Создание условий для обеспечения равных возможностей доступа к качественному образованию

Разделы: Администрирование школы, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: одаренные дети, качественное образование , слабоуспевающие дети


В настоящее время в системе образования происходит множество изменений. Модернизация системы образования, внесение поправок в законы, внедрение новых стандартов и технологий, реализация проектов и инновации требуют совершенствования системы и, самое главное, стабильной ее деятельности.

Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем.

В соответствии с приоритетами образовательной политики России муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 имени Страховой З.Х." работает над проблемой "Совершенствование форм работы и методов воспитания для повышения качества образования". Целью работы ОО является создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и укрепления здоровья школьников.

Наше учреждение функционирует как муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Организация предметно-пространственной среды для реализации внеурочной деятельности».

В настоящее время реализуются следующие проекты:

-"Создание инновационной площадки для организации проектной деятельности в рамках направления "Школьный театр" (грант на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области" в номинации "Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей");

- "Инновационная модель внеурочной деятельности в формате свободного дня в начальной школе" (грант на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области" в номинации "Практика реализации проекта "Карта занятости" в Год образования и новых знаний");

- в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" открыт центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", оснащенный высокотехнологичным оборудованием: компьютерами, 3D-принтером, шлемом виртуальной реальности, квадрокоптерами. В помещениях центра созданы зоны для коворкинга, игры в шахматы. В рамках функционирования центра "Точка роста" в урочное время школьники будут осваивать новые компетенции и навыки по таким учебным предметам, как технология, информатика и ОБЖ, а во внеурочное время будут проходить занятия по программам дополнительного образования.

Коллективом школы определены три основные направления – доступность, качество, эффективность.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В школе обучается 760 уч-ся, из них

  • 38% - 1 группа здоровья,
  • 55% - 2 группа здоровья,
  • 5% - 3 группа здоровья,
  • 2% - 4 группа здоровья;
  • 12 уч-ся - дети-инвалиды.

Здоровье обучающихся стало приоритетным направлением образовательной деятельности педагогического коллектива:

- разработана Программа "Здоровый ребенок», ориентированная на поддержание здоровья и доступа к качественному обучению обучающихся;

- разработана и внедрена методика мониторинга здоровья;

- созданы необходимые условия для образования обучающихся, с проблемами в здоровье и развитии (диспансеризация);

- на уроках в системе проводятся физкультминутки;

- для адаптации учащихся 1-х классов проводятся динамические паузы, способствующие созданию положительного настроя, пробуждения интереса и переключения внимания детей на другой вид деятельности, а так же коррекции психофизических функций.

- на базе школы созданы и функционируют спортивные кружки и секции для учеников 1-11 классов (секции футбол, баскетбол, "Атлетическая гимнастика", танцевально-хореографическая студия "Радость"), в которых занимаются и дети-инвалиды.

Традиционными стали школьные спортивные соревнования:

  • "Веселые старты" (1-4 кл);
  • "Зарница" (5-11 кл.)
  • "Школа безопасности" (8-11 кл.)
  • "А, ну-ка, парни!" (8-11 кл.)
  • турнир по футболу среди команд разных возрастных групп.

- организована психологическая служба в школе: имеются педагог-психолог, социальный педагог для выявления социально - психологических проблем в школе и коррекционной работы;

- создана база данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработаны механизмы оказания такой помощи и поддержки;

- закуплена и с успехом используется программа психологического тестирования "Эффектон" - комплексное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – улучшение показателей успеваемости учащихся, гармонизации отношений в коллективе учеников и преподавателей, выявления одаренности, профориентации и др.;

- согласно рекомендациям ИПРА детей-инвалидов проводятся мероприятия для организации учебно-воспитательного процесса с учетом его особых образовательных потребностей и оценить полученные результаты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Для подготовки детей к школе в ОО реализуется программа "Школа будущего первоклассника", целью которой является выравнивание стартовых возможностей ребенка.

Для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на 1 и 2 ступенях образования и Государственных образовательных стандартов на 3 ступени образования:

- обеспечен расширенный спектр образовательных услуг (факультативные занятия "Ритмическая мозаика", "Мы - патриоты России", курсы по выбору обучающихся: «Реальная математика", "Обществознание: теория и практика", "Основы выбора профессии и профессионального самоопределения", "Основы семейной жизни"), в рамках внеурочной деятельности реализуется программа "Учимся учиться", "Учимся создавать проект", "Социальное проектирование" для различных категорий обучающихся;
- проанализированы образовательные запросы родителей и учеников; выявлены перспективные направления профильных классов через родительские собрания, тестирование, консультации педагога-психолога и др. согласно плану работы;
- отработана модель профильных классов старшей ступени (социально-экономический профиль).

За предшествующие годы в школе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой.

Работа с одаренными детьми

Для реализации данного направления работы разработана и реализуется программа "Одаренный ребенок". Целью организации работы с одарёнными детьми является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и системного мышления в различных областях деятельности. Работа с одаренными детьми включает в себя: организацию и сопровождение научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности обучающихся.

Развитию способностей обучающихся способствуют образовательные события: предметные недели, конкурсы, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны. Также обучающиеся школы активно принимают участие в очных и заочных олимпиадах разного уровня. Ежегодно обучающиеся участвуют в различных конкурсах.

Всероссийская олимпиада школьников - главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учеников. За последние три года мы отмечаем положительную динамику количества победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, - регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Участие в олимпиаде - это возможность реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Поэтому важным показателем стало увеличение количества педагогов, которые подготовили победителей и призеров в этом интеллектуальном соревновании.

Построена система выявления, сопро­вождения и социальной адаптации одаренных детей. Результатами этой работы являются следующие достижения:

  • ежегодно увеличивается количество участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, учащиеся занимают призовые места в муниципальном этапе и пробуют свои силы на региональном этапе олимпиады;
  • стало традиционным участие в школе "Патриум" на сайте "Одаренные дети". В 2018 г. ученица школы посетила летнюю школу «ПатриУм» в качестве победителя во всероссийском конкурсе «Инфографика животных Красной книги России»;
  • с 11 по 14 декабря 2018 года в Ярославле.проходил Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Мероприятие проводилось в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Нашу школу на форуме представляли учитель информатики и три ученицы 8-11 классов, которые привезли огромное количество новых идей и ярких впечатлений;
  • с 2018 г. наши учащиеся принимают участие в проекте в рамках реализации стратегической инициативы"Кадры будущего для регионов", целью которой является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
  • в 2018 г. команда "Сила права приняла участие в Всероссийском правопросветительском проекте "Школа правозащитников: учиться и действовать" и заняла второе место в регионе.
  • в течение 5 лет в школе действует Школьная Академия наук "Интеллект".Это социально-образовательный проект для подростков и старшеклассников, координирующий всю учебно-исследовательскую деятельность обучающихся образовательного учреждения. Цель работы Академии - интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством исследовательской работы; выявление одаренных и способных учащихся, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе; активизация деятельности учителей и педагогов в организации исследовательской работы учащихся. В рамках работы Академии проводится школьная научно-практическая конференция. на которой обучающиеся представляют свои проекты. Лучшие проекты ежегодно направляются на городскую научно-практическую конференцию "В науку шаг за шагом" и становятся победителями и призерами.

Работа со слабоуспевающими детьми

В основу работы со слабоуспевающими детьми положены слова И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”. Наряду с традиционными мероприятиями по преодолению отставания в усвоении учебного материала (дифференцированные задания на уроках, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников) большой интерес школьников вызывают уроки свободного дня.

Проект "Уроки свободного дня реализуется с 2016 года в конце каждого триместра. Это не "День самоуправления", когда ученики старших классов преподают по разработанным учителем конспектам. При подготовке такого нетрадиционного урока ученик сам выбирает проект, разрабатывает технологическую карту и воплощает данный проект с младшими школьниками в рамках урока. В реализации первых уроков свободного дня принимали участие высокомотивированные учащиеся. В последующие годы увеличивается количество слабоуспевающих учащихся в проведении таких уроков. Для их проведения используется технология не только сотрудничества, но и мастерских. Учащиеся начальных классов получили возможность закрепить в игровой форме знания, полученные по английскому языку, математике, русскому языку, на уроках географии познакомились с великими открывателями, а на уроках информатики - создавали дизайн комнаты, создавали общий проект «Урожай лета», макет Мой город будущего". А для учеников, которые проводят занятия, появляется возможность почувствовать себя не только в роли учителя, но и обретается уверенность, формируется ситуация успеха. В процессе разработки технологической карты ученик так или иначе вынужден обращаться к дополнительным источникам информации, чтобы донести до младших школьников цели, ход и результат проекта. Разве это не источник мотивации к обучению?

Внеурочная деятельность

Развитие талантливых обучающихся во внеурочной деятельности строится на основе дифференциации по интересам и способностям ребенка. В школе созданы условия для развития интеллектуальной, туристко-краеведческой, художественно-эстетической, спортивной направленности. Каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам и реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал. Таким образом, создают все условия для оптимального развития талантливых детей. Более 20 лет в школе работает театральная студия "Арлекин", в которой принимают участие обучающиеся с различными индивидуальными возможностями. Сценарии к выступлению театральной труппы пишет руководитель школьного театра, учитель начальных классов, по мотивам произведений отечественной литературы. Присутствуя однажды на одной из первых репетиций я обратила внимание на количество учеников с дефектами речи. Каково было мое удивление, когда при показе пьесы у некоторых учащихся речевые дефекты пропали, либо были сглажены. В беседе руководитель школьного театра рассказала, что каждое занятие она начинает с занятий дикцией, что и дает подобный результат.

В тесном содружестве с театральной студией работают кружки "Рукоделие", вокальная студия "Мелодия" и танцевально-хореографическая студия "Радость". Все театральные костюмы создаются участниками кружка "Рукоделие" и на основе глубоко изучения истории моды данного периода.

Танцевально-хореографическая студия "Радость" насчитывает 60 участников и делится на три группы, в которых занимаются и девочки, и мальчики. Ни одно школьное или городское торжественное мероприятие не проходит без участия наших танцоров. Участники студии ежегодно занимают призовые места на региональных и всероссийских танцевальных конкурсах. Некоторые выпускники ТХС "Радость" связывают свою дальнейшую жизнь с хореографией.

Для изучения краеведения в школе действует музей "У истоков Дона", в котором собраны материалы по истории города, школы. В 2017 г. на сайте образовательной организации создана страница "Виртуальный музей", где можно увидеть материалы, собранные за период существования музея.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров позволяет ставить задачу «каждому ребенку – полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями»

1) Обновление содержания общего образования:

- в школе используются информационные технологии, учитываются вариативность и индивидуализация

- на основе различных форм дополнительного образования (кружки, соревнования, конференции, выставки) выстроена целостная система выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению; организация плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования;

- сайт - методический кабинет.

Таким образом, в школе созданы все условия для качественного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями.

Результаты деятельности учащихся за последние три года:

2016 г.

2017 г.

2018 г.

 

Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) - 24 победителя и призёра

 

Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) - 24 победителя и призёра

 

Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап-24 победителя и призера, региональный этап - 1 призер)

Конкурс «Животные Красной книги России» - 3 место

Конкурс эссе «Россия, устремленная в будущее» -2 место

Экологический урок «Сделаем вместе!» (федеральный этап) – победители

Конкурс «Моя Россия» - лауреат

Всероссийский

Олимпиада по психологии «Мир, в котором я живу», - 3 место

Конкурс компьютерных технологий «Компьютерная кисточка» (муниципальный этап) - 1 и 2 место

II открытый региональный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся 7-11 классов по математике и информатике «От школьных проектов – к научным открытиям» - 2 победителя

IX областной конкурс компьютерных программ по профилактике зависимостей от психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни - высшая награда (гран-при)

Конкурс-выставка «Тула веками оружье ковала» - 2 место

Творческий конкурс «Мирное небо над головой» - 1 место

II региональная олимпиада по психологии - победитель

Конкурс «Я понимаю, я уважаю, я принимаю» - 1 место

Конкурс «Тульский край-земля православная» - 1 и 2 место

Конкурс «Бумажная Вселенная»- 2 место

Конкурс «Живое слово» (региональный этап) – финалист

Конкурс творческих работ обучающихся «Моя Родословная» - выставка

Региональный

Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие»- 8 дипломов 1 степени, 1 диплом 2 степени, 2 диплома 3 степени

Конкурс "Живое слово" - 1 победитель, 2 призёра

Конкурс виртуальных школьных музеев боевой славы - 2 место

Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие» - 4 диплома 1 степени, 1 диплом 2 степени, 4 диплома 3 степени

Конкурс «Живое слово» - 1 и 2 место

Конкурс реконструкции военной формы времен Великой Отечественной войны «Той памятной весной…» - 3 место

Инженерная игра «Знать и уметь!» - 1 место

Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие» - 4 диплома 1 степени, 4 диплома 2 степени

Конкурс творческих проектов обучающихся "Я расскажу вам о войне" - 1 место

Конкурс социальных антинаркотических проектов, направленных на пропаганду здорового стиля жизни (муниципальный этап) – 1 место

Муниципальный

XXХIII Международного Интернет-конкурса вокальных исполнителей - диплом 3 степени

Международный чемпионат по информатике (Центр развития одарённости, региональный этап) - призёр

Всероссийская олимпиада по информатике (Центр поддержки талантливой молодёжи, региональный этап) - 1-3 места

Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорда» - диплом II степени

Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорда» - диплом II и III степени

Дистанционный