Интеллект-карта для закрепления изученного материала по предметам для обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Цифровой класс»

Класс: 4

Ключевые слова: ФГОС, интеллект-карты


Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, (слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно научить ребенка работать с этой информацией.

В Якутске я проходила курсы повышения квалификации, которые проводил профессор, доктор психологических и педагогический наук Бершадский М.Е.
Сегодня мы хотим познакомить, на мой взгляд, достаточно интересной и эффективной методикой – это технология интеллект-карт. Метод интеллект-карт” создан американским учёным психологом Тони Бьюзеном. (слайд 3)

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. (слайд 4)

Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. (слайд 5)

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. (слайд №6) Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным. (слайд №7)

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). (слайд №8)
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. (слайд №8)
В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. (слайд №9)
Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. (слайд №10)

На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.(слайд 12) То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. (слайд №13)

Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на всех этапах обучения; в сочетании фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.

Адаптация технологии составления интеллект-карт к обучению школьников – процесс длительный, требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Поэтому внедрение технологии в процесс обучения должно осуществляться поэтапно.

Слайд на первом этапе интеллект-карта может использоваться в готовом виде в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала.

Возможен и второй вариант, когда учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить уч-ся в процесс сотворчества, заполняя каждую ветвь-признак через систему подобранных заданий.

Вторым этапом освоения технологии составления интеллект-карт должна стать групповая работа или работа в паре по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Тони Бьюзен. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.

Слайд Используйте ИК на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который определил стратегию образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно — создавать интеллект-карты».

Сейчас мы разделимся на 2 группы, каждая группа получает лист бумаги, фломастеры, картинки и карту-инструкцию. Мы попробуем с вами составить интеллект-карту. 1 группа - тема город Курск, 2 группа – ЗОЖ. Итак, работа в группах. Давайте посмотрим, что у нас получилось. По одному представителю от каждой группы с листочком, на котором вы работали, выходите в центр перед зрителями. (Защита карт)

- Вот такие интересные интеллект-карты у нас с вами получились. Главное достоинство метода – его универсальность, и то, что методика очень проста и может быть использована любым учителем.

Приложение

Спасибо за плодотворную, активную работу.