Использование современных методов, технологий обучения и воспитания

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, спряжение глагола


Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. При организации урочной деятельности использую деятельностный метод, разработанный Л.Г.Петерсон. Считаю, что данная технология обучения отвечает современным образовательным целям: с одной стороны, реализует деятельностный подход, а с другой - обеспечивает прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий, установленных в работах П.Я.Гальперина. По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П.Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я.Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.

Базовый уровень технологии деятельностного метода: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Приведу в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) и опорную схему, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:

1)  Мотивация к учебной деятельности.

2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:

– тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;

– выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;

– выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

– учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;

– работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;

– использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;

– выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

– выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.

Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы.

Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. Для реализации этой цели используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»:

1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»);

3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). Для этого необходимо организовать:

1) актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания;

2) перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках;

3) обобщение актуализированных знаний;

4) выполнение учащимися мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.);

5) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

6) самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия;

7) фиксацию ими индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Основной целью  этапа выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.

Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия;

2) фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний:

а) для выполнения всего задания (сразу);

б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа);

в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий).

3) выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).

Понимание причины затруднения позволяет учащимся осознанно поставить цель своей учебной деятельности (а именно, устранить его причину) и перейти к проектированию путей реализации поставленной цели.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является проектирование учащимися процесса построения нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:

1) поставили цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

2) предложили и согласовали тему урока (учитель при необходимости может ее уточнить);

3) определили способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;

4) составили план реализации поставленной цели.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового знания и определение области его применения.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:

1) реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение);

2) зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона);

3) соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.);

4) зафиксировали преодоление затруднения;

5) уточнили общий характер нового знания и область его применения.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) выполнили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на применение нового знания в типовых ситуациях;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование с помощью эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. Для этого необходимо:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание;

2) организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца);

3) организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок;

4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.

8. Основной целью этапа включения нового знания в систему знаний и повторения является выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого организуется:

1) выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание;

2) выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;

3) выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с пропедевтикой последующих тем.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо организовать:

1) вербальную фиксацию цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке;

2) фиксацию способа, средств и шагов по достижению цели;

3) соотнесение поставленной цели и результатов учебной деятельности, фиксацию степени их соответствия;

4) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

5) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Так, структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы имеет следующий вид:

Урок русского языка в 4 классе. Тема «Спряжение глаголов с безударным окончанием»

Цели (результат):

Обучающийся умеет:

  1. Определять спряжение глаголов с безударными окончаниями.
  2. Умеет принимать и сохранять учебную задачу.

Содержание: изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различие глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Технология: системно-технологический уровень освоения ТДМ «Школа 2000…»/ Л.Г.Петерсон

Раздаточный материал: сигнальные карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл. в 2-х ч. Ч 2./ Р.Н.Бунеев – М.: Баласс, 2013.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь!»

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Узнайте, какая часть речи сказала о себе так?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания,
Цветут сады и хлеб в садах растёт. (глагол)

- Что мы знаем о глаголе?

- Что такое спряжение глаголов? (спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам). Сколько спряжений у глаголов?

- Проспрягайте глагол стеречь. К какому спряжению он относится? Почему? (этот глагол относится к I спряжению, т.к. в окончаниях гласная Е)

- Проспрягайте глагол сочинить. К какому спряжению он относится? Почему? (этот глагол относится к II спряжению, т.к. в окончаниях гласная И)

3. Выявление места и причины затруднения

- Прослушайте четверостишие:

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

- Из какой сказки? Кто автор? Назовите глаголы. Какие глаголы услышали? Определите спряжение данных глаголов.

Брод..т (?)    сидит (2 спр.)    стоит (2 спр.)

- Какое слово у вас вызвало затруднение? (бродит) Почему? Давайте вспомним правило, которое изучали на прошлых уроках.

Спряжение глаголов с ударным окончанием определить легко, достаточно посмотреть на гласную в окончании.

Если в окончании гласная Е, то глагол I спряжения, а если в окончании гласная И, то глагол II спряжения.

- А как же определить спряжение глагола с безударным окончанием вы знаете? (нет)

- Следовательно, чему нам надо научиться сегодня? Какую задачу поставим на урок? (определять спряжение глаголов с безударными окончаниями).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая тема урока?

- Найдите в учебнике алгоритм, прочитайте его (стр. 83 упр. 256)

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.

II. Если ударное, то определяю спряжение по ударному окончанию.

III. Если безударное (кроме глаголов – исключений)

1. Cтавлю глагол в неопределенную форму,
2. Проверяю, правильно ли поставил глагол в неопределенную форму (совпадает ли вопрос к неопределенной форме с вопросом к глаголу),
3. Cмотрю, какой суффикс перед – ть -,
4. Если –И- глагол 2 спряжения, пишу в окончании –И- и –ат (-ят)
5. Еесли на конце не -И- это глагол 1 спряжения, пишу в окончании –Е-ут (-ют)
6. Проверяю написанное: обозначаю орфограмму.

- Можем ли теперь решить поставленную задачу? Что нам в этом поможет? (алгоритм)

5. Реализация построенного проекта

- А теперь я предлагаю поработать в группах.

Задание: Вам необходимо объяснить правописание личных окончаний глаголов. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

Посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на –ить,

  • то глагол II спряжения;
  • если окончание ударное, то пишу, как слышу;
  • определяю, оканчивается ли неопределенная форма глагола на –ить;
  • изменю глагол по лицам и числам;
  • если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму;
  • проверю, ударное или безударное это личное окончание у глагола;
  • определю время глагола;
  • посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на –ить, то глагол I спряжения.

Сравните с образцом, если допустили ошибки, исправьте.

1.□ Проверю, ударное или безударное это личное окончание у глагола;
2.□ если окончание ударное, то пишу, как слышу;
3.□ если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму;
4.□ определяю, оканчивается ли неопределенная форма глагола на –ить;
5.□ посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на –ить, то глагол II спряжения;
6.□ посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на –ить, то глагол I спряжения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Выполним упражнение 257.

257. Используя алгоритм, определи, какие буквы гласных надо писать в окончаниях глаголов.

Груст_м в разлуке, ребята спор_т, брат боле_т, давно друж_м, он приход_т поздно, книга леж_т в портфеле, забот_мся о родителях, слуша_те музыку, встрет_м его у школы, они люб_т читать.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Выпишите глаголы с безударными окончаниями. Определите спряжение этих глаголов.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

- О каком времени года пишет Ф.И.Тютчев?

- Сравните свою работу с образцом на доске.

- Поднимите руку, кто справился с заданием, не допустив ошибок? Кто допустил ошибки?

- На каких шагах алгоритма (у тебя) возникли затруднения?

- Почему возникли эти затруднения?

- Над чем ещё (тебе) надо поработать, чтобы грамотно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов?

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.

8. Включение в систему знаний и повторение

Запись предложения под диктовку с комментированием:

В синем небе трепещет, дрожит, исчезает в вышине жаворонок.

Задание:

  1. Выделить грамматическую основу.
  2. Синтаксический разбор предложения.
  3. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Как мы действовали, чтобы открыть новый способ определения спряжения глаголов?

- Где нам пригодиться новый способ определения спряжения глаголов?

- Для ответа продолжи одно из предложений:

  • научиться_________________
  • понять____________________
  • узнать____________________
  • тренироваться_____________

Домашнее задание.

Стр. 83 алгоритм, упражнение 260.

Помимо уроков ОНЗ в дидактической системе деятельностного метода выделены:

  • уроки рефлексии;
  • уроки развивающего контроля;
  • уроки построения системы знаний.