Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Знакомство с Танграмом

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: внимание, логика, танграм, память


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Занятие кружка: «открытие» новых знаний.

Технологическая карта занятия кружка «Увлекательная логика»

Цели.

  • Совершенствование мыслительных операций, развитие аналитических способностей, логического мышления, памяти и внимание.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Познакомить с логической игрой «Танграм», с историей её появления. Научить собирать квадрат и другие фигуры с помощью танграма.

Приложение 1

Приложение 2

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний

Учитель начинает занятие с чтения стихотворения:
Мудрец один на свете жил,
он много знаний получил.
Суть постигая бытия,
Он восклицал: «Всё знаю я!»

Проснулся как-то ночью он,
Взглянул на звёздный небосклон,
И понял вдруг, как слаб и мал.
«Не знаю я,» - он прошептал.

- Почему Мудрец, который много знал, так сказал.
- Конечно, знать всё невозможно, поэтому нужно уже сейчас определить, а что нужно для твоей будущей жизни, какие знания особенно тебе пригодятся? Какие предметы нужно особенно изучать, и они пригодятся в твоей будущей профессии?
- Какие качества нужно развивать, почему?

Дети рассуждают на тему, что нужно для жизни, какие качества необходимо развивать и для чего.
На экране появляются слова:
ПАМЯТЬ
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
СМЕКАЛКА
ЛОГИКА
ВООБРАЖЕНИЕ

Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения: паре,
малой группе, целым классом;
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана
действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки.

Постановка цели занятия

1.Какая главная цель нашего занятия? Что мы в основном будем делать?
2. Мы не просто будем выполнять задания, но сегодня на уроке познакомимся с одной  замечательной древней игрой, которая помогает развивать логическое мышление, воображение и усидчивость.
Что это за игра, вы узнаете, когда выполните все задания, потому что за каждое задание вы получите частичку этой игры.
-Готовы?

Дети предполагают, что мы будем выполнять задания на развитие вышеназванных качеств

1. Разминка

Учитель задаёт вопросы, дети поочерёдно отвечают на них:

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

1. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт.

2. На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

3. Сын моего отца, а мне не брат.

4. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр?

5. Кто со всеми говорит, а его не видно?

6. Что с пола не поднимешь за хвостик?

7. Какими иголками рубашку не сошьёшь?

8. Начинается на «Я» и кончается на «Я», и на каждой ветке - детки, детки тоже с буквы «Я».

9. Ребята получают первую фигуру

Дети отвечают:

1. Мокрое

2. Волна

3. Тень

4. Я сам.

5. Одна

6. Эхо

7. Клубок или катушку ниток

8. Еловыми или ежиными, дикобраза и т.д.

9. Яблоня и яблоки.

На парты кладу первую и вторую части ТАНГРАМА

Задание 2.
«Найди лишнего»

На слайде задание «Кто лишний?».
- Пятеро друзей спрашивают, а кто из нас лишний? Назовите.

За выполнение этого задания, ребята получают следующую фигуру.

Ребята должны назвать «лишнего». Оказывается, что у каждого из них, есть отличительный признак.
На парте третья часть ТАНГРАМА.

Задание 3.
Реши логическую задачу

Отгадай, кого как зовут.
Задачу читаю, текст на слайде:
Как зовут каждого, если
Коля левее Лёни,
Шура крайний справа,
Алексей между Шурой и Лёней, а Олег не крайний.
Рассуждаем, кого мы можем сразу указать, и т.д.
За работу получаем следующую фигуру

У ребят на партах лежат листки с предыдущим заданием, и они должны подписать имя каждого.
Ответ:
*        *         *         *         *
К        О       Л        А       Ш
Ребята рассуждают с какого имени проще начать работу.

На парте четвёртая часть ТАНГРАМА

Задание 4. Составь слово

Учитель даёт следующее задание:
Из первых букв имён Знатоков составить слово.

Дети составляют слово ШКОЛА
и получают пятую часть ТАНГРАМА.

Задание 5. Закономерность

На листках, на доске и на слайде закономерность из полученных треугольников и квадратов

Ребята стараются отгадать закономерность, треугольники представляют сумму, квадраты разность
получена шестая часть ТАНГРАМА

Задание 6

Расшифруйте слово и получите последнюю, седьмую часть
Ребус: КВАДРАТ

За разгаданный ребус, ребята получают последнюю седьмую часть игры

«Открытие» нового материала

Как вы считаете, что нам нужно собрать из этих фигур.
Это древняя игра ТАНГРАМ.
Танграм  - очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.
 Легенда первая: версия про разбитую плитку.
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской. Самое вкусное применение танграма в шоколаде.

Ребята утверждают, что нужно собрать квадрат.

Первичное закрепление

Ребятам предлагается собрать квадрат из деталей танграма

 

Рефлексия

- Достигли мы поставленной цели?
- Что особенно вам запомнилось?
- Что нового для себя узнали?

 

Ребята получают в подарок индивидуальный набор игры «Танграм»