Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности руководителя образовательной организации

Разделы: Администрирование школы

Класс: д/с

Ключевые слова: компетентность, коммуникация, компетенция, коммуникативная компетентность, энергономичноть образования


В современных условиях постоянно изменяются требования к руководителю образовательной организации в контексте выполнения социального заказа относительно профессионально грамотного, компетентного специалиста, способного управлять учреждением, создавать условия для самореализации всех сотрудников, обеспечивать качество предоставляемых услуг.

Анализируя взгляды ученых (В.И. Байденко, И.А.Зимняя, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской и др.) на проблему введения компетентностного подхода в образование, можно констатировать, что он обеспечивает преодоление традиционных когнитивных ориентаций. Это позволяет педагогу видеть не только содержание образования, но и реализовывать новые технологии, способствующие повышению энергосбережения в образовательном процессе, с одной стороны, и повышению его информативности, качества – с другой.

В публикациях зарубежных и отечественных авторов (В.Байденко, П.В.Беспалов, А.К.Маркова, Дж.Равен, В.В.Сериков, Ю.Г.Татур, А.В.Хуторской и др.) достаточно отчетливо обозначена цель компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования.

И.А.Зимняя считает, что компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки должны подтвердить себя в различных прикладных разработках.

Компетентностный подход ориентирует на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей и выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции [1].

Рассмотрим более подробно трактовку названных терминов.

Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности [6].

Под компетенцией А.В.Хуторской понимает определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомлённостью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к различным предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа. Компетентность – это когда человек обладает необходимыми компетенциями, что включает в себя также и его личное отношение к предмету деятельности [5].

И.А.Зимняя считает, что компетентность – некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [1].

В самом общем виде «компетентность» может быть рассмотрена как способность человека осуществлять деятельность на высоком профессиональном уровне.

Среди компетентностей руководителя образовательной организации важнейшее место занимает коммуникативная компетентность.

Как отмечает М.А.Лукашенко с точки зрения оптимального менеджмента, благодаря именно коммуникативной компетентности осуществляется подбор сотрудников, способных решать стратегические задачи и достигать поставленные цели, работать в команде [3].

Что же представляет собой «коммуникативная компетентность»? В словарях «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Коммуникация, по мнению психологов, – умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [6].

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее становлению уделяется пристальное внимание.

А.Н.Леонтьев под коммуникативной компетентностью понимает совокупность следующих коммуникативных умений: владеть социальной перцепцией, или «чтением по лицу»; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние и иное по внешним признакам; «подавать себя» в общении с членами коллектива; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с окружающими [2].

Исследуя феномен коммуникативной компетентности, А.Р.Хутаков выделяет в её структуре следующие компоненты:

1) мотивационно-личностный компонент (мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и др.);

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности);

3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4].

В настоящее время не имеется единого подхода к трактовке понятия «коммуникативная компетентность», но несмотря на различия в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что, по существу, коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для современного руководителя образовательной организации овладение коммуникативной компетентностью является обязательным условием успешного эргономичного управления, т.к. без установления контактов, основанных на доверии, уважении, принятии профессионализма подчиненными невозможно решать стратегические задачи, стоящие перед учреждением, достигать оптимального качества образования.

Литература

1. Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности: Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2011 – 592 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 341с.

3. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя // «Современная конкуренция» [Электронный ресурс]: https: // www. cfin.ru/management /strategy/ competit/ksao.shtml

4.. Хутаков А.Р. Влияние коммуникативных качеств на управленческую деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 7. – С. 35–41.

5. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.

6. Словари. [Электронный ресурс]: slovari.yandex.ru https: //yandex.ru /legal /dictionaries_ termsofuse