Дополнительная общеразвивающая программа «Мульт-кадрик»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В настоящее время особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в большинстве своем отличающиеся низкой эстетической и воспитательной ценностью, содержанием сцен насилия и жестокости. Каждый человек согласится, что велика  разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе которой мысль, что зло не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Правильное информационное воздействие медиасреды способно формировать душу и ум ребенка, воспитывать его вкусы и взгляды на мир, а ведь просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.

Но при правильно организованном и дозированном просмотре мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

— показывают примеры поведения, поскольку дети учатся, подражая;

— формируют оценочное отношения к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;

— развивают эстетический вкус, чувство юмора.

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф.

В практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И.Баженова, Г.Н.Козак, С.М.Эйзенштейн, М.И.Яновский), а также работ  мультипликаторов (Ю.Б.Норштейн, И.П.Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
Кроме того, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Л.С.Выготский отмечал, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к искусству. И важную роль в развитии играет продуктивная деятельность. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих «развитие продуктивной деятельности» и «творчества» дошкольников.

Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Мультипликация является одним из средств развития творческих способностей, она включает в себя теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей. Искусство мультипликации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.

Отражение творческой деятельности ребёнка мы привыкли видеть в его рисунках и поделках. Дети очень дорожат своими работами, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках, а ещё можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Новизна заключается в содержании занятий, построенных на взаимодействии различных видов искусства. Является конечным продуктом деятельности ознакомлении с технической стороной создания мультипликационного фильма.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе создания мультипликационных фильмов.

Задачи:

  • знакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
  • формировать навыки анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
  • формировать основы изобразительной грамоты (лепки);
  • развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
  • развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности;
  • формировать художественные знания, умения и навыки;
  • формировать интерес к деятельности, активно используя игру, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
  • привлекать детей к подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения;
  • обогащать визуальный опыт  детей через просмотр мультфильмов;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Принципы:

  • обогащение детского развития;
  • построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • признание ребёнка субъектом образовательных отношений;
  • поддержка инициативы, активности, самостоятельности ребёнка;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
  • создание условий в соответствии возрасту и особенностям каждого ребёнка.

Срок реализации программы: 2 года. Первый год - обучение детей 3-4 лет. Второй год - обучение детей 4-5 лет.

В первый год обучения занятия проводятся по 15 минут по подгруппам 1 раз в неделю. Во второй год обучения занятия проводятся
по 20 минут 1 раз в неделю по подгруппам.

Оборудование и материалы:

  • наглядный материал (иллюстрации, медиатека);
  • материалы для создания персонажей и декораций (макета) в выбранной технике;
  • фотокамера;
  • штатив для установки камеры в горизонтальном положении;
  • стол;
  • освещение;
  • компьютер с установленной программой для монтажа мультфильмов

Рекомендации к оборудованию и процессу:

Фотокамера для мультипликационной съёмки должна обладать следующими возможностями:

1) функция покадровой съёмки;

2) функция переключения на обратный ход;

3) наличие счётчика, фиксирующего количество отснятых кадров.

Методы обучения:

а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под
руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций
успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (итоговый).

А также:

  • игры;
  • чтение художественной литературы;
  • придумывание сюжетов к мультфильмам;
  • беседы;
  • рисование, лепка;
  • конструирование;
  • обыгрывание сюжетов.

Планируемые результаты.

Первый год обучения:

  • Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в  совместном придумывании сюжета к мультфильму, обыгрывает его в театральной деятельности.
  • Ребенок учится договариваться, учитывая интересы и чувства других.
  • Учится распределять роли, озвучивать героев.
  • Знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
  • Имеет представление:
    • об истории возникновения и развитии мультипликации;
    • о создании новых мультфильмов, используя разные техники (рисованные, пластилиновые, кукольные мультфильмы);
    • о значении голоса и звука в мультфильмах.

Второй год обучения:

  • Проявляет художественно-эстетический вкус, фантазию, логическое мышление и пространственное воображение.
  • Применяет различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности.
  • Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Умеет войти в образ, передать интонацией, мимикой, жестами характер героя.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
  • Способен различать добро и зло, отличить фантастическое от реального примерять на себя разные роли.

Программа основана на  принципах:

  • «развитие через деятельность»;
  • непрерывности;
  • психологического комфорта;
  • учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка);
  • поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между  всеми участниками педагогического процесса.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

  • комплексность, интегрированность (взаимосвязь художественно-эстетического и познавательного развития, театрализованная деятельность);
  • возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить).

Этапы работы над мультфильмом:

  • выбор героя;
  • создание сценария по предложенной теме;
  • выбор ролей и распределение заданий;
  • создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике;
  • выполнение упражнений – моделирование движений;
  • покадровая съёмка;
  • «озвучивание» мультфильма;
  • получение снимков из камеры и монтаж мультфильма в компьютерной программе;
  • демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного.

Учебно-тематическое планирование по реализации программы «Мульт-кадрик»

Используемая литература

1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И.Ануфриков. - Новосибирск, 2011.

2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.

3. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.

5. С.В. Погодина «Веселый клоун». 32 творческих заданий для самых маленьких - М.: издательство «АЙРИС-пресс», 2011.- 32 с.

Интернет-ресурсы

1. Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л.Т.Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014.

http://io.nios.ru/articles2/57/10/ispolzovanie-multiplikacionnyh-filmov-s-celyu-socializacii-detey-v-rabote

2. Рабочая программа дополнительного образования на платной основе для детей 5-7 лет (кружок по художественно-эстетическому развитию) «Забавные мультяшки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 14 «Ручеек» г.Балашиха http://bal-ds14.edumsko.ru/activity/additional_groups/zabavnye_mul_tyashki/program

3. Интернет- ресурс wikipedia.org

4. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми» (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/articles/643088

5. Проект   пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m

6. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm

7. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет – портал «О детстве».