Урок самопознания на тему "Азбука вежливости". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: вежливые слова


Цель:

Углубить представление учащихся об ОЧЦ Ненасилие, через понимание важности и необходимости взаимовежливого общения между людьми

Задачи:

  • Раскрыть значение понятия любовь ко всему окружающему
  • Расширить представление учащихся об ответственности за свои слова и поступки.
  • Подумать, как можно проявить умение заботиться об окружающих.

Ценность:

Ненасилие

Качества:

Любовь во всему, умение проявлять заботу, ответственность

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Организационный момент.

Позитивный настрой.

-Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть сегодня на уроке. Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. А начнем мы наш урок с позитивного настроя.

«Концентрация на Свете».

-Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство.

Представьте, что свет начинает все дальше и дальше распространяться по вашему телу. Он становится ярче и ярче. Медленно опускается вниз к вашим ногам. Ваши ноги наполняются теплом и светом, свет поднимается к рукам, руки наполняются светом. Руки теперь будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Далее свет поднимается к вашей голове, к вашему рту, языку, ушам, глазам. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно возвращаться в класс, открывать глаза. Спасибо.

-Ребята, скажите пожалуйста, удалось ли вам почувствовать Свет? Что вы ощущали во время позитивного настроя? Поделитесь своими ощущениями.

https://www.youtube.com/watch?v=eMHGubnQK1M

Проверка домашнего задания

Дети дома прочитали рассказ.
Грустный город

О. А. Пахомова

Давным-давно в очень далёкой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник. Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу: «простите», «будьте любезны», «добрый день». Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», раскрыва­ют значение ценности изучаемой на уроке.

Важно обратить внимание на мнение каждого ученика

  • Вспомните какой была жизнь в городе до появления волшебника?
  • Что стал делать волшебник, попав в город?
  • Как изменился город с появлением волшебника?
  • А теперь подумайте, почему важно говорить друг другу добрые слова?
  • Как люди чувствуют себя рядом с вежливыми, добрыми людьми?
  • Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращают­ся?
  • А что чувствуете вы, когда вы сами вежливы?
 
  • Позитивное высказывание (цитата)

Доброе слово, что глоток воды.

-Давайте повторим эту замечательную пословицу несколько раз , все месте.

Для закрепления в памяти учащихся данной пословицы учи­тель задает вопрос:

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Учащиеся должны прийти к выводу, что слово оказывает огромное влияние на самого человека и его окружение, что каждый из нас должен осознавать ответственность за те слова, которые мы произносим общаясь друг с другом .

Подвести детей к мысли о том, что слово может как ранить , человека, так и сделать безмерно счастливым.

 

  • Рассказывание истории (беседа)

 Ребята, я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которая произошла в лесу с одним малышом

 Жил – был в лесу медвежонок. Звали его Мишутка. И были у него были только мама Марфа Ивановна и папа Гаврила Михайлович.

Однажды родители рано утором ушли в лес за едой и дровами, а медвежонка будит не стали, оставили одного дома. Проснулся, заскучал медвежонок один, и отправился, а там заблудился. Идёт он по лесу, видит ёжика и говорит: «Эй, ёжик, говори мне быстро, как отсюда выйти?» А ёж фыркнул , ушёл от него подальше.

Делать медвежонку нечего, пошёл дальше. Встретил волка и спрашивает у него: «Эй, волк, говори мне быстро, как отсюда выйти?» Волк ему тоже не ответил. Быстро убежал вглубь леса по своим делам.

Долго плутал медвежонок по лесу. Стало уже темнеть в лесу – дело к ночи близится. Мишутка испугался, сел на пенёк и стал плакать.

Вдруг к нему подлетела сова и спрашивает : «Что случилось?»

Медвежонок ей рассказал о случившемся. Когда же сова спросила у него, говорил ли он при этом вежливое слово «пожалуйста», медвежонок ответил, что считал это необязательным. Ведь медведи всех сильнее в лесу, им все и так должны помогать. Тогда сова рассказала о важности всех волшебных слов и улетела. Она была очень старая и мудрая птица.

Мишутка пошёл дальше по лесу и увидел на дереве белку. Вспомнил он слова совы и решил попробовать спросить вежливо, при этом ещё и поздоровался с ней. Она с радостью проводила вежливого медвежонка домой.

А у дома его ждали обеспокоенные родители. Медвежонок рассказал им о своём приключении. Родители выслушали своего малыша и поняли, что это прогулка пошла ему только на пользу.

С тех пор медвежонок был вежливым.. К тому же у Мишутки появились друзья, ведь не даром же говорится в пословице «Вежливость ничего не стоит, но много приносит в общение».

Беседа по содержанию истории.

  1. Ребята, вам понравилась сказка?
  2. Давайте вспомним, что случилось с Мишуткой?
  3. К кому он пытался обратиться за помощью?
  4. Как вы думаете, а почему звери не захотели общаться и не захотели помочь медвежонку?
  5. А как вы понимаете, что значит быть вежливым?
  6. Давайте с вами подумаем, а для чего вообще нужна вежливость?
  7. А что чувствуют окружающие люди, когда мы с вами обращаемся к ним вежливо, с уважением?
  8. Ребята, есть такое выражение: «Слово может ранить как нож, а может сделать самым счастливым на свете». Как вы думаете несем ли мы с вами какую-то ответственность за то, что мы говорим и за то как мы говорим?
  9. Ребята, а как вы думаете, легко ли нам общаться с вежливым человеком и почему?
  10. Можете ли вы назвать себя вежливым человеком? А почему?

 

Творческая деятельность, групповая работа

В качестве творческой деятельности я хочу вам сегодня предложить вот такое интересное задание.

Работа в группах.

Соберите пословицы из частей. Объясните, как вы понимаете их смысл.

Для каждой группы готовится конверт, в котором лежат слова, правильно сложив которые получается пословица.

Слово жжёт сильнее огня.

Сперва подумай, а потом и нам скажи.

Сердце помогает людям сближаться.

 

Домашнее задание

Индийская народная сказка «Зайка» рекомендована в качестве опережающего домашнего задания. Прочитать и попробовать ответить на вопросы, после сказки.

 

Групповое пение

А теперь давайте с вами вместе споем замечательную песню о том на сколько важно быть добрыми ко всем и любить всех.
Автор текста (слов): Санин А.
Композитор (музыка): Флярковский А.

«Будьте добры!»
Давайте с вами будем
Всерьёз, не для игры,
Ко всем зверям и людям
Добры, добры, добры.
Будьте добры,—
Это нам говорит Новый год.
Будьте добры,—
Только к доброму радость придёт.
Будьте добры,—
Пусть зажгутся веселья костры.
Будьте добры,
Ну, пожалуйста, будьте добры!
Чтоб стал наш мир похожим
На яблоню в цвету,
Дари, дари прохожим
Тепло и доброту.
Будьте добры,—
И тогда обойдёт вас беда.
Будьте добры
В Новый год, и потом, и всегда.
Будьте добры!
Здравствуй, утро счастливой поры!
Будьте добры,
Я вас очень прошу,
Ну, пожалуйста, будьте добры!

https://www.youtube.com/watch?v=1vOjuovQSjo

7. Заключительная минута урока

Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся прослу­шать стихотворение Е. Шаламоновой «Стихи о вежливости».

-Ребята, и в заключение нашего урока , мне хочется прочитать вам одно замечательное стихотворение .

Стихи о вежливости

Е. Шаламонова

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво –
За помощь поблагодарить.
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это - основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.

 

Эмоциональная рефлексия

«Ромашка добра»

-Ну, что ж ребята наш урок подошел к концу, как много новых открытий нам удалось сегодня сделать вместе. Мы попытались разобраться в том , что значить с любовью относится ко всем, уважать друг друга, ответственно относится к тому что ты говоришь и думаешь, проявлять заботу об окружающих. Я надеюсь, что все о чем мы сегодня говорили, уже нашло место в вашем сердце и останется там навсегда. Спасибо за урок. До встречи через неделю. Я вас буду ждать.