Использование технологии диалогового взаимодействия на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда.»

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования. Целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса на основе инновационных технологий, которыми и являются технологии диалогового взаимодействия.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством.

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне" - мастерство, "логос" - наука.

С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.

Диалог ( греч. - разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей, знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разберется в способах их развития.

Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной парной, групповой и коллективной - работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия. В результате формируются такие качества личности, как:

  1. трансперсональность – способность личности «транслировать» продукты своей деятельности;
  2. эмпатийность – безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека;
  3. толерантность – терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде;
  4. конгруэнтность – искренность, естественность поведения;
  5. конструктивность – способность находить оптимальные пути разрешения проблемных ситуаций;
  6. сотрудничество – способность к коллективной, командной работе, равноправному и продуктивному взаимодействию с партнерами;
  7. рефлексия – способность к анализу собственных поступков и их движущих мотивов, самооценка роста и развития;
  8. дистанцированность – способность рассматривать предметы и явления объективно, «со стороны», примерять множество точек зрения.

Эти качества полностью соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другими» и «другим»; определять свое отношение к другому; принимать другое как необходимое условие своего бытия; быть активным слушателем; предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата; адекватно взаимодействовать с другими.

Классификация технологий

Технологии диалогового взаимодействия можно разделить на 3 группы, в соответствии с типом взаимодействия.

1 группа. Передача знаний одного ученика другому

Это технология взаимообмена знаниями, технология взаимообмена темами, технология «Катехизический диалог» и т.д.

2 группа. Совместное построение нового знания

Ко второй группе относятся: технология обсуждения проблем, технология совместного изучения, технология «Мурманская методика», и т.д.

3 группа. Каждый изучает свой текст, другой ему помогает

К третьей группе относятся: технология рефлексивного чтения, технология «Методика Ривина» (поабзацное чтение) и т.д.

В своей работе я активно использую ТДВ. Вначале, в 1 классе это работа в парах постоянного состава, где учащиеся знакомятся с правилами ведения диалога, с правилами работы в парах.  Затем, уже во втором–третьем классе) включаю работу в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди взаимодействует (обучает и учится) с каждым членом класса, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех.

При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Поэтому моя задача на первых порах научиться слушать и слушать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы удобно было общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т. д) У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки.

Технологии диалогового взаимодействия я применяю:

  • при изучении нового материала;
  • при закреплении пройденного материала;
  • при организации контроля и проверке знаний учащихся;
  • при знакомстве с теоретическим курсом;
  • при отработке теоретических знаний;
  • при сдаче зачетов.

Это могут быть:

  • взаимные диктанты в парах сменного состава;
  • работа в парах сменного состава по карточкам;
  • взаимообмен заданиями;
  • работа с текстами.

Чем старше дети, тем интереснее и продуктивнее использование данных технологий.

Я покажу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Части речи».

После, этапа целеполагания (цель «Изучаем части речи») предлагаю ответить на вопрос: Какие части речи вы знаете?

Затем вспоминаем, как работаем над любым понятием?

- На какие вопросы вы хотите получить ответ? (коллективно составляется план изучения любой части речи)

Каждый из участников диалога получает карточку с названием части речи, текст по данной теме и алгоритм работы.  Задача каждого изучить свою тему самостоятельно, согласно плану, объяснить материал соседу. Прослушать, как понял сосед твою тему, прослушать тему соседа и рассказать ему, как ты понял его тему. Затем показать о готовности смены состава. Вспоминаем правила ведения диалога и правила работы в паре.

Культура ведения диалога

Критиковать идеи, а не человека.

- Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

- Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

- Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

- Пытаться разобраться в том, что непонятно.

- Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.

- Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

- Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Предлагаю, как образец, алгоритм работы в сменных парах.

  1. Получи текст, тему.
  2. Подготовь к работе тетрадь
  3. Прочитай текст. Подготовь рассказ по плану на заданную тему. Озаглавь (составь вопрос) и запиши в тетрадь, запиши примеры.
  4. Перескажи себе.
  5. Назови товарищу тему, прослушай его тему и сами решите, какие действия надо осуществить для их усвоения.
  6. Пересказать друг другу (по очереди).
  7. Обсудите, задайте уточняющие вопросы.
    - Я правильно понял, что…
    - Ты рассказал, что…
  8. Покажите о готовности поделиться знаниями с другими.

В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что они изучали.

Преимущества технологии диалогового взаимодействия в том, что повышается интерес учащихся к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей.

Именно она дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки. Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов.

Дети заинтересованно включаются в предлагаемую деятельность, рассуждают, думают, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, отстаивают свои позиции, при этом каждый учится слушать и слышать другого, приобретая навыки оратора и, развивая в себе способность, быть собеседником. Вместо чувства страха быть непонятым, неуслышанным, страха допустить ошибку, у ребенка появляется уверенность в себе и своих возможностях.

Хочу закончить словами Михаила Михайловича Бахтина:

«Жизнь по природе своей диалогична,
Жить – значит участвовать в диалоге,
Вопрошать, ответствовать, соглашаться,
В этом человек участвует весь,
Глазами, губами, руками,
Душой, духом, всем телом, поступками…»

Технологии диалогового взаимодействия

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ссылки

  1. ttp://fund-panteleimon.ru/images/gallery/16113998_1399234460109483_1682365138369596112_n.jpg
  2. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0db2/00059f79-ce87c697/hello_html_m65c05d6b.png