Авторская программа факультатива патриотического характера "Война и Мир" (1941–1945)

Разделы: Иностранные языки, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 3, 4

Ключевые слова: английский язык, проектная деятельность, факультатив, программа, патриотическое воспитание


Возраст обучающихся – 9-10 лет

Срок реализации программы - 1 год

Количество часов – 38 часов

Пояснительная записка

Яркими характеристиками современного мира являются процессы интеграции и интенсивного международного общения. В связи с этим вопросы эффективности обучения иностранным языкам уже в начальной школе приобретают особую актуальность. Иностранный язык – один из новых предметов в системе начального образования в российской школе. Именно в этот период закладывается основа формирования языковой личности XXI века, мотивированной на постоянное изучение и совершенствование иностранного языка – неотъемлемой части формирования современной личности.

Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения. При этом возрастает потребность в таких видах деятельности, которые выводят пользование английским языком за рамки урока, расширяют возможности освоения языковых навыков и речевых умений в моделируемых ситуациях общения, отражают жизнь современных детей.

Особенной и отличительной чертой современной личности является способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности обучающегося и учителя становятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные. Для школы актуальна проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. На сегодняшний день, метапредметность является одной из важных составляющих современного урока.

Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. На уроках английского языка реализуются разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, обществознанием, географией, информатикой и историей.

Актуальность программы

С каждым годом все дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года.

Каждому интересна история развития событий его большой и дружной семьи в то время. У многих в семейном архиве бережно хранятся письма с фронта прадедов, ордена и медали, документы и военные фотографии, газетные статьи. Многие учащиеся в рамках разных проектных работ занимаются исследованием боевого пути своих прадедов и узнают какими они у них были, какой они прошли путь, какие героические подвиги совершали, какими орденами и медалями были награждены.

Все меньше и меньше становится тех людей, что пережили войну. Именно они представляют собой ту живую нить, которая связывает нас с историей страны. Чем меньше рядом с нами очевидцев той страшной войны, тем тоньше та нить. Страшно осознавать, что эта нить может оборваться. Поэтому так важны каждое слово, каждый факт из истории жизни этих людей. Поэтому так важны проектно-исследовательские работы на эту тему.

Данная проектная деятельность является приоритетным направлением в работе с обучающимися потому, что полученные результаты дают возможность учащимся продемонстрировать свои достижения на публичных презентациях различного уровня на английском языке: перед сверстниками, родителями, педагогами, широкой общественностью.

Метод проектов как образовательная технология позволяет всем обучающимся увидеть плоды своего труда, оценить его самостоятельно и публично презентовать. Таким образом, становится очевидным необходимость данной программы дополнительного образования по созданию проектов в рамках военно-патриотической направленности.
Данная программа предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области творческого и социального проектирования и рассчитана на проведение внеурочных занятий с учащимися 3-4 классов в объеме 38 ч.

Педагогическая целесообразность программы

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет повысить качество образования в учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлечь детей к новой форме деятельности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в соответствии желаемых изменений свойств и качеств личности обучающегося согласно спрогнозированным в программе целям и задачам образования.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для тех учащихся начальной школы, которые стремятся добывать знания целенаправленно по данной тематике, используя в качестве рабочего языка английский. В условиях дополнительного образования школьники создают свои исследовательские работы посещая музеи, исследуя различные иностранные источники информации и беседы с участниками ВОВ. Программа отличается ещё и тем, что позволяет учащимся сделать сравнительный анализ и провести параллель между образом жизни современного школьника и детей военных лет.

Цели и задачи программы

Цели:

формирование у учащихся:

  • гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
  • более глубокого осознания особенностей культуры и истории своего народа;
  • воспитательной компетенции по передаче младшим школьникам общественно-исторического опыта, высоких моральных качеств, творческого отношения к деятельности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения;
  • умений и навыков музейной, исследовательской работы, поисковой, оформительской деятельности, общения с различным кругом людей;
  • объективного процесса внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил младших школьников;
  • активного военно-патриотического воспитания, нравственных ценностей, гражданского сознания, чувства самоуважения, любви к истории страны, к Отечеству.

Задачи:

  • познакомить учащихся с теоретическими материалами по проектной деятельности;
  • сформировать у школьников психологическую готовность к восприятию проектной деятельности по данной тематике;
  • развить навыки коллективной проектной деятельности и решений специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  • сформировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
  • развить социально-психологические качества личности;
  • научить самостоятельному достижению намеченной цели;
  • научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
  • сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  • сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе;
  • активное участие в возрождении утраченных нравственных ценностей и реализации государственной политики в области воспитания патриотизма.

Результаты освоения программы

В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Организация речевого взаимодействия в рамках данной тематики значительно повышает мотивацию учащихся к пользованию языком как средством межкультурного общения.
Необходимая для системы дополнительного образования практическая деятельность обеспечивается походами в музеи и экскурсии по военной тематике, беседы с членами их семей, что помогает раскрытию личностных качеств ребенка, способствует формированию морально-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию. Возможность организации значительной части работы учащихся в малых группах и в парах, способствует формированию самостоятельности и партнерских отношений. Использование аудио- и видеозаписей является необходимой составляющей занятий. Использование компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы учащихся с материалом, способствовать развитию автономии учащихся.
Занятия нацелены на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся. Конечными результатами реализации программы должны стать духовный и культурный подъем учащихся и их патриотическое самосознание.

Содержание курса

В курсе обучения по дополнительной общеразвивающей программе военно-патриотической направленности «War and Peace» (Война и Мир) можно выделить следующие содержательные линии:

1. Воспитание детей на патриотических традициях.

2. Творческое развитие личности учащихся, приобщение к военной истории;

3. Воспитание любви и интереса к своей Родине, к ее прошлому, к истории своей семьи в Великой Отечественной войне;

4. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

5. Получение и расширение знаний учащихся о своей стране, его истории, традициях и культуре.

6. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

Основной содержательной линией из всех перечисленных является военно-патриотическое воспитание. Необходимость изучения истории нашей страны в период войны 1941-1945 гг. Углубить и систематизировать знания о семье, привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли войны. Развить способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые, пережила страна. Показать жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории. Сформировать на основе материала нравственно-ценностные ориентиры.

Предметное содержание речи

Предметное содержание данной патриотической программы соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:

  • Война и мой город
  • Война и моя школа
  • Война и моя семья
  • Война и моя жизнь

Требования к уровню подготовки

Должны знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Особенности исторического, социологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
  • Взаимосвязь и особенности истории России;
  • Современные версии и трактовки важнейших проблем военного времени;
  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Должны уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • Анализировать источник исторической информации;
  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
  • Представлять результаты изучения исторического материала в проектах, конспектах, реферате, рецензии;
  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • Использования навыков исторического анализа при восприятии получаемой извне социальной информации;
  • Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
  • Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, Гражданина России.

Владеть компетенциями:

  • Информационной
  • Коммуникативной
  • Рефлексивной
  • Познавательной.

Тематическое планирование курса. 3-4 класс. (34 часа)

Содержание

Название модуля

Характеристика учебной деятельности учащихся.

Война и мой город
(War and My City). 11 часов

1.Города-герои СССР - символ мужества и стойкости защитников
(War in Cities: What is at Stake?) (2ч)
2.Города-Герои на монетах
(War Coins of Hero Cities) (1ч)
3.Город должен знать героев в лицо.
(Famous Heroes We Should Know about) (2ч)
4.Москва – надежный тыл.
(In the Footsteps of the Great Patriotic War in Moscow) (1ч)
5.Просмотр документальных фильмов «Помним, чтим и гордимся!»
(We Love, Remember, Proud of!) (1ч)
6.Знаки победы – памятники Москвы
(Monuments to the Heroes of the Great Patriotic War in Moscow) (2ч)
7.Экскурсия «Москва военная»
(Moscow's Memories of the Great Patriotic War. Excursion.) (2ч)

- учащиеся знакомятся с информацией о городах-героях Великой Отечественной Войны, мужестве, выносливости и героических подвигах их защитников.
- собирают информацию о жизни столицы нашей Родины – Москвы во время ВОВ, (изучают уклад жизни взрослых и детей в военные годы, просматривая документальные фильмы о ВОВ и посещая экскурсию «Москва военная»).
- проводят поисковую работу на тему названий улиц, площадей, зданий и т.д. в честь героев ВОВ.
- знакомятся с информацией о битве за Москву (подготовка обороны города, перестройка на военный лад промышленности и транспорта, эвакуация в тыл заводов, художественных ценностей, детских садов, школ и институтов).
- анализируют полученную информацию, работая со справочными материалами, представляя ее в виде презентаций и докладов.
- осуществляют словообразовательный анализ, ведут диалог, выполняют задания в тестовых форматах, самостоятельно оценивая свои умения в различных видах деятельности, развивают мотивацию к самореализации в творчестве и практической деятельности.
- читают и прослушивают тексты с целью полного понимания основного содержания и с целью извлечения конкретной информации, извлекают запрашиваемую информацию; пользуются картой.
- в говорении у учащихся формируются лексические навыки по теме «Война и мой город».
- совершенствуют орфографические навыки, развивают следующие умения: умение делать выписки из текста, используют лексику и изученный грамматический материал в соответствии с поставленной задачей.
- демонстрируют уровень усвоения лексического и грамматического материала в монологах и диалогах.
- используют в качестве опоры при порождении собственных высказываний речевые образцы.
- догадываются о значении незнакомых слов по аналогии с родным языком, по контексту и иллюстративной наглядности.
- работают со справочными материалами (грамматическим справочником, двуязычным словарём, лингвострановедческим справочником).
- строят речевые высказывания, в том числе с использованием информации из лингвострановедческого справочника.
- сотрудничают со сверстниками, участвуют в коллективном обсуждении, ведут диалог, самостоятельно работают.

Война и моя школа
(War and My School). 6 часов

1.Школьные годы во время Великой Отечественной Войны.
(Schools back then)
(В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня: пятибалльная система оценивания; обязательное семилетнее обучение; всеобщее обучение детей с семи лет; обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе; экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе; вручение золотой и серебряной медали отличникам). (2ч)
2.Патриотическое воспитание подрастающего поколения в годы войны (War and Patriotism) (1ч)
3.Современная школа. (Schools Now) (1 ч)
4.Внеурочная деятельность (After School Activities Then and Now) (2ч)

-  учащиеся работают в группах, используя интернет – ресурсы, исследуют информацию о школе в военное время:
- изучают историю детских и молодежных организаций СССР; типы школ, изучаемые предметы, правила поведения в школе;
- извлекают запрашиваемую информацию из письменного текста и текста, воспринимаемого на слух. 
- работают со справочным материалом.
- развивают языковые способности: догадку, интонационный слух, имитацию.
- ведут диалог - расспрос о своих любимых школьных предметах, рассказывая о школьных предметах на английском языке.
- учатся излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
- используют в качестве опоры речевые образцы и план для построения собственных высказываний, догадываться о значении незнакомых слов по аналогии с родным языком и по иллюстративной наглядности.
- развивают компенсаторные умения: используют речевой образец при построении собственных высказываний; самостоятельно используют новые лексические единицы в ограниченном контексте.
- обобщают полученные данные и сравнивают школу военного времени с современной школой.
- формируют навыки коллективной учебной деятельности, настойчивости и самостоятельности в выполнении учебных заданий и чувства ответственности за совместную работу.
- формируют потребность соблюдать правила вежливого поведения и культуры речи, пользоваться «волшебными» словами.
- формируют лексические навыки, овладевают новыми грамматическими навыками, совершенствуют произносительные навыки и навыки чтения по транскрипции.
- комбинируют (сочетают) новые лексические единицы с уже известными лексическими единицами.

Война и моя семья
(War and My Family)
10 часов

1.Великая Победа, добытая единством.
(Together we are strong) (2 ч)
2.Семейные реликвии (Family Relics) (2 ч)
3.Жизнь во время войны. Уклад жизни и быт. (Growing up during the Great Patriotic War) (3ч)
4.Баллада о солдате.
(Ballad of a soldier) (1ч)
5.Генеалогическое древо/ Кто из моей семьи был на войне?)  
(Family Tree/My Heritage) (2ч)

- учащиеся проводят интервью среди членов своих семей о военном прошлом родственников, анализируют информацию, представляют ее в виде презентаций, докладов и т.д. на английском языке.
- рассказывают (о себе, членах своей семьи, которые были на войне), оперируя активной лексикой в процессе общения.
- проводят поисковую работу о знаменитых военных семьях, отбирая материал из различных источников (заполняют таблицы, делают выписки из текста, работают со справочными материалами).
- понимают небольшие тексты / сообщения, построенные на изученном речевом материале при восприятии аудиозаписи.
- показывают уровень усвоения лексического и грамматического материала в монологах и диалогах.
- осуществляют словообразовательный анализ, ведут диалог, выполняют задания в тестовых форматах, самостоятельно оценивать свои умения в различных видах деятельности.
- используют в качестве опоры для высказывания план к тексту, ключевые слова.
- развивают языковые способности к догадке (по аналогии с русским языком, по контексту, по словообразованию), логическому изложению, выявлению языковых закономерностей.
- создают текст по аналогии, заполняют таблицы, делают выписки из текста, работают со справочными материалами (словарём, грамматическим, лингвострановедческим справочниками).
- учатся читать разного типа короткие тексты с разными стратегиями.
- показывают уровень владения техникой чтения.
- воспринимают и понимают на слух информацию.
- совершенствуют орфографические навыки, делают выписки из текста, используя лексику и изученный грамматический материал в соответствии с поставленной задачей.
- разрабатывают проект (межпредметного характера) и устно его представляют, отвечают на вопросы по проекту.

Война в моей жизни
(War and My Life)
11часов

1.Вчера закончилась война (Let’s Talk About War) (1ч)
2.Дети войны – дети без детства
(Childhood and War) (2ч)
3.На войне маленьких не бывает
(Children and War) (1ч)
4.Детство, растоптанное войной (No Childhood in War) (2ч)
5.Экскурсия «Хочешь мира, помни о войне.»
(Let’s Live in Peace) (2ч)
6.В гостях у ветеранов-детей войны
(Veterans’ Stories of War) (2ч)
7.Просмотр мультфильмов о ВОВ
(Watching and Discussing Cartoons about War) (1ч)

- учащиеся знакомятся с образом жизни своих сверстников в годы войны, некоторыми реалиями, отрывками из книг, детскими песнями и литературными произведениями военного периода.
- различные тематические тексты, аудио- и видеоматериалы воспитывают у учащихся любовь к России, к своей малой Родине; чувство патриотизма через знакомство с образом жизни своих сверстников в годы войны; формируют гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; формируют уважительное отношение к истории, культурным и историческим памятникам.
- признают высокую ценность жизни во всех её проявлениях.
- осваивают национальные ценности своей Родины.
- организуют работу в парах, группе и самостоятельную работу, исследуя информацию о пионерах-героях ВОВ.
- анализируют литературные произведения, посвященные детям-героям ВОВ, изучают интернет ресурсы и т.д., производят поиск информации о детях-партизанах и местах работы детей во время войны.
- проводят интервью с ветеранами (детьми ВОВ), фиксируют результаты исследования на английском языке.
- совершенствуют навыки орфографии в письме, развивая умение написать о детях войны в нашей стране.
- изучают новую лексику, посвященную Великой Отечественной Войне, учатся передавать содержание фильмов и литературных произведений на иностранный язык, не искажая при этом смысла и чувства.
- работают над тремя видами чтения — чтение с целью полного понимания текста, чтение с целью извлечения конкретной информации, чтение с целью понимания основного содержания.
- в письме совершенствуются орфографические навыки, развивается умение написать о своей стране и ее героях.
- составляют небольшие сообщения, с опорой на образец или информацию на русском языке, о детях-героях ВОВ и их жизни.
- соблюдают нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи и корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
- анализируют полученную информацию, работая со справочными материалами, представляя ее в виде презентаций и докладов.
- учатся излагать своё мнение (на английском языке), аргументируя его, подтверждая фактами.

Использованная литература

  1. Ефимов Л. А., Чувашия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Страницы истории Чувашии, – Чебоксары, 2001. – 215 с.
  2. Краснов С.И., Каменский Р.Г., Ученическое проектирование и деятельное содержание образования – стратегическое направление развития образования: практическое руководство, – Москва: Просвещение, 2008. - 96 с.
  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.:, 2006.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
  6. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
  7. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

Использованные интернет-источники