Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1


Пояснительная записка

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).

Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.

Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
  • обучать детей положительному отношению к самому себе и принятию других людей;
  • развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • обучать детей рефлексивным умениям;
  • формировать потребность в саморазвитии;
  • способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.

Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.

  1. Первый раздел«Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
  2. Второй раздел«Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
  3. Третий раздел «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.

Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.

Тематический план занятий. Подготовительная группа

Раздел

Тема

Задачи

Время проведения

Какой Я?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Каждый привлекателен по-своему»

Дать возможность детям осознать отношение к себе, своей внешности, своим особенностям и способностям. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка.

1 неделя октября

2. «Мой внутренний мир»

Помочь осознать свои желания, чувства, осознать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе. Воспитывать положительный образ своего «Я».

2 неделя октября

3. «Рисунок имени»

Способствовать идентификации ребенка со своим именем, формированию у него позитивного отношения к своему «Я». Стимулировать творческое самовыражение.

3 неделя октября

4. «Каким я был, каким я стал…»

Помочь детям осознать изменения, которые происходят с ними по мере их взросления. Развивать интерес к себе.

4 неделя октября

5. «Деревья-характеры»

Помочь детям в раскрытии ими своего «Я». Формировать умение выражать характер с опорой на художественное изображение.

1 неделя ноября

6. «Я все знаю и умею»

Помочь преодолеть неуверенность в себе, страх самостоятельных действий. Развивать у детей умение вступать в контакт с другими людьми для совместных действий.

2 неделя ноября

7. «Я и мое тело»

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение. Снять мышечное напряжение. Развивать умение познавать собственное тело.

3 неделя ноября

8. «Какие мальчики – какие девочки»

Развивать навыки общения между мальчиками и девочками. Воспитывать этикетное поведение.

4 неделя ноября

9. «Я и другие»

Способствовать повышению самооценки, гармонизации внутреннего состояния. Формировать чувство принадлежности к группе.

1 неделя декабря

10. «Понимаю себя – понимаю других»

Развивать наблюдательность и внимание к себе и другим. Воспитывать эмпатию.

2 неделя декабря

Мои эмоции и чувства

 

11. «В царстве положительных эмоций»

Закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Формировать умение сотрудничать с другими. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.

3 неделя декабря

12. «Когда опасен гнев?»

Способствовать осознанию отрицательных эмоций. Обучать конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

4 неделя декабря

13. «Учимся справляться с чувством обиды»

Помочь осознать чувство обиды. Продолжать знакомить со способами управления отрицательными эмоциями.

3 неделя января

14. «Тревога» Формировать умение понимать и осознавать свои эмоции и чувства и эмоциональные состояния других. Помочь преодолевать тревожность. Помочь справиться со своими страхами. 4 неделя января
15. «Зачем человеку чувство стыда?» Обучать осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Познакомить со способами релаксации для снятия напряжения. 1 неделя февраля
16. «Отвращение Познакомить с эмоцией отвращения. Учить различать эмоции стыда и отвращения на пиктограммах и в сюжетных картинках. 2 неделя февраля
17. «Волшебная страна чувств» Развивать у детей умение передавать свои чувства с помощью цвета. Исследование психоэмоционального состояния детей. 3 неделя февраля
18. Мимические проявления эмоций Продолжать учить распознавать различные эмоции по мимике, пантомимике, интонации голоса. 4 неделя февраля
19.Умей понять Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций 1 неделя марта
20. Наши чувства и поступки Показать взаимосвязь между эмоциями и поступками. Продолжать обучать способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. 2 неделя марта
Я и мои друзья

 

21. «Дружба» Способствовать формированию дружеских отношений. 3 неделя марта
22. «Нужно ли учиться дружбе?» Развивать у детей способность чувствовать эмоциональное состояние других. Учить дорожить дружбой. 4 неделя марта
23. «Друг познается в беде» Развивать у детей способность к сопереживанию, состраданию.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
1 неделя апреля
24. «Ссориться не будем!» Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. 2 неделя апреля
25. «Как положено друзьям, все мы делим пополам…» Развивать у детей умение конструктивно общаться друг с другом. 3 неделя апреля
26. «Какие чувства мешают дружбе?» Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. 4 неделя апреля
27. «Одиночество» Помочь понять, что такое одиночество. Обсудить проблемы понимания человека человеком. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. 1 неделя мая
28. «Эмпатия» Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности. Помочь осмыслить трудности общения между людьми. 2 неделя мая
29. «Круг друзей» Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 3 неделя мая
30. «Я и мы» Учить действовать согласованно. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. 4 неделя мая

Литература

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
  4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь, 2006.
  5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
  6. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  9. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
  11. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
  12. Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.