Конспект урока "Защита Отечества"

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Ключевые слова: защитники Отечества


Конспект урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

Формируемые УУД

1 этап.
Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2 этап. Мотивационно- целевой этап. Постановка цели и задач урока

Просмотр видеоролика «О героях былых времен».
Вопросы:
- Какой теме посвящен видеоролик?
- С какими страницами нашей  истории связан?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (дети предлагают свои предложения)  Какие вопросы мы будем обсуждать?
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему «Защита Отечества.
Что мы должны узнать…..
Знакомство с планом урока:
1. Долг и обязанность.
2. Героические страницы прошлого и настоящего.
3. Зачем нужна регулярная армия.
4. В чем заключается военная служба.
Сегодня мы также  познакомимся с документами, в которых прописаны обязанности гражданина РФ.
1. Узнаем, кто и как несет военную службу в рядах российской армии
2. Выясним, какие угрозы возникают для нашей страны.
Постановка учебного вопроса.
Откройте Конституцию, ст.59.. Прочитайте «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». (слайд 2)
Нет ли в этом противоречия?
Почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью?
Сегодня мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.

 

Регулятивные: определять цель, задачи в деятельности.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к учебному предмету.

3 этап. Этап усвоения новых знаний

 

Нам необходимо научиться различать понятия «долг» и «обязанность» и для этого вам дано было задание найти в словарях значение этих слов и рассказать нам. (Выступление ученика.)
Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом.
Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживаемая силой государства. За нарушение нормы следуют санкции, (слайды 4-5)
Посмотрите на эпиграф нашего урока на доске .
«Родина – мать, умей за нее постоять»  Как вы понимаете эти слова? (Родина кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет нас своей красотой. Вот только защищать сама себя не может. Обязанность ее защищать всегда лежала на тех,  кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.)
Познавательные
Общеучебные - умение структурировать знания; дополнять и расширять знания о долге и обязанности, строить осознанные речевые высказывания в устной форме, формулировать ответы на вопросы учителя; осуществлять поиск информации из практического опыта.

Беседа:

1. Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой священный долг?

2. Давайте вспомним героическое прошлое нашего Отечества   (с 6 по 11 слайды)

3. Как по другому называют тех, кто любит свою землю, беззаветно предан ей, гордится ее успехами? (патриоты)

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности;
Проявлять интерес к новому учебному материалу. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

А как называется чувство, которые испытывают патриоты? (патриотизм).
Посмотрите на доску, что связывает эти исторические личности?
(на доске портреты  А.Невского, Д.Донского, М.Кутузова, Г.К.Жукова, Н.Дуровой)
Изучите текст «Путешествие в прошлое: на стр. 31–32. И ответьте на вопросы.
1. Какое страшное известие потрясло нашу страну 22 июня 1941 г.
2. Как откликнулись на эту беду советские люди, в том числе и молодежь? (ответы детей)

Среди тех, кто защищал нашу Родину, есть имена ваших предков, прадедов, защищавших нашу землю в самые трудные времена. Мне хочется предоставить слово детям, (рассказывают о своих прадедах).

Коммуникативные: организовать работу в группе, самостоятельно определять цели, находить ответы, вырабатывать решения.

Задание: работая с учебником на стр.  31 графически отобразите значение выражения «Защита Отечества» (работа с учебником).
Работа с картой у доски:  Наше государство – Российская Федерация,  раскинулась на площади 17, 4 млн.кв. км. Россия  занимает большую часть Восточной Европы и Северной Азии. Россия омывается водами Северного Ледовитого океана, морями Тихого океана, Атлантического океана. РФ занимает первое место в мире по территории и 8 место по численности населения. 78% населения живут в Европейской части России, остальные в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Как вы оцениваете такое положение? В чем минусы такого геополитического положения? (ответы детей)  Наша страна должна иметь сильную армию, способную защищать, вооруженную  самым современным оружием.  В 2010 году была разработана  Государственная программа вооружения до 2020 года. Главная задача – обеспечить армию современными средствами ПВО, баллистическими ракетами, новейшими системами связи.
Регулярная армия (13 слайд). Какая армия называется регулярной? Когда она была создана?.
Посмотрите на состав современной российской армии. Приведите доказательства боеспособности нашей армии. (слайды 14-15)

Класс делится на группы и получает задания?
1 группа. Существует ли сегодня необходимость в вооруженных силах, в отважных воинах?
Какие угрозы нашей стране существуют? (слайды 16-21)
2 группа. В чем заключается воинская  обязанность? Виды военной службы? (слайд 22)
3 группа. Что означает военная служба  гражданина? Виды службы (слайды 23-24)
4 группа. Общие обязанности военнослужащих. Слайд 25.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
самостоятельно решать поставленные задачи.

4 этап. Первичная проверка понимания изученного

Проверка  усвоения знаний. Группы представляют свои  ответы.
1.Какие угрозы нашей стране существуют в данное время? (слайды16-21)
1. Внешние:
А. Глобальные - во всем мире – угроза третьей мировой войны.
Б. Региональные – в отдельных регионах, например в Сирии, на Ближнем Востоке.
В.Частные – деятельность террористических организаций.
В. Внутренние - создание незаконных вооруженных формирований, незаконное распространение наркотических веществ, незаконное распространение оружия, боеприпасов.
2. В чем заключается воинская обязанность? (слайды30-31)
3. В чем заключается военная служба? (ответы детей)
Военная служба включает в себя:
1. Несение боевого дежурства, участие в учениях и походах кораблей,
2. Участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов.
3. Несение боевого дежурства,
4.Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф,
5. Оказание помощи правоохранительным органам в защите прав и свобод граждан, в охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности. (слайды 23-24)
4. Каковы основные обязанности военнослужащего? (слайд 22)
Знакомство с присягой ( слайд 23).

Познавательные: умение структурировать знания, умение выделять главное;
Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Регулятивные:
определяют уровень усвоения изучаемого материала., коррекция.
Личностные: осознавать значение знаний для человека, развивать способности к самооценке.

5 этап. Обобщение и систематизация знаний

На слайде текст с пропущенными словами
Защита Отечества – это ….и…….граждан. С…..лет гражданин должен встать на учет в ……….. . Есть два вида службы …….. и …………. На военную службу призываются граждане от …..до … лет. Военнослужащий, впервые поступивший на …………, приводится к …………… перед ……Российской Федерации  и …. воинской части. Он торжественно присягает на верность ………. Российской Федерации, дает клятву соблюдать ……… РФ, строго выполнять требования воинских ……., приказы………и начальников, достойно выполнять воинский …….

Ответьте на проблемный вопрос:
- Почему служба в армии является долгом и обязанностью? (ответы детей)
Чувство долга побуждает людей защищать свое отечество в случае нападения на него. Защищая свою страну, они защищают и себя. И свою семью. Но защита Отечества – это и обязанность граждан, закрепленная в законе. Чтобы суметь защищать себя, свою страну, человек обязан готовить себя к военной службе. Поэтому служба в армии – это и долг,  и обязанность.

Познавательные: обобщать, делать выводы, определять понятия,
Коммуникативные: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и знаний.
Личностные: осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

6 этап.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия

Завершая урок, мы должны выяснить, а что мы узнали сегодня на уроке. (Ответы детей)
Незаконченные предложения…
- Я сегодня на уроке  узнал……
- Мне на уроке  было интересно…..
- Больше всего мне запомнилось….
- Раньше я не знал……

Регулятивные: определять уровень усвоения изучаемого материала
Личностные: понимать значение знаний для человека, развивать способность к самооценке.

7 этап. Информация о домашнем задании

Прочитать параграф 4. до стр.36.

  1. Подготовить презентацию или сообщение по теме «Подвиги российских солдат и офицеров в наши дни»
  2. Написать эссе «Защита Отечества – долг или священная обязанность».