Здоровьесберегающие технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Охрана здоровья детей является важным направлением деятельности любой образовательной организации. Это направление актуально во все времена, так как без здоровый детей не будет здоровой нации, не будет благополучного будущего у государства.

Здоровье российских школьников постепенно ухудшается с 1-го по 11-й класс. Об этом свидетельствуют данные десятилетнего исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России. По данным специалистов, абсолютно здоровыми в первом классе были признаны 4,3% наблюдаемых школьников, к концу обучения таких не осталось. При этом за 11 лет школьной жизни распространенность функциональных отклонений у детей возросла почти на 15%, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8% чаще.

Будучи классным руководителем 7 класса, я могу отметить, что из 26 человек в классе, только 2 человека относятся к 1 группе здоровья.

Работа по оздоровлению должна быть комплексной. И вести ее надо вместе родителями, так как дом является тем место, где ребенок проводит большую часть времени, копирует поведение родителей. Поэтому классным руководителям необходимо дать рекомендации для родителей.

1. Здоровый образ жизни родителей – это гарантия здоровья детей. Формируя ценностное отношение к здоровью, родители могут помочь ребенку - заниматься физическими упражнениями, популяризировать спорт в глазах ребенка - посещать спортивные мероприятия, делать зарядку по утрам вместе, использовать элементы спортивных игр: ручной мяч, футбол, баскетбол, теннис, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д. Можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Сделать для ребенка свой спортивный уголок. Пример родителей для ребенка важен! И взрослые понимая это, должны вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных привычек!

2. Контролировать время нахождения ребенка у телевизора и компьютера

- Ребенок старшего возраста не должен смотреть телевизор более 2 часов в сутки. Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей от 3 до 7 лет не более 40–50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более 2 часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов.

- Расстояние до телевизора должно быть максимальным, насколько позволяет комната (не менее 2 метров или не менее пяти диагоналей).

- Не смотрите телевизор в полной темноте. Обязательно дополнительное освещение комнаты для уменьшения светового контраста.

- Экран телевизора не должен бликовать. В нем не должны отражаться лампы, окна, другие яркие предметы.

- Не смотрите в телевизор под углом, даже если это позволяет экран.

- Подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 ч; Детям 7-10 лет - 12 лет разрешается 1 час работы на ПК; Ребенку 5-7 лет можно сидеть за компьютером не более получаса. Для малышей до 5 лет ПК должен находится под запретом.

3. Закаливание воздухом – доступнейшая и самая распространенная форма закаливания организма. Этими процедурами могут заниматься практически все: дети и взрослые, и здоровые и больные. К закаливанию можно отнести-пребывание на улице в легкой одежде, сон на свежем воздухе, воздушные ванны, обливание.

4. Соблюдение правил гигиены дома

Так как школа является вторым домом для ребенка, то учителям и классным руководителям необходимо пропагандировать здоровый образ жизни. Закон РФ «Об образовании» говорит «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Так же в пакетах документов ФГОС вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Поэтому, я считаю, что как учитель предметник и классный руководитель, я могу следующим образом сохранять здоровье детей:

1. Проветривание помещения.
2. Осуществлять пересаживание детей за парты, в соответствии с рекомендациями врачей.
3. Работа с интерактивной доской.
4. Проведение физкультминуток на уроках.
5. Классные часы на тему здорового образа жизни.
6. Участие в спортивных мероприятиях школы.

Мы должны помнить важнное - для детей главными примеров жизни являемся мы - взрослые!

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский