Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: математика, повышение мотивации


Личность – звено между мотивацией и её реализацией.
З.Фрейд

Проблема качества математического образования была и остаётся приоритетной в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Отношение школьников к учебе, результат их учебной деятельности во многом зависит от того, что побуждает эту деятельность, то есть от мотивации. Мотивация – важнейший компонент учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Выделяют пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью(для таких детей веду занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика», «Проектная деятельность по математике»), четвертый уровень – низкая школьная мотивация, пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор и чаще всего встречается у детей подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; отношение учителя к ученику, личная значимость предмета, умственное развитие ученика, продуктивность учебной деятельности, непонимание цели учения, страх перед школой.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

В своей практике применяю разнообразные приемы активизации учебной деятельности, создающих положительную мотивацию: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? Также на уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу обучающимся, как слабым, так и сильным, использую паузы, дающие время на обдумывание, организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения.

В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала; доброжелательность, улыбка, умеренные жесты; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного. На этом этапе просматривается, как обучающиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивации класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию.

При изучении нового материала обязательна четкость и простота изложения, наглядность, использование опорных конспектов, элементы опережающего обучения для сильных учеников.

 Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому для формирования и развития внутренних мотивов учения еще одним условием является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, но не оценивает личностный рост ученика. При этом оценка деятельности обучающихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами. Достижения обучающихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.

У старших подростков появляется потребность – быть популярным, им важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал.

 Главнейшей задачей, которая стоит передо мной – это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика” В основу данной системы положены следующие принципы: принцип воспитывающего обучения – учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность; принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке; учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; принцип диалога и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. “Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Очень важно, чтобы учитель любой изучаемый материал мог увязать с жизнью, показал его значимость. Подбирая материал, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Тема “Масштаб”, и объявляется конкурс на лучшую планировку школы. Задумки ребят просто поражают. Вектора – это метод познания физических процессов; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с физикой, биологией, географией и астрономией.

Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование обучающихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого обучающегося.

Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации обучающихся, в некоторых же технологиях, таких как игра, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением, быстрота реакции, логическое мышление, смекалка. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации; терапевтическую; диагностическую; коррекционную.

Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Применение элементов игровой технологии, позволяет обучающимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.

Чтобы у обучающихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку. Часто в этом мне помогают сами обучающиеся, готовя доклады и сообщения.

Через рассказы о "нематематической" деятельности великих ученых привлекаю внимание обучающихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Декарт, Лейбниц, Ньютон тоже были не только математиками. Они рассматривали математику в более широком контексте, для них математика была составной частью философии и служила средством познания мира. Поучителен и тот факт, что император Наполеон Бонапарт, прославившийся своими подвигами на весь мир, известен и в математике, которой занимался ради удовольствия. Он автор нескольких теорем и известных занимательных задач.

Обычно при введении нового математического термина рассказываю обучающимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров: «Линия» происходит от латинского слова «линеа», означает - лён, льняная нить, шнур, верёвка, «Сфера» - греческое слово «сфайра» – мяч, «Конус» - от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку, «Цилиндр» - от греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».

При желании таких примеров можно отыскать много.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках.
  • Снижение положительной мотивации обучающихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  • Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.