Урок – художественная мастерская "Отряд Двукрылые. Муха". 7-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: зоология, Отряд Двукрылые , муха


Задачи урока: сформировать знания о характерных признаках двукрылых на примере мух, показать значение этих насекомых в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения

  • Предметные: учащиеся должны знать признаки отряда двукрылые, уметь раскрывать их роль в природе и жизни человека; характеризовать приспособленность представителей отрядов к среде обитания.
  • Метапредметные: учащиеся должны уметь работать с текстом и рисунками учебника, сравнивать и сопоставлять изучаемые объекты, обобщать и делать выводы по изучаемому материалу, презентовать изученный материал.
  • Личностные: у учащихся формируется познавательная самостоятельность и познавательный интерес к изучению животных, этические нормы и правила во взаимодействии с природой.

Оборудование: таблица «Представители важнейших отрядов насекомых», набор карточек, рисунки представителей отряда двукрылых.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

Запись домашнего задания.

II. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Инсценировка басни И.А.Крылова «Пчела и мухи».

Учитель:

Две Мухи собрались лететь в чужие края.
И стали подзывать с собой туда Пчелу:

1 Муха:

Нам рассказали попугаи
О далеких сторонах большую похвалу.

2 Муха:

Притом же нам самим обидно,
Что нас на родине своей,
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего

1 Муха:

Как людям то не стыдно,
И что они за чудаки
Чтоб поживиться нам не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от нас стеклянны колпаки

2 Муха: А в хижинах на нас злодеи пауки.

Пчела: Путь добрый вам.

Учитель: Пчела на это отвечала.

Пчела:

А мне
И на моей приятно стороне
От всех за соты я любовь себе сыскала
От поселян и до вельмож
Но вы летите
Куда хотите
Везде вам будет счастье тож:
Не будете друзья, нигде, не быв полезны
Вы ни почтенны, ни любезны
А рады пауки лишь будут вам
И там.»

Какой смысл ребята у этой басни? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биологическими особенностями мухи комнатной, и выясним действительно ли мухи так бесполезны, как говорится в басне, или нет? Но вначале я предлагаю вам вспомнить материал прошлых уроков и обобщить свои знания.

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Групповая работа с заданиями. (6 групп и группа экспертов)

Виды заданий (разноуровневые)

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Кроссворд «Тип членистоногие».
  3. Тест.
  4. Биологический тест (вставить пропущенные слова).
  5. Работа с влажным препаратом.
  6. Выбрать членистоногих из коллекции натуральных объектов.

Результаты работы обрабатывают эксперты.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

А теперь ребята я вас приглашаю в художественную мастерскую. Сегодня на уроке в ходе изучения нового материала у каждого из вас появится в рабочей тетради портрет мухи комнатной, нарисованный рукой художника, каждого из вас и вывод о пользе и вреде комнатной мухи.

Как известно, для создания любого портрета, необходимо изучить особенности строения объекта, в данном случае мухи, поэтому познакомимся с ней поближе.

«Ах лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи» - сожалел известный поэт А.С.Пушкин.

А вот мнение знаменитого ученого биолога К.Фриша: «Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной, она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору выдавать справку о благонадежности. Однако некоторые черты поведения делают муху опасной. Не станем поэтому торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся поближе присмотреться к его свойствам и особенностям».

Художник начинает писать портрет с силуэта. И я предлагаю начать с определения формы тела.

  • Из каких отделов состоит тело насекомых?
  • Какие органы расположены на голове?

Усики у мух расположены на голове, между глазами, хотя они и короткие, но снабжены перистыми щетинками, которые увеличивают их поверхность. Усики, главным образом органы восприятия запахов. Обоняние у мух очень хорошее. А еще муха усиками слышит. Правда не в прямом смысле слова усиками, а органом слуха, который нашел у них приют. (рисуют усики)

Глаза мух занимают почти всю полезную площадь головы (изображают глаза). Каждый из них состоит не менее чем из 2000 простых глазков. Поэтому легко понять, почему бывает невозможно незаметным образом подобраться к этому насекомому даже сзади. Любимый цвет мухи желтый, голубая и зеленая окраска вызывает у нее раздражение, красные и фиолетовые тона муха не различает. Глаза мухи определяют довольно точно скорость движения предмета, попавшего в поле зрения глаза. По их типу конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его «Глаз мухи». Кроме того, мухи видят скрытое за облаками солнце. Человек воспользовавшись этой особенностью, построил прибор, позволяющий определять положение солнца спрятанного за облаками. Теперь перейдем к знакомству с ротовым аппаратом мухи.

  • Вспомните пожалуйста какого типа ротовой аппарат у жуков и бабочек?
  • У мухи ротовой аппарат лижущего типа. Ротовые части образуют хоботок в виде мягкой трубочки, через которую муха втягивает внутрь жидкую пищу. (рисуют хоботок)

Для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром или хлебом), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахарные вещества и муха может всосать их внутрь. У осенней жигалки, родственницы мухи комнатной, ротовой аппарат сверлильно-сосущего типа. У нее ротовые органы видоизменились в "жало" Поэтому, когда говорят, что осенью мухи больше кусают, надо иметь в виду не комнатную муху, а ее кровожадного двойника осеннюю жигалку.

Продолжим дальнейшее знакомство с внешним строением мухи комнатной.

  • Из каких частей состоит грудь насекомых?
  • Что расположено на каждой части груди?

У мухи переднее - средне – и заднегрудь плотно спаяны между собой, образуя прочный грудной отдел – вместилище мощной мускулатуры. На среднегруди расположена передняя пара крыльев. В покое они складываются над брюшком крышей (рисуют крылья). При малейшей опасности комнатная муха взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Мухи очень хорошие летуны. На заднегруди расположены булавовидные жужжальца – это то, что осталось от задней пары крыльев, поэтому мух и прозвали двукрылыми.
(рисуют жужжальца).

Хотя жужжальца и крошечные их роль в жизни мухи очень велика. Ими она регулирует направление полета. Каждая часть груди несет по паре ног.
(рисуют 6 ног)

Муха очень проворное насекомое. Она не только хорошо летает, но и проворно ползает. Способность мух держаться и бегать на оконных стеклах или на потолке зависит от того, что каждая лапка у них кончается парой «прилипающих подушечек», которые всегда бывают влажными благодаря выделяющейся из них жидкости. Ноги не только носят муху во время пеших прогулок, но и используются для других не менее важных дел: передняя пара ног выполняет роль языка. Своими ногами муха в 100–200 раз лучше анализирует пищу, чем человек языком.

Вкус воспринимают щетинки на ногах, хоботок автоматически опускается, отвечая на показания чувствительных волосков и муха начинает пить и есть. На всех трех парах ног и на всем теле находятся щетинки, выполняющие функцию органов чувств: улавливают изменение влажности, тепловые воздействия. Поэтому они являются живыми барометрами, перед ненастьем мухи залетают в помещение. К щетинкам прикрепляется огромное количество микроорганизмов и яиц глистов. Следовательно мухи являются переносчиками опасных заболеваний: брюшного тифа, дизентерии, холеры, туберкулеза.
Брюшко у комнатных мух членистое. Каждый членик по бокам имеет дыхальца (рисуют членики с дыхальцами), ведущие к трубочке (трахее). От которой ответвляются более мелкие трубочки. По ним и циркулирует воздух, доставляя кислород ко всем органам тела.

Ребята, как вы думаете какие еще процессы жизнедеятельности характерны для мухи, как представителя членистоногих?

Все названные вами процессы сходны с таковыми у майского жука.

Давайте подведем итог нашей работы и сделаем вывод об особенностях внешнего строения мухи.

Закончите предложения

  1. Тело состоит из 3 отделов: (головы, груди, брюшка)
  2. На голове располагаются……
  3. Брюшко имеет….
  4. На груди есть….
  5. Все тело и конечности покрыто….

Теперь обсудим особенности размножения мухи комнатной.

В жизни мух бывают моменты, когда они позабыв обо всем на свете, водят хоровод в нитях золотых солнечных лучей. Совершая головокружительные трюки, муха-самец завлекает самку. Весной, перезимовав, самки откладывают яйца в различные гниющие отбросы, в конский навоз и выгребные ямы, наполненные нечистотами. Вскоре в этих отбросах и нечистотах начинают копошиться белые червеобразные личинки, лишенные не только ног, но и ясно выраженной головы. Личинки выделяют пищеварительный сок коллективно, разжижают субстрат, а затем всасывают и усваивают пищу.

После того, как личинка выросла и окрепла, она зарывается в землю. Здесь она засыпает, и с ней совершаются чудеса. Ее кожа вздувается и отделяется от тела. Окрашивается в бурый цвет и затвердевает, принимая вид бочонка в нем спокойно спит белая нежная куколка! Проходит около недели – и муха выходит из бочонка.

Если обобщить все сказанное, то какие можно выделить особенности размножения мух?

Значит мухи, оказываются для нас с вами не только надоедливыми сожителями, но и опасными врагами нашего здоровья. Энтомолог Говард предлагал даже переименовать обыкновенную муху и назвать ее «тифозной», чтобы само название напоминало бы ее опасности. Как же защитить себя от мух?

Рекламная пауза:

Муха, муха-Ццокотуха
Зараженное ты брюхо
Муха по полю прошла,
Муха тиф подобрала.
Пошли люди на базар
И купили там товар
Принесли домой в корзине,
А помыть-то все забыли!
Вдруг, какой-то малышок
Всю корзину уволок.
Хочет, бедненький все овощи помыть,
Тиф и дифтерию погубить.
Люди, вы себя уж сами защитите
Всех на свете мушек истребите!

Ребята, а как вы считаете, можно ли истребить всех мух?

Неужели они такие бесполезные?

IV. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

Эксрусия в художественную галерею отряда двукрылые

Но, к отряду двукрылых относится не только комнатная муха.

Сейчас мы посетили с вами художественную галерею, где находятся портреты других представителей этого отряда. А экскурсоводами будете вы сами.

(учащиеся делают сообщения о других представителях отряда Двукрылые)

Решение кроссворда

Ну, что же, чтобы лучше запомнить знания, полученные на уроке мы заполним кроссворд.

V. ИТОГ УРОКА

Рефлексия. Подведение итогов урока, сообщение оценок.