План-конспект урока технологии в 6 классе по теме: «Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»

Разделы: Технология


Предмет: технология.

Класс: 6.

Учебник: под редакцией В.М.Казакевича «Технология».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

  • предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла, организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование   навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места. Технология выполнения ручного тиснения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

Развитие познавательных
интересов.
Знакомство с терминами: резание, пластичность давление.  Овладение
умениями
выполнения ручного тиснения.    Умение организовать свою деятельность.
Находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. Организовать рабочее место.

Предметные – расширят представление о художественной обработке металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и  инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по тонколистовому металлу.
Регулятивные - определят последовательности операций с учетом конечного результата; составят план и последовательности действий при выполнении практической работы;
Познавательные - выберут способы решения задач по выполнению практической работы.
Коммуникативные - умеют вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – получат навыки самооценки. 
Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности.
Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического характера.
Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика, искусство, народные промыслы и ремесла.
Русский язык - написание слов - «резание», «пластичность»,
«рельеф», «тиснение».

Групповая: рассматривание изделий, выполненных в технике тиснения по фольге.
Фронтальная: рассуждение, постановка задач, наблюдение за действиями при показе приемов работы.
Индивидуальная: выполнение практической работы. Оценивание выполненной работы.

Учебник «Технология» 6 класс под редакцией В.М.Казакевича;
Дополнительные материалы.
Техническое оснащение:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК), классная доска. Наборы инструментов.
Наглядно-демонстрационный материал:
Приложение 1 - презентация в программе PowerPoint: «Художественная обработка металла. Тиснение по фольге», готовые изделия, образцы объектов труда.
Раздаточный материал:
Приложение 2 - рисунки, шаблоны, карточки с технологической последовательностью изготовления ручного тиснения по фольге и тонколистовому металлу.

Технологическая карта урока

Презентация

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

Практическая работа по выполнению тиснения

  1. Подготовьте рабочую одежду, рабочее место: стол, стул, коврик, набор инструментов для тиснения, карандаш, линейку, ножницы, шлифовальный лист.  
  2. Выберите рисунок будущего изделия. Продумайте заранее, какой рельеф будет иметь каждый участок рисунка.
  3. Подготовьте материал для тиснения (вымойте, разрежьте, распрямите).
  4. Выполните тиснение по фольге. (Работаем на коврике)
  5. Рисунок поместите на фольгу, затем на коврик (можно скрепить скрепкой).
  6. Перенесите рисунок при помощи давилки (ручка с не пишущим стержнем) на коврике.
  7. Снимите скрепку.
  8. По обратной стороне металла, аккуратно пройдитесь шлифовальной бумагой, до появления рисунка.
  9. Для получения выпуклых элементов рисунка, по обратной (цветной) стороне металла, проведите давилкой с шариком, увеличивая нажим. (Работаем на коврике)
  10. Пройдите вокруг рисунка с лицевой стороны. (Работаем на коврике)
  11. Декорируйте фон точками, полосками в зависимости от рисунка. (Работаем на коврике)