Лабораторная работа "Выяснение зависимости периода колебаний от длины маятника". 9-й класс

Разделы: Физика, Профессия — педагог

Класс: 9

Ключевые слова: физика, ФГОС, маятник, лаборатория, интеграция, Еxcel , частота колебаний маятника , длина маятника


Лабораторная работа из Практикума интегрированных лабораторных работ в программе Еxcel по механике  9 класс по УМК Перышкин А.В.

Цель урока: Повысить компетентность обучающихся путём включения их в предметные и метапредметные виды деятельности: информационную, коммуникативную, регулятивную.

Информационная деятельность на этом уроке развивает умения: поиска информации в разных источниках (интегрированная лабораторная работа), извлечения информации из разных знаковых систем (таблица ресурса, телефон…), перевода информации из одной знаковой системы в другую. (из телефона на компьютер)

Коммуникативная деятельность на этом уроке развивает умения работать в команде, когда у каждого своя роль и надо интегрировать результаты деятельности для выполнения общей задачи, владеть монологом, вести диалог, быть терпимым к другому мнению.

Регулятивная деятельность на этом уроке формирует умения: формулировать цель, ставить задачи, самостоятельно организовать деятельность, оценить результаты.

Задачи урока: приобретение умений и навыков для самостоятельного выполнения лабораторных работ, повышение информационной грамотности, развитие коммуникативных способностей, совершенствование регулятивной деятельности.

Описание особенностей компьютерного ресурса: лабораторные работы разработаны в программе Excel, состоят из трех листов: оформление, расчет и вывод, в каждой части есть примечания, которые позволяют ученикам провести работу без участия учителя, используя возможности Excel.

Форма работы на уроке: групповая. На учебных столах находятся 6 комплектов одинаковых лабораторных работ Минилаб, что позволяет одновременно работать парами половине класса. Вторая половина класса решает задачи на темы лабораторных работ. На следующем уроке ученики меняются местами.

Возможен, даже вариант одновременного выполнения классом шести различных работ, при этом каждая пара  делает свою работу и поэтому можно обойтись минимальным количеством оборудования Минилаб.

Ход работы

На этапе целеполагания работа начинается с правила формулирования цели и задач команд, которые сидят за одним компьютером, поиск ответов на контрольные вопросы на 3 листе ресурса формирует понимание темы лабораторной работой.

На 2 этапе учитель знакомит учеников с компьютерным ресурсом.

На 3 этапе ученики самостоятельно знакомятся с алгоритмом примечания ход работы и записывают рабочую формулу.

На практическом этапе урока: выполняют лабораторную работу по этому алгоритму; заполняют таблицу результатов; рассчитывают погрешность; строят график зависимости периода колебаний от длины маятника в программе Ехсеl; помещают фото установки.

При этом формируются предметные навыки работы в программе Ехсеl и метапредметные умения и навыки работы со своим телефоном; на этапе выполнения лабораторной работы метапредметные навыки работы с предоставленным оборудованием совершенствуются.

За 10 минут до окончания урока учащиеся объединяются с целью интеграции усилий по нахождению ответов на контрольные вопросы, выработке выводов по  лабораторной работе и самооценке результатов, что и является главным достоинством предложенной методике.

Использовались:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 учебник. М. Дрофа 2018.
  2. Анофрикова С.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся.
  3. Компьютерный ресурс смотрите в приложениях:
    1. Приложение 1;
    2. Приложение 2;
    3. Приложение 3.