Экологическое образование учащихся как средство реализации ФГОС

Разделы: Экология

Ключевые слова: экологическая культура, концепция устойчивого развития , экологическое проектирование , научно-практические конференции учащихся


Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема.  Поэтому первостепенной образовательной  целью школы должно быть формирование у подрастающего поколения экологической культуры. Современная концепция экологического образования разработана на основе нормативных требований ФГОС с учетом ценности концепции устойчивого развития. Цель экологического образования – это получение воспитательного и практико-деятельностного результата, то есть готовности выпускников школы к экологически ответственным действиям и поведению. Концепция экологического образования ориентирована на овладение обучающимися способами овладения социального опыта экологической культуры, формирования личностного опыта культуротворчества в интересах сбалансированного развития общества и природы. [2] С учетом положения концепции можно выделить следующий содержательный минимум экологического образования:

  • учусь мыслить экологично;
  • учусь управлять собой,т.е. ученик владеет экологической этикой;
  • учусь действовать;

Конечная цель экологического образования – это формирование экологической культуры учащихся.  Сегодня господствующим является антропометрическое  экологическое сознание, то есть главной ценностью является человек, а характер  взаимодействия  с природой носит прагматический характер с выгодой для человека. [3] Поэтому нам, педагогам необходимо формирование нового, экоцентрического экологического сознания у учащихся, которое ориентировано на экологическую целесообразность, восприятия природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Цель экологического образования формируется из соответствия рзультатов, которые предъявляет ФГОС, то есть предметном, метапредметном и личностном уровне, соответствия со стратегической направленностью школьного экологического образования как этапа непрерывного образования личности. Экологическое образование – это органическая и приоритетная часть системы образования, формирующее новое отношение не только к природе, но и к обществу и лично к человеку, и к самому себе. Формирование ценностного отношения к жизни на планете во всех ее проявлениях как основной нравственной категории экологической этики очень важно на современном этапе. [4]

Я, учитель сельской школы, имею широкие возможности ведения природоохранительной работы с учащимися. Работа по экологическому   образованию и формированию экологической культуры провожу  по следующим направлениям:

1. Экологический всеобуч ( культурно-просветительская деятельность) в рамках работы кружковой работы «Экология человека», 5-7 классы; предпрофильных курсов «Экология человека. Культура здоровья», 9 класс; элективных курсов: «Природный комплекс села Дмитриевка», «Лекарственные растения в народной медицине», 10 класс   Учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде.

2. Внеклассная работа (развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического поведения). Такая форма требует желания, самостоятельности, инициативы.

Формами внеклассной работы по экологии являются:

  • Экологическое объединение «Экологическая тропа»
  • ИЗОстудия
  • школьный пресс-центр;
  • экологические конференции; научно-практические конференции; биолого-экологические декады;
  • сбор краеведческого материала в школьный краеведческий музей;
  • дни здоровья;
  • проведение деловых игр: «Наше здоровье – в наших руках», «Экология и здоровье», «Мы и экология», «Тайны долголетия» и другие.
  • экскурсии; однодневные и двухдневные походы;

Я являюсь руководителем экологического объединения «Экологическая тропа», работаю по авторской программе. Программа имеет внешнюю рецензию. Занятия проходят на базе школы. Работа учащихся в рамках этого объединения в моей педагогической деятельности является главным  средством  формирования экологической культуры школьников. Цель работы объединения: развитие у школьников экологического мышления, экологического сознания и приобретение ими практических навыков рационального использования территории нашего села  В рамках  работы в объединении ученики принимают участие в экологических субботниках, акциях  по благоустройству территории, в проектах и конкурсах различного уровня; в экологических  и природоохранных праздниках. Приобретение учащимися практического опыта участия в интересной и значимой для них деятельности экологической направленности совместно со сверстниками и взрослыми создает условия успешной социализации личности. Для успешной работы над творческими проектами я на кружковой работе читаю курс лекций по теме «Организация  проектно-исследовательской деятельности школьников по курсу биологии и экологии» Это дает теоретическую подготовку для  проектно-исследовательской работы, которая, в свою очередь, формирует познавательные потребности учащихся и определяет их образовательный заказ.

3. Экология и практика (применение экологических знаний и умений на практике и в конкретных делах). Формируемые взгляды и убеждения должны пройти практику. Мероприятия имеют эпизодический и круглогодичный характер:

  • опытническая работа учащихся на школьном участке;
  • посадка цветов на клумбах и в   цветочные   горшки для озеленения холлов и территории школы;
  • операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
  • экологические десанты и акции «Чистый водоем», «Чистая улица», «Школьный двор» и другие;
  • олимпиады;
  • интегрированные уроки ОБЖ и биологии: «Шум и здоровье», «Пищевые добавки: за и против», «Сорные растения и экология села», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека» и другие;

4. Экология и творчество (творческая работа учащихся)

  • разработка экологических проектов: «Школа – наш экодом», «Детская площадка», «Озеленение территории школы», «Экология и здоровье», «Наше здоровье – в наших руках», «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», «Тепло в моем доме»;
  • разработка информационных проектов. Проекты используются   для оформления стендов, проведения уроков экологии, праздников. Например, «Охраняемые растения окрестностей нашего села», «Охраняемые животные окрестностей села»;
  • конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия», «Елочка», « Внимание! Первоцвет» и другие;
  • освещение материалов работы творческой мастерской объединения «Экологическая тропа» в школьной газете;
  •  тематические классные часы: «Бытовой мусор – и лес!», «Стихийный туризм на Волге и его последствия», «Мой дом – моя крепость», «Экологический след на Земле», «День воды», «Защитим Землю от пожаров», «Экокапустник», «Птицы – наши друзья», «Домашняя экология»;

Традиционными стали экскурсии, дни здоровья, праздники осени с выставкой поделок из природного материала, экологические творческие мастерские «Вторую жизнь бытовым отходам», «Реклама в защиту природы», выпуск экологических знаков, листовок, обращений к жителям села с использование ИКТ на темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка», «Пожары и человек» и другие.

Совместно с библиотекарями сельской библиотеки провожу Дни защиты от экологической опасности, праздники, конкурсы, декады биологии и экологии, которые  охватывают большое число детей и родителей, что немаловажно. Союз «Дети - родители – школа» - очень важное звено в экологическом образовании и воспитании учащихся.

5. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Проектно-исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличению интереса к экологическим проблемам родного края, как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно для развития творческих способностей учащихся.[8] Работая над проблемой «Экологическое воспитание учащихся», привлекаю учащихся в разработку исследовательских работ по экологическим проблемам родного села: «Экологическое состояние реки Чапаевка», «Проблема мусора в селе и ее решение ЭМ-технологиями», «Изучение  родника в окрестностях села Верхняя Домашка». Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка докладов, сообщений, проектов, которые сопровождаются презентациями. Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция, на которой заслушиваются выступления учащихся, которые в течение учебного года проводили исследовательскую работу. Здесь выявляются лучшие работы биолого-экологической направленности, которые получают путевку на окружную научно-практическую конференцию, конкурсы.

Наша школа сотрудничает на договорной основе с различными учреждениями, что создает благоприятные условия для организации образовательно – воспитательного пространства учреждения. Так, с 2014 года заключаем договоры с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей  «Самарский областной детский эколого-биологический центр». Я, как руководитель экологического объединения, сопровождаю детей. На базе Областной детской микробиологической лаборатории при ГБОУДОД СОДЭБЦ в сотрудничестве с  заведующей лабораторией Осиповой Ирины Анатольевны я и учащиеся нашей школы проводим исследования органолептических, микробиологических и химических показателей воды нашей реки Чапаевка. Сотрудничая с вышеназванным центром, принимаем участие и занимаем призовые места в следующих областных конкурсах: детский экологический  форум «Зелёная планета», юниорский водный конкурс, конкурс юных исследователей окружающей среды.

С 2010 года я и мои ученики  являемся постоянными участниками Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», и неоднократно были победителями и занимали призовые места.

Наша школа участвует в программе «Взлет». В рамках программы уровень творческой одаренности участников определяется по результатам выполнения ими индивидуальных проектов исследовательской направленности под руководством своих учителей и при научном консультировании со стороны ученых Самарских вузов. Я - руководителем индивидуальных исследовательских проектов учащихся с 2016-2019 гг. В 2016 году проект «Аналитический контроль химического состава поверхностных вод реки Чапаевка» ученика 11 класса на очном этапе удостоился 1 место. В 2018 году 3 ученика вышли на очный этап и стали лауреатами конкурса «Взлет».

Занимаем  призовые места, участвуя в Аграрной олимпиаде, проводимой ФГБОУ ВО Самарской ГСХА. В дальнейшем планируем продолжать сотрудничество с Самарским  областным эколого-биологическим центром:  посещать  лекционные и практические занятия для осуществления опытно-исследовательской работы с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, самореализации в профессиональной карьере, ознакомления с работой микробиолога.

Участие школьников в мероприятиях эколого-биологической направленности за последние три года

Таблица 1

Мероприятие

Участие в мероприятиях (%)

2016-2017г

2017-2018г

2018-2019г

учащиеся

родители

учащиеся

родители

учащиеся

родители

школьный пресс-центр

14,0%

2,0%

40,0%

24,0%

77,1%

64,0%

сбор краеведческого материала в школьный краеведческий музей

24,3%

6,0%

54,3%

30,0%

97,1%

48,0%

дни здоровья

57,1%

34,0%

91,4%

42,0%

100%

60,0%

однодневные и двухдневные походы

28,6%

4,0%

34,3%

16,0%

75,7%

34,0%

операция «Птицы»

17,1%

8,0%

25,7%

14,0%

50,0%

32,0%

экологические десанты и акции

14,0%

2,0%

38,6%

24,0%

92,8%

56,0%

разработка экологических проектов: «Детская площадка», «Озеленение территории школы»

11,4%

0,0%

27,1%

4,0%

34,3%

18,0%

конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия»

42,8%

2,0%

68,6%

22,0%

88,6%

30,0%

Ср.показатель

26,2%

7,3%

47,5%

22,0%

76,9%

42,6%

Проделанная работа позволяет отметить повышение экологической компетенции у участников образовательного процесса. Все большее количество родителей вовлечены  в индивидуальную образовательную деятельность детей, содействуют устойчивому развитию личности ребенка в семье и ближайшем окружении (табл 1).
Подобного рода воспитательная работа не проходит бесследно. Она формирует экологическую культуру детей, закладывает основы нравственного взаимодействия с природой, прививает любовь к родному краю.

Таким образом, создание непрерывной системы экологического образования и воспитания учащихся – это главное поле моей деятельности, и оно дает неплохие результаты. Отрадно заметить, что учащиеся нашей школы с большим увлечением занимаются экологией и природоохранной деятельностью. Им нравится изучать, исследовать, экспериментировать и оказывать практическую помощь природе родного края. Мир вокруг них стал интереснее, чище.

Литература

1.Сысак М.Н. Экологическая культура как форма экологического гуманизма / Приволжский научный вестник. – 2013. - №12 (28), часть 1. – с.77-81. // https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kultura-kak-forma-ekologicheskogo-gumanizma

2. Бурова С.В. Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества / Человек и образование. – 2011. - №1(26). – с.24-27. // https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-ekologicheskogo-obrazovaniya-kak-neobhodimoe-uslovie-ustoychivogo-razvitiya-obschestva

3. Воедилова И.А. Экологическая культура как новое качество культуры / Астраханский вестник экологической культуры. – 2012. - №1(12). – с.90-92.

4. Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования / Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - №2(32). – с.20-24.

5. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования / Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2008. - №1. – с.86.-91. // https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kompetentsiya-uchaschihsya-soderzhanie-struktura-osobennosti-formirovaniya

6. Гузанов Б.Н., Бурцева Т.В. Экологизация естественно-научных дисциплин как условие формирования экологической компетенции будущего фармацевта / Образование и наука. – 2009. - №6(63). – с.59-69. // https://cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya-estestvenno-nauchnyh-distsiplin-kak-uslovie-formirovaniya-ekologicheskoy-kompetentsii-buduschego-farmatsevta

7. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования / Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2008. - №1. – с.86.-91.

8. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Каким должно быть внеурочное экологическое образование / Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. - №1-1. - с.84-91. //https://cyberleninka.ru/article/n/kakim-dolzhno-byt-vneurochnoe-ekologicheskoe-obrazovanie

9. Зятева Л.А. Динамика развития экологического образования в условиях модернизации отечественной системы образования / Вестник Брянского государственного университета. – 2012. - №1-1. – с.119-122.