Проект ученика "Почему березу принято считать символом России?"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: береза – символ России


Работу выполнила
Кулешова Анастасия,
ученица 5 класса

Руководитель 
Бабанова А.З.,
учитель русского языка

1. Введение

1.1 Цель проекта

  • выяснить, почему березу принято считать символом России (Приложение 1);
  • накопить материал, который можно будет использовать на уроках биологии, технологии, литературы, изо, ДПИ, истории, русского языка, географии, на классных часах.

1.2 Актуальность выбранной темы

Все знают, что на государственном флаге Канады изображен кленовый лист. Цветение японской декоративной вишни – сакуры – отмечают как всенародный праздник Японии. Самая величественная и красивая из всех пальм – королевская – украшает проспекты городов на Кубе и входит в десятку важнейших деревьев мира. Но когда говорят о России, то сразу почему-то возникает милый сердцу образ березки.

С детства мы привыкли слышать выражение русская береза. А задумывался кто-либо о том, почему «русская», ведь береза растет не только в России? Почему именно береза - постоянный и любимый образ в русских народных песнях, в стихах русских поэтов, в творчестве наших художников? Почему так любимо это дерево нашим народом? В чем секрет этого растения? А знаете ли вы, что на Руси весной устраивали праздник, посвященный березе? Где сейчас этот праздник?  Прямого ответа на эти вопросы нет ни в какой литературе. Ответ на эти вопросы, на мой взгляд, надо искать в истории нашего народа, в характере русского человека, в его культуре, быте, традициях и обычаях. Обращение к истокам нашей истории, истории России, к культуре русского человека поможет не только дать ответы на интересующие нас вопросы, но прежде всего должно воспитать чувство патриотизма. Именно это чувство так необходимо сегодня нам, детям, если мы серьезно задумываемся о возрождении России (Приложение 2).

1.3 Предмет исследования

Предмет исследования данного проекта – дерево береза: энциклопедические данные о растении, прикладная роль (использование в медицине и в быту), образ березы в искусстве.

1.4 Задачи проекта

  • Познакомиться с этимологией слова «береза».
  • Изучить энциклопедические сведения о растении.
  • Собрать интересный и полезный материал о прикладной роли березы:
    • использование почек, веток и коры березы в быту людей;
    • берёза-лекарство.
  • Рассмотреть особенности образа березы в язычестве, устном народном творчестве, в русских обрядах и обычаях.
  • Собрать, прочитать и изучить произведения русских поэтов и писателей, в чьем творчестве встречается образ березы.
  • Найти материалы с репродукциями русских художников о березе и березовых рощах.
  • Подбор иллюстраций
  • Создание проектной папки

1.5 Гипотеза

Я надеюсь, что данная тема заинтересует не только учеников и учителей, но и взрослых любознательных людей, неравнодушных к истории и культуре своего народа. Убеждена, что материалы проекта будут использоваться на различных уроках: истории, литературы, биологии, изо и ДПИ.

1.6 Использованные приемы и методы

  • Поисковый и исследовательский.

1.7 Этапы выполнения проекта

Работу над проектом я разделила на несколько этапов.

  • 1-й этап – установочный.
    На этом этапе я с помощью учителя выбрала тему проекта, определила задачи и наметила план своей работы.
  • 2-й этап – исследовательский.
    Я  просмотрела и изучила литературу по данному вопросу (справочники, энциклопедии, поэзию и прозу), собрала материалы, информацию из Интернета. На этом этапе я познакомилась с интересными сведениями о дереве береза и сведениями о культурной жизни русского народа. Изучила творчество отдельных русских художников. В ходе работы на данном этапе я сделала вывод, почему березу называют символом России.
  • 3-й этап – практический.
    Самый длительный. Я приступила к отбору и оформлению материала по проекту, подбору иллюстраций. На данном этапе мне понадобилась помощь учителя.
  • 4-й этап – создание проектной папки.
  • 5-й этап – заключительный.

Я представила свой проект на научно-практическую конференцию учащихся нашей школы.

2. Основная часть

2.1 Лексическое значение и этимология слова береза.

Берёза (лат. Bétula) — род деревьев семейства Берёзовые. Принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород на территории России. Представители рода отличаются высоким полиморфизмом, поэтому объём рода различными учёными оценивается по разному. Общее число видов — около ста  или немного больше этого числа (Приложение 3).

Этимология

Существует несколько вариантов происхождения латинского родового названия: от кельтского betu — берёза; от видоизменённого лат. batula — бить, сечь.

Этимология русского слова: от старослав. бреза, далее от праиндоевр. *bhergo (сравни лит. berzas, осет. barz, санскр. bhurjah), от корня *bhereg- (светиться, белеть).

От этого же корня произошли: древнеангл. beorc, англ. birch, нем. Birken, нидерл. berk, норв. bjørk, швед. björk.

В славянских языках: белор. бяро́за, укр. бере́за, болг. бре́за, сербохорв. бре̏за, словен. brė́za, чешск. bříza, польск. brzoza, в.-луж. brěza, н.-луж. brjaza.

Названия на других языках: фр. bouleau. Более полную информацию о названиях рода на других языках можно найти на странице Betula проекта Викивиды.

Родственно слову берест — лат. farnus, fraxinus

2.2 О березе как о дереве (энциклопедические сведения).

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Все представители рода — однодомные, раздельнополые, ветроопыляемые (анемофильные) растения.

Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка замирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные, моносимметричные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное (перисто-краебежное): боковые жилки оканчиваются в зубцах.

Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.

Мужские цветки в сложных соцветиях — серёжковидных тирсах — появляются ещё летом на вершинах удлинённых побегов, обычно по 2—3; они сначала стоячие и зелёные, затем постепенно буреют. Их длина 2—4 см. Мужские серёжки состоят из многочисленных сросшихся с центральным цветочным стержнем щитовидных стебельчатых, покровных чешуек, расширенных к вершине, снабжённых снизу двумя меньшими чешуйками и содержащих с внутренней стороны 3 цветка. Каждый цветок покрыт ещё чешуевидным околоцветником, в котором помещаются органы оплодотворения — тычинки. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют. Весной, в марте—мае, в зависимости от климата, стержень мужской серёжки удлиняется, вследствие чего окружающие цветок чешуйки раскрываются, и между ними становятся заметными жёлтые тычинки, обильно выделяющие цветочную пыльцу. В это время серёжки, стоявшие раньше прямо, сперва наклоняются, а затем и вовсе повисают. Женские серёжки вырастают на вершинах укороченных побегов (брахибластов), развивающихся из боковых почек прошлогодних побегов, и поэтому сидят всегда на боку ветки. Одновременно с зацветанием мужских серёжек распускаются листовые почки и женские серёжки. Во время цветения они всегда короче и у́же мужских, которые после опыления сейчас же опадают. Прицветные (плодовые) чешуйки женских серёжек глубоко трёхлопастные; боковые лопасти обычно короче средней. Женские цветки (то есть одна лишь завязь) сидят по три под каждой прицветной чешуйкой; в каждой завязи по 2 висячих семяпочки, из которых, по опылении, одна засыхает, а оставшаяся увеличивается, занимая всю полость завязи. Женская оплодотворённая серёжка в это время удлиняется, нередко у неё вырастает ножка, а самая серёжка утолщается вследствие увеличения объёма чешуек, превращаясь постепенно в овальную или продолговато-цилиндрическую шишку. После созревания плодов, которое происходит довольно скоро — в зависимости от климата, в июле—сентябре — плодовая серёжка (шишка) осыпается и от неё остаётся лишь стержень. (Приложение 4)

Плод — сплюснутый чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый более или менее широким тонкокожим, перепончатым крылышком. Плоды сидят по три в пазухах трёхлопастных плодовых (прицветных) чешуек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5 000 семян. Легко разносятся ветром (на расстояние до 100 м от материнского растения), плоды не вскрываются.

Распространение и экология

Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, преобладающие в 60 % лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесов в умеренной и холодной части Евразии и Северной Америки.

Химический состав

В коре большинства видов содержится тритерпеноид бетулин, ответственный за характерный белый цвет. В коре берёзы ребристой (Betula costata) его содержание превышает 5 %, в коре берёзы повислой (Betula pendula) содержание бетулина доходит до 14 %, в коре берёзы маньчжурской (Betula mandshurica) — до 27 %. Из видов, растущих в России, максимальное содержание бетулина наблюдается в коре берёзы пушистой (Betula pubescens) — до 44 %.

Сколько на свете видов берёз?

Учёные насчитали около 65 видов берёз. Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к суровым условиям севера и высокогорий. Пробковый слой, береста, защищает стволы деревьев. Берёзовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. Помните, как благоухает весной молодая листва? Это мы чувствуем запах эфирных масел, которые буквально окутывают дерево, сберегая нежные листочки от обжигающих солнечных лучей или внезапных весенних заморозков. На севере Европы и Америки, на Дальнем Востоке растёт берёза карликовая. Это не деревья, а низкие ветвистые кустарники высотой чуть  больше метра. В Западной Сибири, Карелии,Лапландии, в устьях рек Двины и Печоры притаилась берёза извилистая. Это невысокое корявое дерево с кривыми толстыми ветвями. Иногда оно стелется по земле. (Приложение 5)

А в Средней полосе России, по всей Европе и Азии- от Скандинавии до берегов Средиземного моря и Балкан, от Атлантического до Тихого океана- расселилась
берёза повислая, или бородавчатая. Это та самая знакомая вам берёзка. (Приложение 6)

Берёза пушистая соседствует с берёзой бородавчатой, но приспособлена и к холоду, и к засухе даже лучше неё. Эти прямые, с белой корой двадцатиметровые красавицы растут и в южных степях, и в горах Сибири, нет только её к Крыму. Очень интересны берёзы Северной Америки. Чёрная берёза встречается по всему Атлантическому  побережью США, до южных штатов Флорида и Техас. У  этого высокого, до 30 метров дерева, не бывает прямых стволов. У неё ажурная, вытянутая вверх, яйцевидная крона и очень прочная коричневая древесина. Чёрная береза любит свет и тепло. На берегах Великих озёр и дальше к Северу, а так же и в горах  к югу от них. Повсюду можно встретить берёзу вишнёвую. Наверное, странно видеть берёзовые серёжки на фоне листьев, как у вишни. Эта берёза менее требовательна к теплу и свету.

Вместе с этими видами берёз и сахарными клёнами в Северной Америке растёт береза бумажная. Её кора легко отслаивается, и индейцы делают из неё легкие лодки каноэ, покрывают её крыши домов.

У берёз, растущих в Восточной Азии, крупные серёжки и крупные листья, как, например, у берёзы ребристой. Это дерево прекрасно выносит тень и может расти рядом со своими извечными врагами- лиственницами и елями. Именно она смогла выжить в хвойных лесах Сибири, на Камчатке, Командорских островах.

Там же, в Восточной Сибири и Японии (на острове Хоккайдо), обитает берёза каменная. Это высокое дерево обращает на себя  внимание тем, что  на его стволах и ветвях лохмотьями висит отслаивающаяся кора. Древесина каменной берёзы оправдывает своё название- она очень прочная и такая тяжелая, что тонет в воде.

Древесина карельской берёзы похожа на мрамор. Мебель и музыкальные инструменты из неё очень ценятся.

Только в горах Японии встречаются берёза лещинолистая, японская вишнёвая береза  и берёза с шаровидными серёжками.

Редкие виды берёз растут и в Китае. В Гималаях на высоте 3-4 тысячи метров можно найти берёзу полезную, из коры которой китайцы делают бумагу. Только там растут берёза полезная и белая китайская берёза. (Приложение 7)

Почему берёзы белые?

Много прекрасных слов было сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России.

Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то  на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается  из клеток коры. Под тонкой и белой  корой находится береста- это та же пробка, что и у пробкового дуба, но у берёзы этот слой более тонкий.

Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. (Приложение 8) Это чечевички. Они легко отслаиваются, так как состоят из той же пробки. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола  поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнёт по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.

Цветки берёзы распускаются одновременно с листьями. Крупные мужские соцветия-серёжки видны всем. А мелкие, невзрачные женские почти незаметны на фоне благоухающей молодой листвы. Ветер раскачивает ветки дерева вместе с длинными мужскими серёжками, и иногда становится  видным облачко пыльцы.

В конце лета и в начале осени огромное количество мелких плодов разносится ветром по всей округе. Плод берёзы - маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Если условия благоприятны, если почва влажная, он немедленно прорастает. Если осень холодная, то семена в состоянии покоя пролежат до весны. Из такого семени вырастает стройное дерево. Но если вы увидите несколько  берёз, изогнутых у основания, это значит, что когда-то они были зеленой порослью на корявом пне. Пень давно сгнил, а на его месте выросли деревья-близнецы.

2.3 Значение и применение

Главная ценность берёзы — её простая и трогательная красота. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года, а особенно весной и осенью, всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзы — хорошие пыльценосные растения.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Древесина

Берёзовый шпон

Для получения крупного хорошего поделочного материала берёза срубается в 60—80 и даже иногда в 100-летнем возрасте; на дрова же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40—60 лет. На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка Nyctomyces suaveolens (с запахом фиалок).

Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Цвет — белый, с более жёлтым ядром. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

Наросты, изредка образующиеся на корнях, крупных сучьях или стволах берёз,— кап — на разрезе имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели. Особенно ценится карельская берёза, которая отличается очень сложной фактурой древесины. Изделия из «птичьего глаза» — особого вида капа, белого с чёрным рисунком — стоили столько же, что и золотые. (Приложение 9)

Дёготь

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Берёста

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.

Новгородская берестяная грамота XII века.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Известно также множество древних китайских и санскритских текстов на берёсте.

В прежние времена употреблялась от малярии (которую называли перемежающейся лихорадкой).

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Берёзовый сок

Берёзы к концу вегетативного периода накапливают питательные вещества, в том числе сахара. Весной, после начала нового вегетативного периода (до распускания листьев), эти вещества начинают подниматься к листьям.

Сироп на основе берёзового сока берёзы бумажной (Betula papyrifera) вырабатывают в США и на  Аляске.

Если на стволе сделать в это время надрезы, из них будет вытекать значительное количество сока (пасоки — жидкости, выделяющейся из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления), содержащего свыше 2 % сахара. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума, начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Длительность вытекания сока — несколько недель.

Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Раньше сок консервировали, подкисляя его фосфорной кислотой.

Медицинское применение

Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: берёзовые почки — как мочегонное, противовоспалительное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство.

Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

В северных широтах берёзовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявление сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

Агротехника

В России лучший рост берёзовых насаждений замечается в северных и средних областях, на умеренно влажных, не слишком плотных почвах, не бедных содержанием перегноя. Различие в минеральном составе почв не обнаруживает особенно заметного влияния на рост берёзы, и только на известковых почвах она растёт весьма редко. Нуждаясь, как светолюбивая древесная порода, в достаточном солнечном освещении, она рано изреживается в чистых насаждениях, что влияет неблагоприятным образом на плодородие почвы. Произрастая же в смеси с хвойными породами и отличаясь быстрым ростом, берёза скоро обгоняет их в высоту и обнаруживает вредное влияние на их дальнейшее произрастание: её длинные и тонкие ветви, приводимые в движение ветром, сбивают, «охлестывают» почки у хвойных, вследствие чего деревья этих пород становятся уродливыми. После срубки берёза успешно возобновляется как семенами, ежегодно производимыми в изобилии, так и порослью от пня, появляющейся возле шейки корня даже у старых 60—70-летних деревьев. При выращивании берёз в декоративных целях следует учесть, что соседство с ними действует на многие растения угнетающе. Происходит это по следующим причинам:

  • берёзы обычно отличаются более быстрым ростом по сравнению с другими деревьями;
  • берёзы иссушают почву;
  • при разложении опавшей берёзовой листвы выделяются вещества, которые являются для некоторых растений ингибиторами роста.

С берёзами в культуре хорошо уживаются молодые ели, а также многие виды шиповника. (Приложение 10)

2.4 Береза в язычестве, устном народном творчестве и в русских традициях.

Дохристианская символика, связанная с берёзой, известна у многих народов, проживавших в регионах распространения этого растения; это относится и к кельтам, и к древним скандинавам и к славянам. Для всех этих народов берёза являлась в первую очередь символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения.

Начиная с времен родового строя берёза культовое дерево и национальный символ у большинства угро-финских народов Севера — карел, веси, мери, югры, манси, хантов, удоров, пермяков, коми, финнов-суоми (суми) и финнов-тавастов (еми), а также весьма почитаемое национальное дерево у шведов и норвежцев, особенно в северных районах этих стран за исключением районов Сконе в Швеции и Осло-фьорда (Эстлана, Акерхюса) в Норвегии.

У скандинавов берёза была символом богини Нертус, которая считалась великой Матерью-Землёй.

До сих пор в Средней и Северной Швеции празднуются “дни березы” между 22 апреля и 1 мая. При этом обычно сооружается так называемый “майский шест”, то есть жердь с перекладиной вверху, которая украшается, обвивается молодыми ветвями березы и первыми полевыми цветами, и этот объект, фактически заменяющий натуральную березу, становится центром сбора молодежи и различных увеселений под открытым небом, напоминая именно этим древнейший праздник, совершаемый у живой, растущей Священной березы.

Восемнадцатая руна германского алфавита, руна роста и плодородия — Беркана — означает «берёза», «берёзовая ветка».

У эрзя есть национальный обрядовый праздник «Тудоннь ильтямонь чи» («Праздник берёзы»).

Великая береза пермского народа, которая, как главное культовое дерево, под которым совершались жертвоприношения, являлась, по существу, “храмом под открытым небом” для многих поколений биармийцев, коми-зырян и коми-пермяков и чердынских манси, находилась в районе г. Усть-Вымь. Это было дерево высотой с 12—14-этажный дом, в несколько метров в обхвате, идеально стройное и идеально здоровое. Великая береза была срублена и сожжена в 1379 году православными миссионерами-крестоносцами, посланцами Троице-Сергиева и Ростовского Успенского монастырей во главе со Степаном Храпом, ставшим затем епископом Стефаном Велико-пермским, обратившим огнем и мечом народы Севера в христианство.

Согласно древним представлениям манси и хантов, Священная береза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания.

У кельтов: берёза является одним из 22 деревьев, входящих в кельтский гороскоп друидов (24 декабря - 20 января). В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой.

Кельты хоронили умерших в шапках из берёзовой коры.В старинных славянских поверьях отношение к берёзе было двойственным: согласно одним традициям дерево и изделия из него, в том числе из бересты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, использовавшиеся в бане, рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Согласно другим традициям берёзу считали нечистым деревом, в ветвях которого поселяются черти и русалки, и которое является воплощение душ умерших родственников; берёза также считалась деревом, из которого нечистая сила делает свои инструменты — к примеру, ведьмы, согласно поверьям, летают на берёзовых мётлах.

Белой берёзой — воплощением небесного сияния и света — был представлен в славянской мифологии культ Берегини, великой богини, вместе с Родом породившей всё сущее. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» — празднествах в честь берегинь (русалок).

На старинный русский женский обрядовый праздник — Семи́к, что праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи, в июне, в четверг девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни и ходили хороводом вкруг наряженной лентами берёзки, принося её в деревню. При завивании венков девушки кумились, или сестрились: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой или сестрой.

Считается, что Умай (Умайя), тюркская богиня, олицетворяющая земное естество, спустилась на землю с двумя берёзами. (Приложение 11)

Народные приметы

  • Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
  • Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
  • Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

Русские пословицы, поговорки, загадки, частушки и скороговорки о берёзе

  • Стоит дерево, цветом зелено.
  • В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье.
  • Шёл я лесом,
    Нашёл я древо;
    Из этого дерева
    Выходят четыре дела:
    Перво дело – слепому посвечение;
    Второ дело – нагому потешение;
    Третье дело – скрипучему поможение;
    Четвёрто дело – хворому полегчение.
    (Берёза: лучина, веник, береста, сок)

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. 
Скрипучая берёза дольше стоит.
Береза ума дает.
Накормить березовой кашей.  

В поле белая береза 
От дождя качается;
Скажи, миленький, тихонько: 
Ты об чем печалишься?

Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Что, ретивое сердечко,
Горя нет, а ты шумишь?

Карие глазенки
Стояли у березоньки,
Стояли у березоньки,
Кого-то дожидалися.

Березонька коренистенькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершинке – высококудреватенькая.

Русские традиции, связанные с березой

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и покровительницей". Русская береза - символ России.

Когда-то березу называли "деревом четырех дел":

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".

Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец.

Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к
сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - березозол. На юге, где весна наступала раньше, березозолом называли март, а на севере, куда весна приходила позднее, - апрель. Березозол - март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен, а вариант названия сохранился в украинском языке, где март называют березенем.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза).

Зеленые Святки, или Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее водили хороводы.

Срубленную березу (которую называли в разных местах по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота) носили по селу и при завершении обряда бросали ее в воду, в овраг, в костер (то есть "провожали березку" или "хоронили" ее).

Девушки просили у березы доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку "кормили" в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям.

В Семицкую неделю поминают усопших и совершается обряд крещения кукушек (древние верования рисуют человеческую душу в образе кукушки; в народных украинских песнях кукушка прилетает горевать над умершим; она - олицетворение сердечной печали по покойникам; в свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить ее на новую семейную жизнь.

2.5 Образ березы в искусстве: живописи, литературе, музыке; в геральдике, в топонимиях… (Приложение 12)

Наиболее известные живописные полотна, посвященные березе, написаны следующими русскими художниками.

1. Аркадий Рылов. Зелёный шум. 1904. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей

2. Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

3. Архип Куинджи. Берёзовая роща. 1879. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

4. Александр Головин. Берёзки. 1908—1911. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея

5. Аркадий Рылов. В лесу.1905. Холст, масло. Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

6. Федор Васильев. Березовая роща к вечеру. 1934. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Самая известная, всеми любимая русская народная песня «Во поле береза стояла…» очень популярна. С ней мы знакомимся еще в детском саду. Но среди народных песен о березе создано и много других. Вот одна из них

Не во далечем-далече, во чистом поле,
Что еще того подале во раздолье,
Стоит-то постоит белая березонька…

Что под той-то березонькой,
Что под белой кудреватой,
Там не сизые голуби ворковали,
Девица с молодцем речи говорила.
Не дождичком белое лицо смочило,
Не морозом ретивое сердце познобило,-
Смочило белое лицо слезами,
Познобило сердце тоской-кручиной.

(Приложение 13)

Сергей Есенин вошел в литературу как певец русской природы. Одно из самых известных каждому с детства стихов посвящено именно березе. (Приложение 14)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

В поэзии Есенина березе и другим деревьям посвящены десятки стихов, в которых  березка представлена образом  молодой девушки, нежной и грустной.

В геральдике

Берёза является распространённым геральдическим символом. «В германской геральдике XII века основное эмблематическое изображение березы — это кустообразное дерево с золотой листвой и серебряным (или золотым) стволом. Более позднее изображение березы в немецкой и шведской геральдике — зеленое кустообразное дерево с белым (серебряным) стволом, независимо от цвета поля щита. С XVIII века было принято изображение с так называемой “закрытой кроной”, с XIX века — стилизованное с 8 ветвями и 7 корнями, 39 листьями с каждой стороны и одним листом на самом верху: 10:11:11:7:1:7:11:11:10. В чешской геральдике изображение целого дерева березы практически не встречается, его заменяет изображение треугольного березового листа зеленого цвета, натуральной (а не стилизованной) формы. Эта эмблема служит говорящей эмблемой в коммунальной геральдике для обозначения городов (например, г. Брезова (Пржезава), получившего городской герб в 1960 г.). В русской геральдике эмблема березы почти не употребляется, причем у нее нет четкого эмблематического вида, она изображается в виде дерева с кудреватой кроной зеленого цвета и с неясно очерченным черно-серым стволом. Примером может служить герб города Березова в Тюменской области: три стоящие рядом на одном уровне березки в серебряном поле. Березовый лист служит с 60—70-х годов XX в. также одной из эмблем защитников окружающей среды в ФРГ и немецкой партии “зеленых”». «Признаками, отличающими в геральдике березу от других деревьев, служат форма листьев (треугольные с острыми зубчиками по краю) и наличие длинных «сережек». Все остальные признаки, включая окраску ствола, не являются типологически значимыми».

Также в геральдике существует термин «берёзоволистный»: обозначение линии сечения в виде чередующихся разнонаправленных листьев берёзы и образованных с ее помощью делений щита и гербовых фигур.

Берёза присутствует на гербах следующих географических пунктов: Берёзовский городской округ, Дегтярск, пгт. Берёзово и Березовский район (Россия), Брезегард-Пихер, Пирк, Винненден (Германия), Безенбюрен (Швейцария), Březová, Březina (Чехия), комунны Дага, Гнеста (Швеция), округи Jalasjärvi, Juuka, Karttula, Tohmajärvi (Финляндия), La Fage-Montivernoux (Франция)

Берёза в топонимах

Японское название острова Сахалин — Карафута (яп.) — в переводе на русский обозначает «остров берёз».

Огромное количество географических названий и населённых пунктов в России, да и в других славянских странах, имеют корень «Берёза». Это и хорошо знакомые Березники, и безвестные сёла и деревни (Берёзовка и Берёзка). В Самарской области есть и чистая Берёза, в Брестской области Белоруссии — Бяроза, в Трубчевском районе Брянской области — посёлок Белая Берёзка. Населённые пункты под названием Бреза есть в Боснии, Сербии, Словении, Черногории, Словакии, Бржиза — в Чехии.

Многие финские топонимы восходят к финск. koivu, литовские — к лит. beržas, которые также означают берёза.

Название города на северо-востоке Венгрии — Ньиредьхаза (венг. Nyíregyháza) — происходит от слова Ньиршег, низменного района, в котором расположен город, в свою очередь восходящему к слову венг. Nyír (берёза).

Улан-Бургасы, горный хребет в Бурятии, назван от бурят. бургаса (бургаahан), что значит мелкий березник.

Образование славянских названий рек, гидронимов, от названий деревьев — явление широко распространённое. Причём подсчитано, что на первом месте по частоте употребления в речных названиях находится берёза. Самое известное среди таких названий — Березина, правый приток Днепра. Существует гипотеза, что некогда Березина и Днепр ниже её впадения считались одной рекой с общим названием Березина, а известное античное название Днепра Борисфен представляет собой искажённое Березина.

2.6 Берёза в культуре других народов

Цыгане оборачивали нательную рубашку вокруг берёзу и по первому звуку, услышанному после этого, предсказывали будущее.

Берёза, в том числе карельская, чаще всего используется для изготовления рукояти традиционного скандинавского (в основном, финского) ножа пуукко.

2.7 Интересные сведения о березе

В украинском и чешском календарях именем берёзы назван месяц март, об этом можно прочитать в Древнеславянском календаре.

Берёзозолом в древнеславянских памятниках письменности обозначался месяц апрель. Слово составилось из берёза и из слова зол, не употреблявшегося самостоятельно, которого корень тот же, что и в словах зел-ёный, зел-енеть и т.д. Таким образом, слово собственно означает зелень берёзы или месяц, в который берёза зеленеет; вот почему чешск. březen обозначает месяц март.

Берёза считается одним из символов России, поэтому во многих случаях её название использовалось для обозначения объектов, связанных с Россией:
Берёзу воспел Сергей Есенин в одноименном стихотворении 1913 года.

В советские годы в РСФСР словом «Берёзка» называли сеть валютных магазинов, появившихся в 1964.

В конце XX века в СССР и России существовал двухцветный камуфляж «берёзка».

Белая береза, я тебя люблю,
Протяни мне ветку свою тонкую,
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая береза, ты любовь моя.
(Из песни Михаила Гулько «Белая берёза»)

Известно несколько песен на тему берёзы:
Русская народная песня «Во поле берёзка стояла».

Песня 1971 года про берёзы, исполнявшаяся белорусским ВИА «Песняры».

В 1981 году в США вышел альбом Михаила Гулько с песней «Белая берёза».

Песня «Русские берёзы», исполнявшаяся В. Зинкевичем (слова Талгата Нигматулина, музыка Е. Ширяева). Куплет: «Омытые дождём весенним / Меня укрыли лёгкой тенью / Берёзы, русские березы, / Вы на судьбу мою похожи. / Я верю в вашу тишину, Вот подойду и обниму. За вашу память и мою, За то, что здесь сейчас стою».

С берёзы начался Невский проспект в Санкт-Петербурге. На месте Адмиралтейского сада было посажено 4 ряда берёз, и это положило начало магистрали.

Название Государственного академического хореографического ансамбля взято от первой постановки Н.С.Надеждиной (1948) русского девичьего хоровода «Берёзка» на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…»

Одно из драгоценных пасхальных яиц фирмы Фаберже было изготовлено в 1917 году из карельской берёзы. Оно так и называется — «Берёзовое».

В традиционной культуре народов эрзя и мокша большое значение имеет торама — духовой музыкальный инструмент. Тораму делают из ветви берёзы или клёна, которую продольно раскалывают пополам, сердцевину каждой половины выдалбливают, а затем половины обматывают берёстой. При обмотке берёстой одну сторону трубы делают шире, а другую у́же. Внутрь трубы вставляют язык из берёсты.

Имя исландской певицы Бьорк Гудмундсдоттир (исл. Björk Guðmundsdóttir) по-исландски означает «берёза».

На одной из памятных монет Банка России в серии, посвящённой древним городам России, — «Великий Устюг»] — изображена, кроме прочего, берёза.

3. Заключение

В итоге я могу сделать вывод о том, почему березу называют русским деревом и почему ее принято считать символом России.

1. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного на Руси. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года, а особенно весной и осенью, всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза в русских песнях была образом России.

2. Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Белой берёзой — воплощением небесного сияния и света — был представлен в славянской мифологии культ Берегини, великой богини, вместе с Родом породившей всё сущее.

3. С древнейших времен береза была верным помощником и неизменным спутником человека. С ней связаны на Руси многие народные приметы, традиции. О ней созданы пословицы, поговорки, загадки и частушки. Березозол - март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен.

4. Березовые поленья согревали дом, березовые лучины освещали его. Дома любили ходить в березовых лаптях. А для ленивых и непослушных березовые розги были наукой, вернее средством наказания. Об этом напоминают поговорки: «береза ума дает», «накормить березовой кашей».

5. Не случайно березу называют некопаным колодцем. Как из бездонного колодца черпали люди силы, энергию, красоту и здоровье, обращаясь за помощью к березе, обладающей целительной силой. Ранней весной нельзя было отыскать на Руси девушки, которая не умывалась бы холодным березовым соком. Особую целительную силу приписывали, что совершенно справедливо, обычному березовому венику: он очищает и оздоравливает воздух и тело.

6. Береза использовалась в разных народных обрядах, сопровождала русского человека и в радости и в горе. Березовая ветка – знак согласия девушки выйти замуж. Плакучая березка у могил на русском кладбище – знак вечной памяти о человеке.

Вот какая она –  березка, друг и помощник русского человека.

Выполняя работу, я узнала много интересного и нового для себя и добилась поставленной цели. Овладела практическими навыками отбора нужного и необходимого материала. Создавая проект, совершенствовала умения работать на компьютере: печатать, искать материал в Интернете, конструировать картинки.

Считаю, что тема моего проекта интересна для окружающих, нужна для расширения кругозора и знаний учащихся.  Сам проект может стать дополнительным пособием для некоторых школьных предметов. Предлагаю материалы проекта для проведения школьного весеннего праздника, посвященного березе.

 Список литературы

1. Аникин В.П. «Русский фольклор», М, «Художественная литература», 1995.

2. Багрова Н.А. «Растения. Детская энциклопедия», М, «АСТ», 2004.

3. Конев А.Ф. «Современная энциклопедия народной медицины», Минск, «Литература», 1998.

4. Львова С.И. Учебник «Русский язык», 5 кл., М, «ИНОС», 2007.

5. Маркин В.А. «Я познаю мир. География», М, «АСТ», 2006.

6. Новикова Е.Н. «2000 пословиц, поговорок и скороговорок», М, «АСТ», 2001.

7. Сиповский В.Д. «Родная старина. Обряды, обычаи», Н.Новгород, изд-во «Н.Новгород», 2003.

8. Соколова Ю.Р. «Все обо всем», М, «Астрель АСТ», 2002.

9. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»