Элективный курс по литературе "Хорошее время читать" (из истории военного детства). 6-й класс

Разделы: Литература, Профессия — педагог

Класс: 6


I. Пояснительная записка

Элективный курс по литературе «Хорошее время читать» «Из истории военного детства»является важнейшей основной частью работы по привитию интереса к предмету. Данный элективный курс предназначен для учащихся 6 класса, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу элективного курса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Основная идея программы - воспитывать у учащихся высокие нравственные качества. Особенность курса заключается в том, что изучаемые произведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих произведений являются подростки.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст важно на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цель курса: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы.

Задачи:

  • вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке;
  • расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;
  • сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
  • выражать ответные чувства на примере литературных героев;
  • привить навыки выразительного чтения.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся:

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
  • следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
  • сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения.

II. Учебно-тематический план

III. Содержание курса

Курс состоит из раздела «Из истории военного детства» (35 часа)

Программа элективного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам годы Великой отечественной войны и послевоенное время, подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.

При отборе произведений было учтено и сопоставление литературы с другими видами искусства. Так, например, при изучении произведения А.Гайдара «Тимур и его команда» целесообразно обратиться к его киноверсии, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему. Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945 гг. помогут лучше понять литературное произведение.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художе­ственным произведением.

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 6 класса. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углубле­нию восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Цель творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника слова. Отработке этого умения призваны такие работы, как устные и жанровые сочинения, изложения, написание характеристики на героя, написание письма литературному герою, исследовательская и проектная работы. Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих уроках учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника.

Работа основывается на общедидактических методах, важнейшими из которых являются:

  • принцип научности, последовательности и системности изложения материала;
  • преемственности и перспективности;
  • доступности;
  • наглядности.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно элективного курса по предмету. Это принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.

Средства обучения:

  • Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы.
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные (портреты, карты, иллюстрации настенные, рисунки)

IV. Требования к результатам освоения элективного курса

К концу элективного курса учащиеся должны

понимать:

  • содержание изученных литературных произведений,
  • идею произведения и авторский замысел;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст,
  • формулировать тему и идею изученного произведения,
  • составлять цитатный план,
  • давать характеристику героям,
  • выявлять авторское отношение к героям,
  • выражать свое отношение к прочитанному,
  • выразительно читать произведение, соблюдая нормы литературного произношения,
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.