что неполное время установят, но заработная плата будет меньше и отпуск, соответственно, сократится.

Прокомментируйте ответ администрации ОАО «Парус».

Третий этап. Правоведческий диктант

Учитель задает вопрос, а ученики должны дать лаконичные ответы на листочках.

Вопросы для правоведческого диктанта.

  1. Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
  2. Сложившиеся в практике и применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения людей, движения товаров, информации, предоставления услуг, которые не прописаны в законодательстве.
  3. Способность своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности.
  4. Субъективная сторона преступления.
  5. Связана с конкретными действиями физических и юридических лиц, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
  6. Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить соответствующие условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
  7. Трудовой договор, заключенный на конкретный срок.
  8. Общественно опасное, виновное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
  9. Совокупность определенных признаков (элементов), которые характеризуют общественно опасное действие (бездействие) как преступление.
  10. Штаб-квартира Европейского суда по правам человека.

Ответы:

  1. Гражданское право.
  2. Обычаи делового оборота.
  3. Дееспособность.
  4. Вина.
  5. Сделка.
  6. Трудовой договор.
  7. Срочный.
  8. Преступление.
  9. Состав преступления.
  10. Страсбург.

Правильность выполнения заданий ребята проверяют по заранее подготовленным ответам на интерактивной доске и сами выставляют оценки в маршрутные листы.

  • 10 правильных ответов – «5».
  • 7-8 правильных ответов – «4».
  • более 4 ошибок – «3».

Четвертый этап

Каждая уважающая себя игра имеет «Черный ящик». Я предлагаю свой вариант черного ящика – «По сказочным тропинкам».

На интерактивной доске проектируются иллюстрации к сказкам: «Лиса и заяц», «Царевна-лягушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», А.Толстого «Буратино», В.Гаршина «Лягушка-путешественница».

Вопросы:

«Аленький цветочек» С. Аксаков

  1. Было ли нарушено право маленькой дочери на вступление в брак при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
  2. Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца.
  3. Воспользовался ли купец правом уезжать из своей страны и возвращаться по торговым делам за тридевять земель.

«Буратино» А.Толстой

  1. Буратино лишил Тортиллу принадлежавшего ей имущества, силой отняв у нее золотой ключик. Какой поступок совершил Буратино?
  2. Буратино отправился в страну Дураков, чтобы найти там убежище от преследований. Каким правом воспользовался Буратино?
  3. Какое право нарушили полицейские, силой ворвавшиеся в каморку папы Карло?
  4. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну Дураков, они воспользовались правом…

Сказка «Лиса и заяц»

  1. Какое право было нарушено в сказке?
  2. Кто нарушил право?
  3. Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

«Лягушка-путешественница» В.Гаршин

  1. Каким правом воспользовалась лягушка?
  2. Кто помог воспользоваться правом на свободное передвижение?
  3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободное передвижение?

Сказка «Царевна-лягушка»

  1. В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли?
  2. Какие права он нарушал?
  3. Кто в этих сказках помогал царевнам восстановить свои права?

Цена правильного ответа – 1 балл. Результаты выставляются экзаменаторами в маршрутные листы.

Пятый этап

Каждый старшеклассник подводит итог по своей группе, объявляет оценки.

  • 5 баллов – «5»,
  • 4 балла – «4»,
  • 3 балла – «3»,
  • 1-2 балла – «2».

Награждение лучших учащихся.

Литература

  1. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть 1. Русское слово. Москва. 2009.
  2. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11 класса. Часть 2. Русское слово. Москва. 2009.
  3. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса. Часть 1. Русское слово. Москва. 2009.
  4. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса. Часть 2. Русское слово. Москва. 2009.
  5. Т.В. Кашанина. А.В. Кашанин. Основы права. Учебник для 10-11 классов. Вита. 2007.
  6. В.В. Антонов. Изучаем права человека. Вита-Пресс. Москва. 1996.
  7. www.ru.wikipedia.org
  8. www.uceba.ru
  9. www.mgmoz.ru
  10. www.emc.komi.com