Работа с теоретическими понятиями на уроке обществознания

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: обществознание


Формирование теоретического аппарата предмета одна из составляющих учебного процесса. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение и отношение к ним. На уроках обществознания эта проблема приобретает особую остроту, так как освоение данного предмета, кроме учебных задач, направлено на развитие и формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование. Безусловно, задача педагога заключается в первую очередь в том, чтобы мотивировать учащихся к этой непростой деятельности, помочь и создать условия для решения проблемы и успешного усвоения учебного материала.

Работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 класса. Изучение понятий не может сводиться к элементарному и механическому заучиванию терминов. В дальнейшем, эта работа приведет к успешной сдаче ГИА, на которой учащиеся должны продемонстрировать сформированность умений: раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией. Не буду утомлять читателя перечислением номеров заданий ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), где проверяются умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий, выстраивать причинно-следственные связи, давать характеристику явлениям, предметам, процессам. Они известны коллегам, работающим в выпускных классах. Поделюсь своим опытом решения этой проблемы.

Начиная работу по введению нового понятия, предлагаю учащимся найти собственную ассоциацию этого слова («Закройте глаза и мысленно произнесите ……») и обозначить ее одним существительным. Далее, учащиеся находят однокоренные слова, антонимы. Ученики 5-7 классов успешно справляются с этим заданием, в короткое время, за 2-3 минуты записывают до 10 слов. Старшие учащиеся обращаются к этимологии понятия. Пытаются предположить исторический период, страну возникновения, обстоятельства появления понятия. Таким образом, каждый устанавливает содержание, некоторый объем сущностных характеристик и отличительных признаков понятия, который по ходу урока сможет дополнить. Так на чувственном уровне складывается и закрепляется интерес, мотивация ученика. Ведь каждый видит в понятии свое и не может быть не успешным на этом этапе урока.

Далее, напоминаю учащимся правила написания синквейна. Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое составляется следующим образом:

  • первая строка - одно слово (существительное или местоимение), выражающее тему,
  • вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,
  • третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,
  • четвертая строка - фраза или предложение,
  • одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

Всегда «усугубляю, усложняю» эти правила, запрещая использовать однокоренные слова и повторы. В процессе представления темы урока у ученика есть возможность заполнить эти пять строк. Поскольку пользуюсь этим приемом не первый год, то мои ученики точно знают, что первая строка синквейна – это родовое понятие, ( родовое понятие – понятие выражает существенные признаки класса предметов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия ), которое необходимо обозначить синонимом термина. Например, социальные нормы – совокупность правил; государство - организация, экономическая система – совокупность элементов и т.д.

На второй строке - два признака, присущие данному понятию, то есть отличительные характеристики предмета, процесса, явления. Например, семья - тема синквейна: первая строка - группа, вторая строка – кровнородственная, многодетная. Всегда, особенно в 5-6 классах, предлагаю проверить заполнение второй строки. Для этого необходимо закрыть рукой тему синквейна, сможет ли одноклассник, сидящий рядом, понять о чем идет речь? Дети очень критичны и практически всегда замечают неточности или отступление от правил.

Третья строка – это функции процесса, предмета, явления. В 5-6 классах для заполнения этой строки предлагаю ответить на вопрос: Что делает данное понятие? Намеренно формулирую вопрос таким образом, чтобы ответ был в глагольной форме. Используя предыдущий пример, третья - строка: хозяйствует, защищает, воспитывает.

Работа над содержанием 4 строки синквейна более сложная, так как необходимо либо сравнить изучаемое понятие, либо выстроить логическую взаимосвязь между понятием и причиной, то есть составить утверждение, в котором нельзя допустить ни логической, ни фактической неточности. Причем, отступая от правил классического синквейна, использовать суждения оценочного характера запрещено. Ученикам старших классов разрешено использовать цитаты, напрямую относящиеся к изучаемому понятию. Таким образом, ученик нарабатывать аргументацию для подтверждения собственных суждений при написании мини-сочинения ЕГЭ (задания №29). Обращаясь к вышеприведенному примеру, синквейну по теме семья, на четвертую строку можно поместить высказывание В.Гюго: «Семья – кристалл общества» или фразу Папы Пия IX: «Семья священнее, чем государство», в зависимости от того, рассматриваем мы семью как малую социальную группу или социальный институт. Так же возможно использовать классическое – «эталонное» определение понятия, данное учителем на уроке.

Заполнение пятой строки стараюсь серьезно не регламентировать, ведь это личная ассоциация, которая сложилась у ученика в процессе работы над понятием. Единственное правило, это всегда одно слово - обобщение.
Таким образом, процесс составление синквейна развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. При этом, ученик деятельностным путем приходит к определению понятия, по сути сам его конструирует, запоминает. Не отрицая необходимость запоминания классического определения понятия, считаю эффективным и данный способ работы над понятиями курса обществознания.

Данный прием может быть использован и на уроке повторения. Кроме того, можно назначить «эксперта», который проверит составленные одноклассниками синквейны. Оценивание работы не составит труда, так как неточности, отступление от правил, ошибки в любой из пяти строк, могут снизить оценку на один балл.

Однозначно, что данный прием, используемый в системе, значительно облегчит запоминание и работу с теоретическими понятиями, особенно в тех темах курсах обществознания, где ученики не всегда могут иметь собственный учебный опыт.